В столичном бизнес-центре Talan Towers прошёл первый бизнес-завтрак Forbes. Мероприятие обещают сделать регулярным.
В бизнес-центре Talan Towers в Астане прошёл первый бизнес-завтрак Forbes. Главным спикером на мероприятии стал Кайрат Келимбетов. Бывший глава Национального банка, а ныне управляющий Международным финансовым центром "Астана" прокомментировал зависимость тенге от российского рубля, рассказал о суде МФЦА и важности привлечения инвестиций в Казахстан.
Журналист Informburo.kz также побывал на встрече и собрал основные тезисы спикера в одном тексте.
Что влияет на курс тенге?
Заявленной темой бизнес-завтрака стал вопрос: "Как курс российского рубля влияет на тенге и экономику Казахстана?" Собственно, с этого модератор встречи Арманжан Байтасов и начал мероприятие.
"Я могу сказать лишь за свой период деятельности (в должности председателя Нацбанка. – Авт.). Это очень важный вопрос, потихоньку нужно адаптироваться нашей стране к изменениям, понять, что произошло в предыдущие годы, к чему мы пришли, почему это происходит", – начал Кайрат Келимбетов.
По словам управляющего МФЦА, во время его председательства в Нацбанке на Казахстан влияли два основных фактора: это цены на нефть и стоимость внешних кредитов для банков второго уровня. По этим двум каналам наша экономика и чувствовала изменения на мировых рынках.
Такое влияние заметно проявлялось, например, при падении цен на нефть в 2014-2015 годах, а также в 2008-2010 годах, когда из-за кризиса на Западе закрылся доступ к фондированию казахстанских банков.
Поэтому, заметил Келимбетов, в Казахстане было важно построить систему, которая могла бы адаптироваться к изменениям. Первым шагом стало создание в стране Национального фонда. Эта "подушка безопасности" помогла экономике в конце 2000-х годов в борьбе с кризисом.
"Вторая большая мера, которую предстоит оценить в предстоящие годы, – это переход на новый режим монетарной политики, который называется инфляционное таргетирование", – подчеркнул Кайрат Келимбетов.
Почему в предстоящие годы? Экс-глава Нацбанка обратил внимание, что даже куда более крупные и развитые экономики переходили на новый курс в течение 6-7 лет. В Казахстане же этот режим ввели только три года назад – в 2015-м.
Рассказал спикер и о других факторах, помимо нефти, которые влияют на стоимость тенге. В их числе торговые войны между крупными экономиками, к примеру, Китаем и США, а также санкции.
"Это всё влияет, и сказать, какой фактор так или иначе действует, очень, на мой взгляд, трудоёмкая задача", – подытожил Кайрат Келимбетов.
Уже в ходе встречи влияние рубля на курс тенге прокомментировал председатель правления Банка развития Казахстана Болат Жамишев.
"Экономики Казахстана и России достаточно сильно интегрированы, и какие-либо существенные изменения в России влияют на экономику Казахстана. Но, наверное, я бы возразил против того, что кривая на графике курса тенге должна один в один повторять изгибы, аналогичные кривой по рублю. Почему?" – сказал Жамишев.
Во-первых, лишь 5,7% прямых иностранных инвестиций приходят в Казахстан из России. При этом 80% всех инвестиций, направленных в Казахстан из-за рубежа, идут на нефтедобывающий и горнодобывающий секторы, а также первичную переработку сырья. Приходят инвестиции в долларах, а не рублях.
С другой стороны, большое влияние оказывает торговый баланс. Из Казахстана в Россию отгружают сырьё и продукты первичной переработки, а обратно идут минеральное сырьё, продукция первичной переработки, машины и оборудование, транспортные средства и продукты питания. Другими словами, импорт из России представлен товарами, которые отражаются на индексе потребительских цен.
"Поэтому понятно, что какой-либо существенный перекос между рублём и тенге может создать арбитраж, при котором потоки из одной страны в другую увеличатся, а в обратном направлении – уменьшатся. Такое было в 2014 и 2015 годах", – отметил глава БРК.
Тогда, напомним, рубль девальвировал с середины 2014-го по январь 2015-го на 67% к доллару, а к тенге ослаб на 58%. Итогом стало то, что товары хлынули из России в Казахстан. Один только "АвтоВАЗ" увеличил продажи в РК в 10 раз.
"Любой арбитраж, сильное падение рубля к тенге приведёт к тому, что упадёт наш экспорт, у нас слабый экспорт, кроме сырья и продуктов первичной переработки. (…) Мы видим, что экспорт по прочей продукции у нас слабый, его нужно поддерживать. Понятно, что перекосы на макроуровне останавливают такой экспорт из Казахстана. Этого допускать нельзя. Но (это. – Авт.) абсолютно не значит, что если рубль изменился на сколько-то процентов, нам нужно то же самое сделать с тенге", – выразил мнение Болат Жамишев.
