О ситуации в банковской сфере Казахстана рассказал в интервью Forbes.kz управляющий директор, член правления АО «АзияКредит Банк» Мажит Жусупов
- Мажит Галымжанович, не секрет, что сегодня экономика Казахстана находится под давлением непростой макроэкономической ситуации. Правительство страны уже приняло ряд антикризисных мер, направленных на оптимизацию государственных расходов. Но что дальше?
- Да, ситуацию в региональной экономике нельзя назвать радужной. Серьезное падение цен на нефть, которая все еще остается нашим основным экспортным товаром, не может не отразиться на экономике страны. Добавьте сюда ситуацию в России и падение курса рубля – позитива не очень много. Но есть и плюсы. У Казахстана есть внушительный Национальный фонд, который является своего рода финансовой «подушкой безопасности». Начинает проявляться мультипликативный эффект от реализации программы индустриализации (ГП ИИР), запущены госпрограммы по поддержке отечественного производителя и сферы МСБ. Так что не все так плохо, экономика находится в зоне пусть небольшого, но роста.
- Как всё это сказывается на банковской системе страны?
- Банки являются неотъемлемой частью национальной экономики, они служат своего рода проводниками денежно-кредитной политики государства. И банковский сектор одним из первых реагировал на дисбалансы, которые возникли в 2014 и 2015.
Я имею в виду февральскую корректировку курса тенге, последовавшую за ней SMS-атаку на ряд банков второго уровня, кризис на Украине и обвал курса рубля. Это вызвало в обществе сильные девальвационные ожидания, которые привели к «высушиванию» тенговой массы. Статистика показывает, что в банках второго уровня произошло многократное увеличение долларовых депозитов, есть перекос в сторону иностранной валюты. Национальный Банк делает все возможное, чтобы вернуть доверие граждан к тенге, и мы надеемся, что в ближайшее время ситуация с тенговой ликвидностью стабилизируется.
- И все-таки, как чувствует себя банковский сектор сегодня? Выдержат ли банки давление или стоит ожидать негативных сценариев развития?
- Я бы не стал драматизировать ситуацию в банковском секторе и охарактеризовал бы ее как стабильную. Риски есть, но в целом ситуация находится под контролем регулятора. Понятно, что вопрос фондирования для банков – главный. И государство выделило в 2014-2015 150 млрд тенге из Нацфонда для кредитования малого и среднего бизнеса через банки второго уровня. К слову, «АзияКредит Банк» выдал субъектам МСБ по этой программе в общей сложности порядка 10 млрд тенге. Другие банки тоже принимают активное участие в реализации этой программы. Так что о какой-либо стагнации речи нет.
- Кстати, как сложился для вашего банка 2014 год?
- В 2014 банк продолжал реализовывать свою стратегию качественного роста, несмотря на трудности, о которых я говорил выше.
Не хотел бы загружать читателя цифрами, но чтобы не быть голословным, ключевые показатели придется привести. Так, прибыль банка за 2014 составила 1,4 млрд тенге. Активы банка составили 193,8 млрд тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличившись на 110%.
Процентная маржа по состоянию на 1 января 2015 составила 5%, а доля проблемных кредитов – 8,8%. Собственный капитал составляет 22,5 млрд тенге, за 2014 увеличившись на 3,9%, что говорит о готовности и возможностях акционеров поддерживать рост банка.
- Неужели все так гладко?! С какими трудностями столкнулся банк в прошлом году?
- Скажу сразу, что каких-то своих, уникальных «болячек» у нас нет (смеется). Как я уже сказал, главный вопрос – фондирование. Но это касается всего банковского сектора. Вас, наверное, несколько удивили цифры роста банка, но для нас это нормальный результат. Это следствие консервативного подхода к риск-менеджменту, к бизнес-моделированию. В банковском бизнесе, как, впрочем, и в других сферах, чудес не бывает. Только отлаженные бизнес-процессы на всех этапах менеджмента, основанные на цивилизованной корпоративной политике, могут генерировать устойчивый рост.
- Хорошо, а что со стратегией развития банка? Сегодня многие представители бизнеса говорят о том, что стратегии, принятые ранее на 2015, уже не работают. По их словам, задача сегодняшнего дня - просто выжить.
- В 2011 акционеры приняли новую стратегию развития банка на среднесрочную перспективу, от которой мы не отходили ранее и не отойдем в будущем.
Мы строим универсальный банк с эффективной бизнес-моделью и качественным портфелем. Да, возможны определенные тактические нюансы, но в целом, стратегия неизменна. При этом о каком-либо агрессивном росте не может быть и речи. Только поэтапно, с оглядкой на качество кредитного портфеля.
- О каких тактических решениях может идти речь?
- Например, в первом квартале 2015 мы сознательно пошли на увеличение доли корпоративного бизнеса в структуре кредитного портфеля. Потому что здесь наиболее прозрачный заемщик с понятным денежным потоком и залогами. Но это не означает, что мы отказываемся от розничного сегмента, нет. Как только ситуация в экономике и на рынке начнет улучшаться, то мы сразу вернемся к прежним темпам роста банковской розницы.
Источник: Forbes.kz