Kapital.kz выяснил, как может измениться рынок обмена валют
Ассоциация обменных пунктов РК направила письмо в Национальный банк и НПП «Атамекен» с просьбой пересмотреть нормы, которые планируется внедрить в отношении обменных пунктов Казахстана. Одно из предложений ассоциации – чтобы Нацбанк диверсифицировал требования к обменникам по уставному капиталу в зависимости от месторасположения обменного пункта. О том, к чему могут привести предлагаемые к обменным пунктам требования регулятора и сколько средств может недополучить бюджет, в беседе с корреспондентом Kapital.kz сообщил президент Ассоциации обменных пунктов РК Арчин Галимбаев.
«Около двух недель назад Ассоциация обменных пунктов РК отправляла письмо Нацбанку. В письме мы просили, чтобы были изменены требования к обменным пунктам, которые указываются в Проекте Постановления правления Нацбанка РК «О внесении изменений и дополнений в постановление правления Национального банка РК от 4 апреля 2019 года № 49 «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК». Аналогичное письмо регулятору отправляли также обменники, которые не входят в нашу ассоциацию. Пока мы не получили ответа», - отмечает Арчин Галимбаев.
Собеседник также пояснил, что после опубликования проекта Постановления были проведены встречи с представителями Нацбанка. «Но с нашей точки зрения, позиция регулятора выглядит не совсем убедительной», - подчеркивает он.
Отметим, в Проекте Постановления указывалось, чтобы к 2020 году уставный капитал всех обменных пунктов был на уровне не менее 100 млн тенге. «Наше пожелание, чтобы для обменников, находящихся в небольших регионах, размер уставного капитала остался неизменным – на уровне 10 млн тенге. Для городов областного значения – на уровне не более 20 млн тенге. По обменникам в Нур-Султане и Алматы мы готовы выслушать позицию Нацбанка, но готовы к тому, что уставный капитал для них повысится с 30 млн тенге до 100 млн тенге. Наше предложение – диверсифицировать размер уставного капитала по обменным пунктам в зависимости от их месторасположения. Но ведь по предлагаемым поправкам Нацбанк предлагает уравнять все обменники, вне зависимости от их локации. Это не совсем корректно, сравнивать обменники Алматы с обменниками из города Шу», - подчеркнул Арчин Галимбаев в беседе с корреспондентом Kapital.kz.
В Ассоциации обменных пунктов РК рассказали о своих предложениях, которые они указали в письме Нацбанку.
Требование по увеличению уставного капитала для всех обменных пунктов до 100 млн тенге, по мнению членов Ассоциации, является «необоснованным». «Во первых, реальные внутридневные обороты обменных пунктов по кассе (покупка-продажа иностранной валюты) не превышают в среднем 25-30 млн тенге в Алматы и Нур-Султане. В других городах обороты составляют не более 5-10 млн тенге в день. Во-вторых, по нашим оценкам, отсутствие возможности выделения дополнительных денежных средств на увеличение уставного капитала возникнет у 30-50% обменных пунктах в Алматы и Нур-Султане и у 70-90% в других городах Казахстана. Эта ситуация может привести к массовым закрытиям большинства обменных пунктов, а также к уменьшению конкуренции и монополизации рынка обменных валют», - сообщил Kapital.kz Арчин Галимбаев, ссылаясь на текст письма.
В письме указывается, что привлечение дополнительных средств для увеличения уставного капитала приведет к увеличению расходов обменников «на величину стоимости привлекаемых средств». «Среднерыночные ставки по кредитам банков второго уровня измеряются в диапазоне от 15 до 20% годовых. Эти ставки вместе с сокращением конкурентной среды приведут к резкому увеличению внутридневной маржи между курсом покупки и продажи иностранной валюты. Уверены, что со стороны Нацбанка отсутствует четкое обоснование к норме по увеличению уставного капитала. К тому же приведенное обоснование Нацбанка по увеличению уставного капитала по обменным пунктам «в целях обеспечения достаточного уровня капитала уполномоченных организаций» представляется необоснованным, так как установленный на сегодняшний день минимальный размер уставного капитала полностью покрывает необходимость в оборотных средствах для осуществления деятельности обменных пунктов», - говорится в письме регулятору от Ассоциации обменных пунктов РК.
Также Арчин Галимбаев рассказал, что требование в Проекте Постановления к обменным пунктам по наличию у них 20% от уставного капитала на счетах в банке также неприемлемо.
