Правительство России ожидало более негативных последствий кризиса для экономики. Однако сейчас все складывается неплохо, и экономический подъем начнется уже в 2016 г. Таким мнением поделился первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, изменение ситуации в лучшую сторону - заслуга центробанка, правительства и президента. Об этом, а также о присоединении России к китайскому аналогу МВФ - Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, он рассказал в эксклюзивном интервью.


- Игорь Иванович, вы заявили о том, что Россия готова участвовать в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. Ждем подробностей.

 

- Это китайская инициатива. Совсем недавно было объявлено, что европейские государства готовы войти в этот банк. Наши китайские партнеры неоднократно предлагали участие в капитале этого банка. И мы серьезно к этому предложению отнеслись. Но вместе с тем надо понимать, что китайские партнеры нам предлагают рассматривать создание Банка развития ШОС. Было принято решение, и уже создается Банк развития БРИКС. Наряду с этим работает на евразийском пространстве Eвразийский банк развития, который находится в Алма-Ате, и где, кстати, Казахстан и Россия – крупнейшие акционеры.

 

Сейчас эта инициатива о создании Евразийского банка и инфраструктурных инвестиций. Мы изначально одобрили идею. Мы отнеслись к ней с пониманием. Мы понимаем, что это будет давать возможности развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. Однако надо было понять, как все эти банки, эти форматы все будут уживаться между собой. Мы доложили президенту понимание министерства экономического развития и Минфина, как это все будет строится. Президент Российской Федерации дал мне указание объявить на форуме о том, что мы готовы участвовать в капитале этого банка и будем вместе развивать инфраструктуру этого большого макрорегиона.


- Игорь Иванович, еще одна важная инициатива, которую здесь, на форуме, также обсуждают. Это экономический аспект Шелкового пути. Китай говорил о намерении развивать именно морскую часть этого проекта. Учитывая то, что у нас есть, в частности, на Дальнем Востоке, хорошая портовая инфраструктура, есть ли место нашим наработкам, нашей инфраструктуре в этом проекте?

 

- Китайская сторона неоднократно нам говорила про экономический пояс Шелкового пути. Эта инициатива с течением времени преобразовывается, она получает большее наполнение. Даже, кстати, по-разному называется. И вот в таком более-менее оформленном виде мы о ней услышали в выступлении Си Цзиньпина, когда он был с визитом в Казахстане. Мы понимали, что для нас открываются новые инвестиционные возможности.

 

Китайская сторона все время пытается сделать так, чтобы показать - Россия не выталкивается из этого формата, и никакая другая страна. Кстати, сегодня во время пленарного заседания тоже об этом говорилось, что все желающие страны могут быть включены, они вовлекаются в это сотрудничество, для того чтобы создать множество инфраструктурных и, читайте, экономических возможностей для участников бизнес-проектов.

 

У нас в России есть большая и серьезно развитая инфраструктура. Это приморские порты и, вообще можно сказать, дальневосточные морские порты. Это Транссиб и наше решение по развитию Транссиба и БАМа, предложение о том, чтобы соединить Западный Китай через Казахстан, Россию и Беларусь с Европейским союзом. Мы обсуждаем как раз этот проект с Китайской Народной Республикой и понимаем, что это не только рамки Российской Федерации, это рамки нашего евразийского партнерства. Нам нужно построить диалог так, чтобы наше евразийское партнерство и экономический поиск Шелкового пути друг друга дополняли. Нации, проживающие на территории всех этих стран, должны иметь дополнительные возможности для процветания.

 

Мы сегодня сформулировали и сказали, что мы будем взаимодействовать с Китайской Народной Республикой и с другими государствами при построении экономического пояса Шелкового пути. Но в первую очередь для нас экономический пояс и евразийское партнерство вместе должны создавать новые возможности и друг друга дополнять. Поэтому первое - это дополнение друг друга. Второе - это новые возможности для процветания. Так будем строить свои отношения с КНР.


- И именно этим нам интересна и сухопутная часть этого проекта?

