В то время как в стране буксует второй этап программы Народное IPO, в Казахстан входят финансовые брокеры из ближнего зарубежья. Так, на прошлой неделе состоялась презентация карагандинского филиала российской инвестиционной компании «ФИНАМ». Приехавший на мероприятие из Москвы председатель правления Владислав Кочетков рассказал корреспонденту «Матрицы.kz» в эксклюзивном интервью, на чем основана его вера в то, что в обозримом будущем любая наша домохозяйка может стать участницей инвестиционных процессов, а казахстанская фондовая биржа KASE станет интересна инвесторам из других стран.

- Владислав Владимирович, обычно иностранные компании, заходя на рынок Казахстана, начинают свое шествие с Алматы. Вы же открылись в Караганде и Астане. Чем мотивирован такой ваш выбор?

 

- Мы выбираем не города, а партнеров, которые готовы нас поддержать, развиваться и работать вместе. Так уж вышло, что именно в Караганде мы нашли профессионалов, которые имели до этого определенный опыт работы. Величина города, конечно, имеет значение, но команда профессионалов важнее. Сегодня люди из всех регионов Казахстана приезжают в Караганду, чтобы решать свои инвестиционные задачи. Хотя в Алматы мы планируем открыться тоже.

- По-вашему, Казахстан уже готов воспринять такой вид бизнеса – инвестиции в ценные бумаги?

 

- С одной стороны, Казахстан – это регион с достаточно сформированным, интересным финансовым сектором, с другой стороны, все-таки локальный рынок ценных бумаг, особенно бумаг долевых здесь развит в меньшей степени. Без обид, но пока те же акции казахстанских эмитентов проще покупать в Лондоне, где больше их ликвидность.

- Я имела в виду другое. Насколько среднестатистический казахстанец готов к такому виду инвестиций – не в золото, не в недвижимость, а в бумаги?

 

- Скажем так: других вариантов в ближайшее время не будет. На ближайшие три-четыре года нас ждет эпоха дешевых нефти и ресурсов, связанных с металлургией. Темпы развития мировой экономики замедляются, в том числе, в Китае. Соответственно, на сырье заработать будет сложно, девальвация сырьевых валют - и рубля, и тенге, уже произошла. И, скорее всего, тенденция будет усугубляться.

 

Больших перспектив на рынке недвижимости и у вас, и у нас, нет. Банковские депозиты, скорее всего, реальные девальвационные процессы перекрывать не будут, и потому вариантов сохранения и преумножения сбережений, кроме акций - нет.

- А как же финансовые возможности населения? Каков минимальный порог для входа в рынок ценных бумаг?

 

- Зависит от услуг. Порог входа для услуг ММА (доступ с одного счета к пятнадцати ведущим биржам мира) составляет 15 тысяч рублей, либо 500 долларов или евро. Сейчас выгоднее заходить рублями. В российский рынок, который сейчас объективно подешевел, можно входить с 5 тысячами рублей.

- Многие мои знакомые пробовали торговать на бирже «FOREX» и разочаровались, потеряв вложенные деньги. Не кажется ли вам, что это – еще один повод для недоверия к инвестиционному бизнесу для казахстанцев?

 

- Да, это проблема – зачастую люди не видят разницы между брокерской компанией и «Форексом». Но хочу пояснить. Классический «Форекс» – это тот, где брокер работает против клиента. Клиент зарабатывает – брокер отдает ему свои деньги. Клиент теряет деньги – брокер зарабатывает. Это в корне неправильная ситуация.

 

Мы на рынке «Форекс» присутствуем с 1999 года, 15 лет. Но у нас другая политика, мы не играем против клиента. Все сделки мы выводим на реальный рынок. С точки зрения бизнеса - это более низкая рентабельность, но зато нет «слива»: клиент проигрался – мы забрали деньги, мы молодцы. Нет.

 

Если он проигрался, его деньги уходят в рынок, другим трейдерам. Мы берем на себя риски, зарабатываем на процентах и по-человечески чувствуем себя более комфортно. Поскольку не обираем клиента, а даем ему инфраструктуру, а дальше он сам уже зарабатывает или проигрывает.

- Вы даете доступ на фондовую биржу Казахстана?