«Основным и единственным видом деятельности обменного пункта являются операции с наличной иностранной валютой. Соответственно, размещение на банковских счетах безналичных денежных средств в размере 1/5 уставного капитала противоречит уставным целям обменников и лишает их оборотных средств, которые должны участвовать в предпринимательской деятельности. К тому же размещение денежных средств в размере 20% от уставного капитала на банковских счетах лишает обменные пункты дохода. В то время как банки второго уровня получают средства в бессрочное бесплатное пользование. Так, согласно пункту 3 статьи 2 Предпринимательского кодекса РК запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов предпринимательства. Поэтому Ассоциация обменных пунктов считает, что эта норма (по 20%. - Ред.) является несправедливой и ущемляет права членов Ассоциации, устанавливая привилегированное положение банков второго уровня», - отмечается в письме Ассоциации обменных пунктов.
Члены Ассоциации уверены, что обменные пункты несут огромные риски «в случае банкротства банка в связи с отсутствием гарантирования текущих счетов банков второго уровня».
Арчин Галимбаев также пояснил, что в письме Нацбанку Ассоциация высказала свое мнение и об ограничении времени работы обменных пунктов, которое планируется внедрить. «Уверены, что ограничение режима работы обменных пунктов с 10:00 до 19:00 негативно отразится как на обменных пунктах, так и на их клиентах. Во-первых, не все клиенты имеют возможность произвести обменные операции в их рабочее время. Поэтому значительно повышается риск возникновения и развития теневого рынка обменных операций в нерабочие часы со спекулятивным, так называемым «ночным курсом». Во-вторых, многие обменные пункты, работающие в настоящее время в круглосуточном режиме, столкнутся с проблемой и дороговизной вынужденной инкассации оборотных денежных средств, риском нападений криминальных элементов в вечерние и утренние часы во время инкассаций, сокращением сотрудников обменных пунктов, работающих в вечернее и ночное время», - отмечается в письме Ассоциации.
Также в письме говорится о том, что сокращение рабочего времени обменного пункта приведет «к потере части прибыли и возможным убыткам». «Обоснование Нацбанка РК данной нормы звучит так: «в целях минимизации рисков по безопасности» представляется нелогичным. Каким образом и чьи риски минимизируются при ограничении рабочего времени обменников, не ясно», - говорится в письме регулятору.
В письме Ассоциации также говорится, что предложение регулятора о необходимости фиксации всех личных данных клиента при каждой операции. «Фиксация данных физических лицо по каждой операции приведет к увеличению времени обслуживания клиентов обменниками. Нежелание многих клиентов раскрывать свои личные данные, приведет к массовому оттоку клиентов из легальных обменных пунктов к нелегальным (менялам. – Ред.) и может спровоцировать целый ряд негативных последствий. Например, спровоцировать оборот фальшивых купюр, мошенничество, грабеж и т. д.», - ссылается на письмо Арчин Галимбаев.
Он поясняет, что по состоянию на 1 июля 2019 года в Казахстане осуществляет свою деятельность 766 небанковских обменных пунктов. «В случае принятия данных изменений, которые указываются в Проекте Постановления, с рынка могут уйти более 50% всех существующих обменных пунктов. Это приведет к следующим негативным последствиям. Во-первых, к сокращению числа работников обменников по приблизительным оценкам на 1200-1500 человек. Также эта инициатива приведет к увеличению расходов и сокращению доходов обменников, а значит, скажется на увеличении их маржи в 2-2,5 раза (за счет повышения разницы между покупкой и продажей валюты. – Ред.). К тому же эта мера регулятора может привести к сокращению размеров легального рынка обменных операций и увеличению и развитию теневого рынка данных услуг. И также приведет к сокращению поступлений по фиксированному налогу в районные бюджеты на сумму не менее чем на 300 млн тенге в год», - указывается в письме Ассоциации.
С учетом вышеизложенного, подчеркивается в письме, обменные пункты в лице Ассоциации обменных пунктов РК просят отменить указанные нормы в Проекте Постановлени: «просим и не допустить принятие Проекта в нынешней его редакции».
Напомним, 2 августа 2019 года Нацбанк опубликовал на своем сайте Проект Постановления правления Нацбанка РК «О внесении изменений и дополнений в постановление правления Национального банка РК от 4 апреля 2019 года № 49 «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК». Аналитики высказали свое мнение по этому проекту. Позже в Нацбанке прокомментировали, почему планируется изменить правила игры на рынке обменных пунктов.