На вопросы ответил Джон Харди – главный валютный стратег Saxo Bank 1) Некоторые пост-советские страны ввели ограничения на продажу иностранной валюты/ужесточение правил обмена валюты: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Россия…
Насколько это правильно? Как Вы думаете, нужно ли Казахстану вводить подобные меры? К чему это может привести?
Обычно подобный контроль над движением капитала рассматривается как слабость и применяется в качестве крайней меры, чтобы предотвратить, например, тотальную девальвацию валюты или потерю валютных резервов, что неизбежно при свободном потоке капитала.
В чрезвычайной ситуации и/или при давлении на валютные резервы Казахстан мог бы предпринять подобные меры на временной или более постоянной основе.
Из-за подобных мер теряется доверие к экономике и валюте страны, а также ведёт к усложнению торговых операций и всевозможных международных деловых транзакций, даже если это проносит временную стабильность для местной валюты.
Если контроль капитала будет осуществлен без мер по усилению своей валюты, то может появиться дефицит импортных потребительских товаров, потому что они не могут быть приобретены по нереальному курсу…
2) Правительством и Национальным банком Казахстана разработан план по дедолларизации экономики на 2015-2016 годы. Документ будет базироваться на 3 направлениях: обеспечение макроэкономической стабильности, сокращение безналичных платежей и теневого оборота и повышение приоритета национальной валюты.
Насколько хороша эта идея, по-Вашему? Насколько она реализуема?
Это хорошая идея только в том случае, если эта политика приведёт к нужному доверию к национальной валюте. Реализация этой политики, безусловно, является не простой задачей, особенно в части вывода платежей из серого и черного рынков экономики.
Конечно, есть смысл пытаться осуществить что-то новое, поскольку было бы неприемлемо сохранять долларовую привязку между самым важным экспортным товаром страны – нефтью (цена которой обрушилась) и торговлей, которую Казахстан ведёт с другими ключевыми экономиками, обесценившими свои валюты (особенно Россия).
3) Тенге бьёт новые «рекорды». Какое дно у тенге?
Тенге будет продолжать бить «рекорды». Если бы я захотел сейчас провести бизнес сделку с кем-либо на 1 год, то я бы зафиксировал курс в районе 440 тенге против текущих 387 тенге…
Для девальвирующей валюты дна не существует до тех пор, пока не произойдут фундаментальные изменения. В данном случае это возвращение уверенности и роста казахстанской экономики, значительное повышение цен на нефть и другие ключевые сырьевые товары. Экономическое развитие и рост необходимы для усиления тенге!
Источник: Мир финансов