Компания Tokyo Rope построила завод в индустриальной зоне города
Японская компания Tokyo Rope в июле 2018 года запустила в Алматы завод Tokyo Rope Almaty по производству высококачественных металлических тросов, стальной оцинкованной сетки для открытых горных и буросвайных работ. Предприятие расположено в индустриальной зоне города, создано на японские инвестиции и находится на стадии доходности. О том, что привело японскую компанию в Казахстан, корреспонденту «Капитал.kz» рассказал коммерческий директор ТОО «Tokyo Rope Almaty» Марат Чиналиев.
– Марат, чем Алматы привлек такого крупного инвестора, как Tokyo Rope?
– У компании есть два основных направления бизнеса. Первое – производство стальных канатов и вантов для мостов. Тут компания является мировым лидером. Второе направление – инженерная защита. Это различные системы для повышения безопасности жизнедеятельности человека, защиты инфраструктурных объектов. Для развития этого направления в компании давно рассматривали рынок СНГ как перспективный. Японская продукция начала появляться на рынках России, Казахстана и других стран еще в 2010 году. Это были поставки для крепления скальных откосов вдоль дороги Медеу – Шымбулак при подготовке к Азиаде, крепления склонов при подготовке к Олимпиаде в Сочи, защита дороги от камнепада во Владивостоке при подготовке к саммиту АТЭС и другие крупные объекты гражданского сектора.
Стало очевидным, что спрос на рынке есть, и он будет только расти. Изменение климата и учащение различных катаклизмов предполагает, что вопросы защиты становятся все более актуальными. После того, как стало понятно, что рынок перспективный, было принято решение открыть первое производство в Алматы. В то время реализовывался проект по креплению скальных откосов на дороге Медеу – Шымбулак, и акимат Алматы не раз поднимал вопрос о том, чтобы локализовать производство в Казахстане, привлекая иностранные инвестиции. Начали работу весной 2016 года с аренды небольшого цеха. Оборудование завезли из Японии. Японский инженерный персонал провел обучение местных кадров. И в таком режиме завод работал в течение года.
В 2017 году акимат города предложил расположить наши производственные мощности на территории индустриальной зоны на выгодных условиях. Нам была предоставлена земля в виде натурного гранта и другая поддержка. В конце 2017 года после завершения проектно-сметной документации мы начали строительство завода. В июле 2018 года запустили его.
На новом месте мощности предприятия выросли в четыре раза, с 5 тыс. тонн до 20 тыс. тонн. Был также расширен ассортимент продукции. В 2016 году мы производили только специальные тяжелые габионы для крепления русел рек и возведения подпорных стен, а сегодня еще производим горную крепь. Это высокопрочная стальная сеть для крепления скальных откосов.
– Сколько было вложено инвестиций в проект?
– На первом этапе мы вложили около 1,5 млрд тенге. На втором этапе – около 2,5 млрд тенге. Вышли на прибыль уже через год работы.
Доходность на акционерный капитал по японским компаниям не высокая, рентабельность завода – в районе 8-12%. Это достаточно стабильный и низкорисковый рынок. При открытии закладывалась высокая рентабельность. Но из-за того, что мы только заходим на рынок, мы делаем большие скидки и даже отдаем продукцию по себестоимости. Сейчас мы набираем базу клиентов, с которыми могли бы в будущем работать на постоянной основе.
– А какое сырье вы используете в производстве? Где его закупаете?
– Ежегодно мы закупаем 25 тыс. тонн сырья, часть из которого казахстанская. Но требования к качеству конечной продукции очень высокие, и не всегда местное сырье их удовлетворяет. Поэтому нам приходится некоторую часть сырья для производства закупать в России и какую-то часть – в Японии. Например, стальная проволока для горной крепи идет с алюминий-цинковым покрытием. Это непосредственно сама сталь, причем очень высокого качества и с исключительными прочностными характеристиками, и покрытие – не просто стандартная оцинковка, то, что есть сегодня на рынке Казахстана и России, а именно сплав алюминия и цинка. К сожалению, даже в Европе не изготавливают такую проволоку, только в Японии и Китае, где расположены японские производственные мощности. Только такая проволока может обеспечить защиту от коррозии на 50 и более лет.
– Насколько отличается стоимость казахстанского, российского и японского сырья?