 

- Пока нет. Казахстанская фондовая биржа KASE в процессе подключения. Я думаю, до конца декабря доступ к фондам Казахстана тоже появится. Это будет дополнительный поток ликвидности на региональный рынок. Причем, не только российских и казахстанских инвесторов. В данный момент это порядка семи тысяч клиентов в Китае, двух тысяч инвесторов в Индии, трехсот клиентов в Мексике, где мы присутствуем всего несколько недель. После того как мы подключим к нашим услугам казахстанскую фондовую биржу, я думаю, количество клиентов, которые торгуют на ней, существенно увеличится.

- У вас уже есть клиенты в Казахстане?

 

- Да, есть база в Караганде, здесь через нас торгуют порядка 500 клиентов. И еще порядка 100-170 человек по области. Есть клиенты из других городов Казахстана – Алматы, Астаны,Шымкента. И даже из Кыргызстана.

- Вам не кажется, что для семнадцатимиллионного населения Казахстана – это капля в море?

 

- Именно. Поэтому мы и пришли на рынок Казахстана. В своей работе мы всегда ориентировались на Запад, где 98% домохозяек являются участниками инвестиционных процессов. Уровень проникновения этого вида бизнеса на российском рынке составляет порядка 4-5%, рынок Казахстана, думаю, еще меньше. Это говорит о том, что у нас есть хорошие перспективы для того, чтобы расти и развиваться здесь.

 

И, с другой стороны, населению, в численном выражении которого есть огромный потенциал для того, чтобы помимо банковских вкладов и покупки валюты получить большую и интересную линейку инвестиционных инструментов для вложения свободных денежных средств, расти и развиваться вместе с нами.

- Известно ли вам, что у нас в Казахстане проводится второй этап программы «Народное IPO», призванной вовлечь в инвестиционный процесс максимально большое количество казахстанцев. Но программа явно буксует. Для вас это не показатель того, что жители РК не готовы к такому виду бизнеса?

 

- Абсолютно не показатель. В части народных IPO – дело это, безусловно, очень хорошее. Но проблема в том, что «Народное IPO» и в России, и в Казахстане является делом условно принудительным, ориентированным на государственный пиар. Акцией, в ходе которой люди вкладывают деньги, не понимая реальных ожиданий, реальной цены и прочего.

 

Мне как представителю брокерской компании сама идея «Народного IPO» нравится. Потенциально это хороший рост клиентской базы. Но по факту - это чаще всего рост недовольных клиентов. «Народное IPO» - это то, что должно прийти после определенного формирования финансовой культуры.

 

Народное – это не значит, что нужно продать ценные бумаги обязательно всем и каждому, или что каждый госслужащий Казахстана должен приобрести акцию того или иного предприятия. Нет, это когда каждый человек, обладая полной информацией о данном предприятии и той прибыли, которую получит от покупки его акций, принимает осознанное решение. Думаю, «Народное IPO» без ярко выраженного элемента лохотрона на рынке появится лет через 3-5. А сейчас это очень неоднозначное явление.

- В таком случае, как вы собираетесь привлекать клиентов в Казахстане?

 

- Мы не привлекаем клиентов, а формируем. Основа нашей политики – это линейка образовательных услуг - от бесплатных семинаров до курсов для продвинутых инвесторов, которые создают торговых роботов и торгуют на различных площадках. С расписанием семинаров вы можете ознакомится на сайте www.finam.kz.

 

Как мы знакомимся с клиентами? Приглашаем на бесплатные двухчасовые семинары. Задача – помочь человеку понять, насколько ему интересен фондовый рынок. Его это тема или не его, и сколько там можно заработать. После такого «бесплатника» три пути.

 

Первый – понять, что это не ваше и уйти. Второй - воспользоваться услугами профессионального управляющего либо частного трейдера, который предлагает вам своего торгового робота. Это так называемый социальный трейдинг, который сейчас развивается безумными темпами. Когда успешный трейдер допускает повторение своих сделок другими инвесторами.

 

То есть, можно подключить свой счет к счету этого трейдера, и все его сделки повторятся на вашем счете. У нас порядка 15 тысяч инвесторов прикреплены к чужим счетам, и на этом зарабатывают.

 

И третий путь – это самостоятельный трейдинг. Собственно, специфика России и, наверное, Казахстана заключается в том, что наш клиент, наш трейдер недоверчив. Это те люди, которые прошли 90-е, которых ударили МММом и много чем еще. Они не хотят доверять никому свои деньги, и предпочитают торговать самостоятельно.