 

- Этим и интересна и морская, и сухопутная части проекта. Наши логистические возможности не только для этого проекта, для других азиатских государств тоже очень интересны. Вы знаете, когда мы ведем диалог и с Вьетнамом, и с Японией, и с Индонезией, все поглядывают на наш транссибирский коридор. Но нам очевидно: такое большое экономическое партнерство - это не только маршруты для движения грузов, это и гуманитарное сотрудничество, развитие научной школы, образовательной школы. То есть гуманитарный аспект получит совершенно другое развитие. Невозможно будет избежать этого элемента развития.

 

Как мы понимаем, если наш президент выдвинул инициативу от Лиссабона до Владивостока, то как раз в этой части через Шелковый путь и взаимодействие с другими азиатскими государствами, то председатель КНР Си Цзиньпин сказал, что эта граница расширяется, отдаляется на Восток. Будет образоваться большое экономическое партнерство, совсем необязательно преференциального характера. Оно может быть связано с зонами свободной торговли, с построением институтов по взаимодействию, по аналогии как Европейский союз взаимодействует с другими государствами, выстраивая специальные диалоги, специальные форматы сотрудничества и развития.

 

Это очень сложная рамка. У Российской Федерации, таких партнеров не было, такого сложного формата взаимодействия не было. Но этот формат, который предлагают обсуждать на политическом уровне и наши лидеры 8 мая в рамках саммита, еще наполняется и поддерживается финансовыми средствами Евразийского банка развития, который есть на пространстве Евразийского союза, Банком ШОС, который будет создан или не будет создан, мы сейчас обсуждаем, и теперь Азиатским банком. Вместе с этим создан Фонд Шелкового пути, как вы знаете, объявлен его капитал. Он также будет поддерживать финансовые проекты на этом пространстве. Вообще, складывается очень интересная повестка. Она для России вообще очень интересна, и не надо связывать это с санкциями.


- Но особенно в прошлом году эта тема получила свое активное развитие.

 

- Для нас это конкретная работа, особенно в условиях санкций. Но о таком серьезном векторе в сторону восточного направления было заявлено во всеуслышание в 2012 году, когда Россия председательствовала в АТЭС.


- Но если говорить о сотрудничестве в финансовой сфере, ведь в прошлом году появились, наконец, первые расчеты, первые контракты внешнеторговые, в которых валютой выступили национальные валюты – рубль, юань. Эта тема будет развиваться?

 

- Это будет продолжаться. Мы сейчас в рамках делового совета обсуждали, как сделать так, чтобы перейти к тем проектам, где государственного участия вообще не нужно. И мы стали замечать, что и с китайской стороны, и с российской стали проявлять интерес средние компании, даже крупные компании, которые не имеют к государству никакого отношения.


- А в каких отраслях?

 

- В самых разных: торговля, производство продуктов питания, интернет-торговля. Те, кто посматривают на то, как складывается диалог между лидерами, и видят, что это позитивные, доброжелательные отношения, они запрашивают встречи в российском правительстве, спрашивают, как вы отнесетесь к такого рода инвестициям. Мы говорим, пожалуйста, приходите. Тем более что они от нас ничего не просят.

 

В 2012 году мы объявили о том, что России необходим вектор развития на Восток. Большая торговля с Западом – это хорошо наработанные торговые связи, и хорошо, что у нас есть этот блок внешнеторговых отношений. Но при таких объемах, при таком пространстве нашей страны, при таких богатствах, которые есть в Сибири и на Дальнем Востоке, не уделять внимания торговле с этим богатейшим краем - это значит недоразвитие богатства своей страны.

 

Конечно же, Россия будет полноценной фигурой на экономической доске, если так можно сказать, на экономической шахматной доске, тогда будут обе ноги прочные. Одна – это западный трек, западное направление торговли, другая – восточное. И вы знаете, у нас немного людей живет за Уралом. Это больше, чем население многих стран. В том числе таких стран, как Австралия, которая сегодня была здесь представлена. Но мы видим, что Китай хочет сотрудничать, хочет развивать приграничное региональное сотрудничество, развивать крупный проект энергетический и остальные. И мы должны научиться работать друг с другом. Но пока не очень умеем.