Затронул глава БРК и зависимость курса тенге от цен на нефть. По его словам, это влияние заметно, когда нефтяные котировки падают так низко, что начинают в целом отрицательно влиять на развитие экономики. Однако выше определённого уровня цен на энергоносители эффект ослабевает. Разница в нефтяных доходах при этом откладывается в Национальном фонде.
"Не стоит ожидать, что если цена на нефть изменилась на сколько-то процентов, то завтра на таком же уровне можно ожидать изменения обменного курса тенге. Факторы, которые существенно влияют на макроэкономические показатели, ни в коем случае нельзя игнорировать. Но нельзя просто говорить о какой-то прямой зависимости между показателями", – подчеркнул Жамишев.
Когда нужны реформы?
Ещё одним важным вопросом стало проведение реформ.
"Есть так называемые структурные реформы. О них, как правило, очень много говорится, особенно в преддверие кризиса. Как правило, очень медленно они происходят. При цене 100 долларов за баррель нефти реформы замедляются. Это, скажем так, статистика многих стран", – отметил Кайрат Келимбетов.
В качестве примера спикер привёл государства Европейского Союза. Во время кризиса в конце 2000 годов такие страны, как Испания, Португалия, Ирландия и Исландия были вынуждены начать большие реформы. Сегодня они лидируют по реформам и обходят многие более развитые экономики Европы.
"Это такой пример, когда страна должна быстро адаптироваться", – добавил управляющий МФЦА.
В Казахстане, напомнил Келимбетов, проводятся пять институциональных реформ. Среди них спикер особо выделил обеспечение верховенства закона и диверсификацию экономики, поскольку они направлены и на привлечение инвестиций в страну.
Как будут вместе работать судебные системы Казахстана и МФЦА?
Смогут ли работать параллельно суды Казахстана и международный суд МФЦА – эту тему на бизнес-завтраке также подняли. Кайрат Келимбетов, будучи управляющим финцентром, сразу подчеркнул, что системы будут работать отдельно.
По его словам, сейчас в Казахстане идёт "двухскоростная реформа". Первая касается всех граждан Казахстана – это реформа, которую ведут Верховный суд, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции. С её реализацией улучшается деятельность судебной системы, судоисполнителей и процессов принятия решений.
"Сегодня конкуренция в мире происходит за то, чтобы судебный процесс был максимально прозрачным, понятным и честным. Мы не подменяем судебную систему Казахстана – это невозможно. Есть судебная система страны, которая должна заниматься своими вопросами", – отметил Келимбетов.
С другой стороны, МФЦА – абсолютно новая юрисдикция, и работает она автономно.
"Казахстанская судебная система работает в юрисдикции Казахстана, а суд МФЦА – в своей юрисдикции", – подчеркнул спикер.
В качестве примера он привёл Китай: на всей территории страны действует континентальное право, а в Гонконге – англо-саксонское.
Как привлечь в Казахстан инвестора?
Кайрат Келимбетов отметил, что экономический рост в Казахстане фундаментально завязан на привлечении прямых иностранных инвестиций. Это было данностью раньше, и останется ею в ближайшие 20-25 лет. Однако сейчас борьба за инвестиции становится жёстче, в неё включаются страны по всему миру.
Для инвесторов, подчёркивает Келимбетов, важно, чтобы законодательство в стране было предсказуемым и знакомым.
"Можно сколько угодно говорить, что у нас замечательное законодательство, но, как правило, инвесторы поручают читать законодательство юристам, а они не сильно будут утруждаться. Они предпочитают готовые формы взаимодействия. Это так называемое прецедентное право", – сказал управляющий МФЦА.
Преимущество такой правовой системы в том, что она быстрее адаптируется к изменениям.
"Суд выносит быстрые понятные решения, основанные на здравом смысле. Если есть какая-то неразрешимая ситуация, суд разбирается, всё это становится частью закона. Поэтому большинство финансовых центров работают на этом праве", – отметил Келимбетов.
Что получат участники МФЦА?
По статистике, которую привёл управляющий финцентром, услугами английских судов или Высокого суда Англии больше всего пользуются сами англичане. На втором месте находится Россия, на третьем – Казахстан.
"Такие же услуги, только гораздо дешевле, мы будем оказывать в Астане", – сказал Кайрат Келимбетов.
Говоря о том, чем будут заниматься международный суд и арбитраж МФЦА, спикер заявил, что речь идёт, прежде всего, об инвестиционных и коммерческих вопросах. К ним относятся взаимоотношения между инвесторами, инвесторами и государством, организациями квазигосударственного сектора и международными компаниями.
Пользоваться услугами суда смогут все участники финцентра, а также компании, которые указали в контрактах, что споры нужно решать именно в юрисдикции МФЦА.
Кроме того, зарегистрированные в МФЦА финансовые компании получат налоговые льготы: освобождение на 50 лет от корпоративного подоходного налога, а также на 50 лет от индивидуального подоходного налога для иностранных специалистов.
Источник: InformБюро