- На сегодняшний день существуют законодательные ограничители, которые мешают вашей деятельности в Казахстане?

 

- На сегодняшний день реальных препятствий нет, но самый эффективный способ работы – подключение граждан Казахстана к тем возможностям, которые у нас есть на сегодня, через нашего международного брокера. Один из ключевых моментов связан с российским налоговым законодательством. Казахстанский клиент, который открывает счет в российской брокерской компании, должен будет заплатить 30% от своего дохода.

 

Тогда как для резидентов России и Беларуси налог составляет 13%. Это одна из причин, почему сейчас мы более активно продвигаем открытие счета через кипрскую компанию. Кипрский брокер по законодательству России и Казахстана не является налоговым агентом.

- Подписание договора о создании Евразийского союза для развития инвестиционного бизнеса, который вы представляете, пойдет во благо?

 

- Я уверен, что интеграция финансовых систем будет проходить достаточно быстро. До сих пор биржи России и Казахстана существуют автономно. Казахстан – это рынок небольшого количества достаточно крупных компаний, а малый и средний бизнес на него выхода практически не имеют. Я думаю, в перспективе года-двух будет достаточно, чтобы появился доступ к ценным бумагам, к капиталу.

 

В данный момент счет можно открывать в рублях, долларах, евро, юанях. На фоне развития бизнеса в Казахстане мы планируем дать возможность открытия счета в тенге. Собственно, Евразийский союз – это один из драйверов, благодаря которому мы будем все плотнее сливаться, и за счет этого более эффективно развиваться.

- Вы планируете просто перенести на наш рынок российский опыт или необходима адаптация ваших услуг к нашим условиям?

 

- С позиции биржи российская развивается очень динамично, расширяя линейку эмитентов и участников торгов. На казахстанской бирже пока ограниченная линейка инструментов и небольшое количество участников. Однако в плане финансовой системы Казахстан Россию институционально опережает.

 

В Казахстане на протяжении двадцати лет правильно и продвинуто создавались финансовые институты. В части пенсионной системы, ипотечно-накопительной системы, участия почтовой инфраструктуры в развитии финансового рынка нам у вас учиться и учиться. Поэтому теперь необходимо развитие казахстанской биржи и доступность ее для разных слоев населения.

- Признайтесь честно, украинский кризис и связанные с ним падение курса рубля и санкции сказались на работе инвестиционных компаний?

 

- Сказывается постоянно вот уже почти год. В частности, например, наши партнеры стремятся открыть бизнес в Крыму, а мы их пока не пускаем, потому что не знаем, как это отразится на нашем бизнесе в США и Европе. Наш офис в Киеве практически перестал работать и ушел в революцию и в политическую деятельность. Да и в целом это отражается на ситуации на рынке ценных бумаг. И в экономике, и во всем.

 

Но, с другой стороны, ослабление рубля дает хорошую доходность на валютных стратегиях. Валютные стратегии, доступные нашим клиентам, принесли им за последний год в районе 200-240% годовых. Соответственно, вложения во фьючерсы «рубль-доллар» московской биржи обеспечивает клиентам отличный доход.

 

Обороты на срочном секторе московской биржи растут, в ноябре они приблизились к триллиону рублей, и за счет валютных инструментов клиенты очень неплохо зарабатывают. Это специфика биржевого трейдера – рынок падает, можно закрыть короткие позиции.

- Тогда как все это может повлиять на предпочтения ваших потенциальных казахстанских клиентов?

 

- Скорее всего, это будет влиять на то, что будет расти спрос на долларовые активы. Там есть очевидный плюс – покупая, например, тот же «Apple» в долларах, нужно учитывать, что не только растет доллар, но, соответственно, падает рубль или тенге. То есть, появляется дополнительный доход. Есть ожидания, что будет больший спрос не на рублевые активы, а на долларовые или евро.

- Почему именно в такой кризисный период вы входите на наш рынок?


- Кризис – это всегда большие возможности. Все крупнейшие биржевые состояния создавались на кризисе. Если вы хотите заработать 1000 долларов, приходите в спокойные времена. А если хотите миллиард, открывайтесь во время кризиса и зарабатывайте.

 

Источник: Матрица.kz