- Но Россия сотрудничает не только с Китаем, но и с такими странами, как Белоруссия, Казахстан. На прошлой неделе впервые заговорили о том, что, возможно, в перспективе будет создаваться валютный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Когда эта тема может реально появиться на повестке дня и при ее проработке какие опыты, какие ошибки и, наоборот, успехи европейской системы, Европейского союза надо учитывать?

 

- На форуме мы говорили, что сотрудничество между проектами Шелкового пути и евразийского партнерства – это не только для Российской Федерации, для всех стран, входящих в Евразийский союз, будет выгодно. По валютному союзу мы совсем недавно докладывали президенту по аспектам развития Евразийского союза. Мы готовимся к тому, что руководство Евразийской экономической комиссии в будущем году сменится, придут новые люди, надо научиться министерствам и ведомствам работать по новому договору, который вступил в силу, все больше и больше компетенций переходит на наднациональный уровень.

 

Президент дал поручение экспертам и ведомствам отработать все аспекты возможного создания валютного союза. Часто задают вопрос, как будто бы прошел сигнал, что мы уже немедленно создаем валютный союз. У нас поручение президента аспекты создания валютного союза просмотреть, посмотреть на опыты валютных союзов, в первую очередь, наверное, это все-таки валютный союз Европейского союза, и в том числе те негативные стороны, которые есть в этом союзе.

 

Вы знаете, что валютный союз ЕС потом стал переходить в фазу монетарного союза. И мы совсем недавно наблюдали, как девальвируются национальные валюты и Белоруссии, и России, Казахстана, теперь Армения, Киргизия будут нашими партнерами. Можем ли мы, когда еще не достигнуты параметры по инфляции, когда не достигнуты параметры реальной стабильности национальной валюты, перейти к формированию валютно-монетарного союза или нет? Или это только вопросы координации деятельности между банками, имея в виду все-таки, что это суверенные страны, и наши банки принимают решения исходя из национальных интересов.

 

Здесь очень много вопросов. Нельзя совершить ошибки. Хочется все время подстегнуть интеграцию. Все время хочется поставить новую цель и перейти к следующей фазе. Но не нужно совершать ошибок, не нужно торопиться. Наша интеграция так быстро развивается. Мы видим, как растет рынок. Мы сейчас переживаем сложный период с приходом двух новых государств. Все это надо нам пережить уже на пятерых.

 

У нас очень сложная процедура принятия решений, это по праву консенсуса, несмотря на то что вклад России в общее экономическое дело самый крупный. Но это все будет непросто. Другие государства тоже будут рассматривать возможность вступления в Евразийский экономический союз. Кто-то будет искать специальную форму партнерства с нашим союзом. И полагаю, что в этот этап нужно нам ничего не провалить, попытаться в лучшей степени организоваться и продвинуться вперед. А по валютно-монетарным союзам какие плюсы, какие минусы у этого есть, мы будем проводить диалог между банками России, между банком России и другими национальными банками, между минфинами и докладывать высшему руководству. Но когда будет для этого какое-то, как называется, "мясо", когда будет какое-то реальное наполнение, тогда, я думаю, об этом можно будет серьезно говорить. Пока это работа для экспертов.


- Вы заговорили про девальвацию нашей валюты. На прошлой неделе министр Антон Силуанов заявил о том, что пик негатива российской экономики уже пройден. Можно ли то же самое сказать о российской валюте, о рубле? И согласны ли вы с тем, что наиболее волотильные колебания уже позади и сейчас рубль взял четкий курс на укрепление?

 

- Я не люблю давать никаких предсказаний или анализов, основанных на том, как складывается сейчас ситуация. Я скажу так, что складывается все неплохо. А наши ожидания в конце 2014 года о том, как мы будем переживать первую половину 2015 года, были жестче. И мы ожидали большего негатива. Пока ситуация так не складывается, это хорошо. Это не потому, что звезды сложились. В том числе это и активная работа Банка России, и правительства, и президент постоянно занимается экономической повесткой. Но, знаете, мы не должны успокаиваться.

