В начале декабря Национальный банк, комментируя отмену заседания по денежно-кредитной политике, открыто заявил, что "в текущей ситуации денежный рынок Казахстана не выполняет свою ключевую роль". Своим мнением относительно сообщения со стороны регулятора с порталом LS поделился глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. - Олжас Абдумаликович, Нацбанк в своем сообщении относительно не работающего денежного рынка рассказал о действиях, направленных на устранение искажений между сегментами рынка. Не могли бы более популярно объяснить, о каких проблемах сейчас идет речь?

 

- Честно говоря, это довольно размытое объяснение. Поэтому необходимо дождаться более конкретных пояснений. Если речь идет об искажениях в части распределения тенговой ликвидности по банковскому сектору, то сейчас, когда канал РЕПО закрыт и процентные ставки взлетели, масштаб искажений только усиливается.

 

- Как правильно понимать утверждение регулятора о несбалансированности спроса и предложения тенговой ликвидности?

 

- Возможно, имеется в виду, что у одних банков очень много тенговой ликвидности, а у других нет. Соответственно, первые используют свои тенге для спекуляции на валютном и денежном рынках. Но дисбаланс устраняется просто – достаточно открыть канал РЕПО. К сожалению, он закрыт, именно поэтому ставки на денежном рынке взлетели выше прежних рекордов. При такой ситуации дисбаланс будет только усиливаться.

 

- Хотел бы затронуть упомянутые в сообщении "риски проведения арбитражных сделок на денежном и валютном рынках". Что это за операции? Можете описать?

 

- Вообще, сейчас есть два типа арбитражных сделок. Первый – когда ты берешь у Нацбанка по низкой ставке, а на следующий день даешь другому банку по более высокой. Это следствие точечного выделения денег Нацбанком. На самом деле надо давать деньги всем банкам, и тогда этот тип арбитражных сделок исчезнет.

 

Второй тип – когда занимаются деньги у Нацбанка и покупают валюту в расчете на дальнейшее падение тенге, которая в тенговом выражении дает супердоходность. Это будет продолжаться, пока Нацбанк не обеспечит прогнозируемость тенге.

 

Еще одной причиной этому является то, что банки сейчас не кредитуют из-за высокой долларизации депозитов и высоких ставок на денежном рынке. Следовательно, валютные спекуляции - фактически единственный способ зарабатывания денег в текущих условиях.

 

- Видите ли вы решение этих проблем и с какими рисками может в дальнейшем столкнуться регулятор?

 

- Текущая ситуация долго продолжаться не может, и свое логическое завершение оно будет иметь к весне 2016 года. Не буду описывать детали, так как не хочу вносить лепту в то, что будет происходить. Решение простое: восстановить действие ставки так, чтобы банки получали ликвидность, а также обеспечить прогнозируемость тенге.

 

- Является ли текущая ситуация с неработающим денежным рынком следствием политики Нацбанка по управлению курсом?

 

- Однозначно.

 

- Опишите сам механизм и побочные эффекты.

 

- Побочные эффекты наглядны: дальнейший рост долларизации, прекращение кредитования, взлет ставок на кредитном рынке и продолжение обесценивания тенге.

 

- Казахстанская фондовая биржа не так давно объявила об изменении графического интерфейса и механизма подачи заявок на валютном рынке в паре "доллар - тенге". Как вы расценивате этот шаг и позволит ли он добиться ожидаемых результатов?

 

- Это усиление регулирования, не имеющего ничего общего со свободным плаванием. Да и к тому же это не позволит решить текущие проблемы.

 

- В завершение хотелось бы затронуть тему повышения процентной ставки со стороны ФРС США. Каким видите вероятный сценарий влияния этого решения на отечественный фондовый рынок и нацвалюту?

 

- Все влияние ставки уже реализовалось до принятия решения. Собственно, это стандартный метод центробанков развитых стран, когда они заранее обсуждают свои решения. Этим они постепенно дают понять о высокой вероятности принятия решения, а потом уже принимается решение, когда все его ждут и формальность лишь закрепляет факт.

 

Поэтому само принятие уже особо ничего не меняет, так как все последствия реализовались до принятия решения. Теперь рынки больше ждут сигналов о том, как дальше будет двигаться ставка – сделает паузу или будет расти дальше. Если второй вариант – тренд усиления доллара, оттока капитала из развивающихся стран, падение цены на нефть будет лишь усиливаться.