О предполагаемом снижении ключевой ставки в начале 2016 года, привлечении институциональных инвесторов в Россию и перспективах развития рейтингового агентства АКРА рассказала первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.
— Вы курируете создание российского рейтингового агентства при Банке России. Как будет выглядеть национальная рейтинговая шкала АКРА для российских банков?
— Она будет похожа на шкалы некоторых международных рейтинговых агентств, но с приставкой (RU), то есть от AAA(RU) до D(RU). Мы рассчитываем, что в ней будет более 20 ступеней.
— Будет ли получение рейтингов от АКРА обязательным только для крупных банков и компаний, или подход будет иным? Скажем, всем участникам финансового рынка необходимо будет иметь рейтинг от АКРА?
— В соответствии с законом №222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» для учета рейтинга в любых регулятивных актах, например для включения рейтингов эмиссий в ломбард, необходим будет определенный уровень рейтинга от рейтингового агентства, внесенного в реестр аккредитованных агентств ЦБ. АКРА планирует подать документы на аккредитацию в феврале 2016 года. Согласно законодательству, данные правила будут применимы ко всем регулятивным документам в России, в которых на данный момент фигурируют кредитные рейтинги.
— Будет ли АКРА присваивать рейтинги ценным бумагам, и если да, то сколько это будет стоить и по какой методике будет осуществляться?
— Ценовая политика по присвоению рейтингов выпускам ценных бумаг сформулирована, стоимость рейтинга будет зависеть от объема выпуска. Также мы рассчитываем, что будет возможность заключения на ежегодной основе договора о присвоении рейтингов всем выпускам эмитента или группы. Более подробную информацию о ценах на данном этапе мы, к сожалению, сообщить не можем. Методология присвоения рейтингов выпускам будет учитывать субординацию долговых обязательств и специфику субординации в российском праве.
— Планирует ли АКРА становиться международным рейтинговым агентством и присваивать рейтинги в рамках СНГ, ШОС, БРИКС и т. д.?
— На первом этапе стратегия агентства предполагает развитие деятельности только на российском рынке. Это позволит наработать необходимую аналитическую базу, методологию и статистику для последующего выхода на другие рынки. Иными словами, агентству в ближайшие годы будет необходимо заработать репутацию, главную составляющую рейтингового бизнеса. Далее, на горизонте пяти лет, возможен выход на рынки Евразийского союза, а также сотрудничество с аналогичными компаниями в странах БРИКС и на других развивающихся рынках. Что касается более долгосрочной перспективы, несмотря на то, что конкретных планов агентство пока не строит, практика корпоративного управления и рейтинговых процессов разрабатывается с ориентиром на наилучшие мировые практики, а поэтому учитывает требования не только Банка России, но Европейского и американского регуляторов, ESMA и SEC.
— Оцените, пожалуйста, состояния российской экономики. Пик кризиса уже пройден или нет? И что нас всех ждет дальше?
— С одной стороны, резкое падение продолжается в таких секторах российской экономики, как инвестиционный сектор (строительство, например, снизилось на 10%, аналогичная картина в сфере стройматериалов и электрооборудования) и оптовая торговля, которые, впрочем, составляют меньше четверти российской экономики. Реальный ВВП за первое полугодие 2015 года сократился на 3,3%, при этом сезонно сглаженные оперативные индексы сейчас указывают на замедление и, возможно, остановку падения в среднем по экономике. Есть и обнадеживающие факторы: начиная с июля показывает рост динамика розничного товарооборота, а промышленность начала рост с сентября. По прогнозам Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, экономика в целом вернется к постепенному росту в 2016 году, после исчерпания всех факторов спада. Однако возврат к быстрому росту будет затруднен неблагоприятными внешнеэкономическими условиями, в том числе сохранением нефтяных цен в диапазоне $50–60 за баррель и медленным ростом экономик основных торговых партнеров, что не позволит стимулировать рост инвестиций и потребления за счет значительного увеличения экспортных доходов или госрасходов.
— Как вы оцениваете действия Банка России по регулированию ситуации?
— Регулятивная стабилизирующая роль Банка России сейчас состоит в поддержании высокого уровня ставок, обеспечении тщательного надзора за деятельностью банков и сохранении плавающего курса рубля. Высокий уровень ставок стимулирует приток средств населения в банковскую систему и снижает риски повторения панического спроса на валюту. Надзор и регулярные отзывы лицензий призваны не допустить бесконтрольного роста системного риска и лавинообразного распространения неплатежей при возникновении локальных проблем у отдельных банков. Свободное плавание рубля и, как следствие, существенное его ослабление при падении нефтяных цен позволило поддержать номинальные темпы роста экономики на положительном уровне, сбалансировав счет текущих операций. Эти три меры играют большую роль в сохранении стабильности банковского сектора.
— По вашему мнению, есть ли основания для дальнейшего снижения ключевой ставки? Какой должна быть ключевая ставка, чтобы экономика России быстрее вышла из кризиса?
— Скорее всего, до конца года Банк России продолжит проводить консервативную политику управления процентной ставкой, направленную на восстановление источников формирования депозитной базы банковской системы и сохранение контроля над ростом кредитования в условиях высокого кредитного риска. При этом снижение ключевой ставки возможно до конца этого года в результате ожидаемого исчерпания «эффекта базы» инфляции. С декабря 2014 года по март 2015-го она составила около 10%. С декабря 2015 года по март 2016-го ожидается снижение годовых темпов инфляции с 12% до 7%. Соответственно, снижение ключевой ставки может составить от символических 0,25% до 1%, то есть до уровня 10%.
— На форуме «Россия зовет!» вы сказали, что стоимость трудовых ресурсов в России после девальвации и в пересчете на доллары и евро ниже, чем в крупных городах Китая, и именно эта стоимость приводится как один из факторов, привлекающих иностранных инвесторов в Россию, но инвесторы к нам все же не идут, потому что капитальные затраты высоки и инфраструктура неразвита. Так что же делать в таком случае, чтобы привлечь инвесторов в Россию?
— Прежде всего стоит учитывать тот факт, что инвесторы по всему миру сейчас ведут себя крайне осторожно, поскольку перспективы роста мировой экономики неоднозначны. Коррекция стоимости оплаты труда — это один из факторов, формирующих потенциальную привлекательность инвестиций в нашу экономику. Еще одним фактором является снижение инфраструктурных тарифов в долларовом выражении. Эти факторы повышают инвестиционную привлекательность экономики России, но решения о прямых инвестициях принимаются по совокупности критериев и носят долгосрочный характер. Нужно понимать, что для любого долгосрочного инвестора ключевым условием является предсказуемая деловая среда и понятные правила ведения бизнеса на горизонте планирования инвестиций. Согласно глобальному рейтингу конкурентоспособности ВЭФ, российская экономика третий год подряд улучшает свои позиции и поднялась на 45-е место, причем наиболее слабыми факторами остаются институциональное развитие и развитие финансовых рынков — на этих направлениях сейчас нужно сосредоточить основное внимание в разрезе обеспечения притока прямых инвестиций.
Сейчас мы видим активизацию портфельных инвесторов в России, которые ориентированы на более короткие вложения. На днях крупнейший институциональный инвестор мира компания BlackRock, под управлением которой находятся $4,8 трлн, рассказала о возвращении на российский рынок. Этот процесс будет продолжаться по мере снижения волатильности на внутреннем финансовом рынке, падения валютного риска и ухода опасений относительно введения ограничений на движение капитала.
Источник: Bankir.Ru