 

У нас сейчас ситуация развивается чуть лучше, чем мы думали, в конце 2014 года. Пройдены ли все негативные пики, я бы оценивать не хотел. Думаю, что правы те специалисты, которые считают, что на изломе или переходе из 2015 года в пространство 2016 года мы будем наблюдать определенный экономический рост. Скорее всего, это 2016 год. Надо так консервативно относиться к прогнозам. Не ожидаю каких-то резких всплесков. Никому не нужно ожидать, еще раз констатирую, что ситуация складывается чуть лучше, чем было, чем прогнозировалось. Не нужно успокаиваться. И успех наш только в том, что мы будем как раз, наоборот, ожидать, может быть, более жесткой работы или более жестких условий извне, сосредоточиться на повестке дня. У нас есть антикризисный план, мы его сейчас постоянно обсуждаем с парламентом, пройдем поправки в бюджет, будем жить по новому бюджету 2015 года. Надеюсь, ситуация будет выправляться.


- Ну и, конечно, важнейшая тема прошедшей недели – это то, что правительство внесло в Госдуму законопроект о добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов в банках. Ведь в мировой практике не так много позитивного опыта подобных кампаний. Почему у нас должно получиться, и ожидаете ли вы, что реально начнется приток средств в Россию?

 

- Основные параметры операции по декларированию, раньше мы называли это амнистией, были заявлены президентом. Президент поставил задачи перед правительством подготовить соответствующий законопроект. И сам же президент в процессе обсуждения законопроекта рамки этой акции значительно раздвинул. Этот законопроект касается и относится к любым активам, которые находятся за рубежом и внутри России.

 

Многие задаются вопросом, что, может быть, это касается в первую очередь крупных компаний и так далее. Нет. Так, как он сейчас написан, все же это законопроект не как получить деньги в казну Российской Федерации, потому что по этому законопроекту вы ничего не должны платить, ни специальных налогов, ни каких-то сборов. Единственное, что он дает, - возможность чувствовать людям себя спокойно. Он не освобождает от определенных уголовных составов. Это все, что по FATF отмывание, поощрение терроризма, понуждение людей к занятию определенным видом деятельности, коррупционные составляющие и так далее. Это все не освобождает.


- У FATF претензий не будет?

 

- Мы в любом случае должны обязательства перед FATF выполнить. И мы должны договориться с FATF, как мы будем выполнять этот закон, не поощряя всего того, что называется отмыванием. И все же это закон о том, как создать больше доверия между властью и обществом. Как сделать так, чтобы те, кто где-то не совсем законно заработали себе капитал, кто-то квартиру, кто-то еще какой-то небольшой капитал в виде малого бизнеса, еще каким-то образом, может быть этот капитал оформлен на подставных лиц, не боялись. Как сделать так, чтобы можно было, не опасаясь никаким образом за свое будущее, этот капитал продекларировать, ничего не заплатить, оставить у себя квитанцию и знать, что с этого момента ты будешь жить по закону.

 

Мы создаем рамку, при которой ты можешь полностью быть законопослушным гражданином. И потом, это выгодно почему. Мир становится абсолютно прозрачным, через 2-3 года все будут о всех знать абсолютно все. Вопросы банковской тайны становятся уже совершенно другими. Вот эта незыблемая банковская тайна - и швейцарские банки исчезает. И надо понимать, что больше, чем юрисдикция Российской Федерации, тебя никто нигде не защитит.

 

Спокойно нам нужно демонстрировать эти возможности со стороны власти и законодателя, а людям нужно больше доверять своим собственным возможностям. Нам часто задают вопрос, поверят ли нам люди. Давайте посмотрим, давайте переживем эту акцию. Больше того, государство ничего не просит, создает максимально комфортный режим подачи этой декларации. Нужно будет прийти просто либо самому, либо через своего представителя в налоговую службу и заполнить соответствующий документ. Платить никакого сбора не нужно. И все - ты после этого абсолютно чист и спокоен, ты знаешь, что по этому имуществу к тебе никто никогда не придет и не задаст никаких вопросов.



Источник: Вести Экономика