– Японский материал по стоимости не сильно отличается от российского, даже несмотря на транспортные расходы и таможенные пошлины. Разница составляет где-то 5-6%. Также тут роль играет то, что у нашей головной компании есть долгосрочные договоренности с производителями в Японии.
Тонна японской алюминий-цинковой проволоки стоит около 800 тыс. тенге. Просто оцинкованная проволока – около 500 тыс. тенге, российская – около 470 тыс. тенге, казахстанская – по той же цене, что и российская. Даже если местный производитель обеспечивает переработку, то изначально он, скорее всего, закупает сырье в России. Я думаю, что в Казахстане надо развивать сопутствующие производства, потому что потребность в таком сырье есть не только у нас.
– От чего зависит стоимость продукции?
– Она очень сильно зависит от закупаемых объемов сырья, от проекта. Но благодаря тому, что производство локализовано, она на 50-70% дешевле других аналогов из такого же премиального сегмента.
Существует два ценовых сегмента. В первый входят европейские, корейские и японские производители. Там качество продукции очень высокое, долгосрочные гарантии, серьезный инженерный подход в проектировании и шеф-монтаже. В этом сегмента наша цена – самая низкая на рынке. Ко второму сегменту относятся российские и китайские производители. У них продукция более низкого качества, и с ними сложно конкурировать. Но мы и не пытаемся.
Конкуренцию нам составляют крупные европейские компании, которые производят сопоставимую по качеству продукцию. Это крупные австрийские, швейцарские, немецкие производители, которые завозят продукцию в Казахстан.
– На что приходятся основные траты компании?
– При открытии мы вложили около 60% от всех наших инвестиций в покупку оборудования. Сначала завезли одну линию, потом еще две. Это японское оборудование, и оно достаточно дорогое. Например, станок плетения стоит в районе 600 млн тенге. Сварочные станки – около 300-400 млн тенге.
На сегодняшний день основные траты компании – это покупка сырья и зарплата персонала. Несмотря на то, что производство автоматизировано, ручной труд все равно применяется. В изготовлении продукции есть некоторые нюансы, требующие участия человека.
– Куда вы поставляете готовую продукцию? Кто ваши основные заказчики?
– Мы работаем по двум направлениям: гражданское строительство и горнорудная промышленность. Гражданское строительство – это крупные строительные компании, которые используют нашу продукцию в своих проектах. Кроме того, это обеспечение защиты инфраструктуры на различных участках. Наши клиенты – это компании, выигравшие крупные подряды по реализации инфраструктурных проектов.
Горнорудная промышленность – это обеспечение безопасности при проведении горных работ. Это очень перспективное направление для нас, и мы работаем с крупными горнорудными компаниями.
Около 55% нашей продукции экспортируется в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, планы есть по Туркменистану, а также по странам Ближнего Востока, в частности Саудовской Аравии.
– Помимо того, что в Казахстане не всегда можно найти нужного качества сырье, с какими сложностями еще сталкивается компания?
– Основная проблема для нас сегодня – это то, как работает система государственных закупок. В этой системе есть некоторые несовершенства, из-за которых государство приобретает некачественную продукцию, потому что главным критерием остается цена. При реализации крупных строительных проектов из-за несовершенства в законодательстве о закупках получается, что государство приобретает товары и услуги по наименьшей цене, а значит, и качеству. Для европейский стран, например, главным критерием является качество. Там государство готово купить продукцию дороже, с расчетом на то, что она прослужит дольше, чем более дешевые аналоги, и в долгосрочной перспективе государство выигрывает в денежном выражении, то есть учитывается Lifecycle Cost. Этого механизма в нашем законодательстве о закупках нет. Поэтому в условиях, когда приобретаются китайские и российские аналоги более низкого качества, очень сложно работать. А высококачественная продукция, которая производится в Казахстане, остается без внимания. В этом отношении нам проще работать с крупными горнорудными компаниями.
С тех пор, как мы зашли на рынок, нам хорошо содействовал акимат Алматы. И это был один из важных факторов при принятии решения нашими акционерами в Японии об открытии производства в Алматы. Также в планах у нас локализовать производство в Атырау, чтобы работать на запад Казахстана. На участке, выделенном акиматом в Алматы, мы планируем реализацию третьего этапа завода. Это будет более широкая линейка различной стальной продукции, скорее всего, такой как лавинозащитные сооружения, анкера, трубная продукция.