Миллиардер Эдуардо Саверин стоял у истоков главной соцсети мира вместе с Марком Цукербергом и за 15 лет так и не смог избавиться от ярлыка «второго человека Facebook». В чем ищет свой второй шанс предприниматель, семь лет хранивший молчание?

Приветствуя гостей в своем офисе, который занимает восемь этажей бизнес-центра Land Tower в Сингапуре, Эдуардо Саверин всегда знает, какой вопрос ему зададут первым. Это вопрос о Facebook. 37-летний сооснователь главной социальной сети мира не только один из самых молодых в мире долларовых миллиардеров (Forbes оценивает его состояние в $9,5 млрд), но и настоящий герой поп-культуры — в знаменитом фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть» об истории создания Facebook его сыграл звезда Голливуда Эндрю Гарфилд.

В последний раз Саверин пошумел в информационном поле в 2011-м, когда отказался от гражданства США и перебрался в Сингапур. СМИ подозревали его в нежелании платить $700 млн налогов на родине, но предприниматель эту версию причин эмиграции опровергал. Он бежал от навязанного ярлыка бывшего соратника Марка Цукерберга, и главное для него теперь — поведать миру о новом Эдуардо Саверине, образца 2019 года. Это больше не сооснователь «чужого» Facebook, а основатель собственного венчурного фонда B Capital, готового ворваться в высшую лигу мирового инвестиционного рынка.

«[О Facebook] я говорю начистоту, потому что понимаю природу любопытства. Но гораздо приятнее, когда партнеры хотят узнать меня лично, а не составляют представление по фильмам», — говорит миллиардер в первом за семь лет интервью.

B Capital он основал в 2015 году вместе с партнером Раджем Гангули. Фонд объемом $360 млн (доля Саверина в этой сумме не раскрывается) ищет объекты инвестиций среди технологических стартапов, а от конкурентов его отличает выгодное преимущество — отсутствие географической привязки. 30 сотрудников B Capital работают из Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелес), Нью-Йорка и Сингапура и ориентируются сразу на весь мир. Еще одна сильная сторона — эксклюзивное сотрудничество с консалтинговым гигантом Boston Consulting Group (BCG), который предоставляет компаниям из портфеля Саверина и Гангули экспертизу и доступ к широкой базе клиентов. Наконец, в руководство B Capital в последнее время пришли несколько менеджеров с опытом работы в таких технологических корпорациях, как Apple и Box. Все эти факты свидетельствуют о готовности основателей фонда перейти в разряд крупных игроков рынка, не скрывает Саверин: «Неважно, насколько мне повезет и улыбнется ли удача — без дела валяться на пляже я точно не собираюсь. Нам предстоит явить миру еще столько новых полезных технологий!»

Влюбленный в Сингапур

Когда в 2012 году Марк Цукерберг праздновал выход Facebook на биржу и торжественно сигнализировал о начале торгов на NASDAQ из калифорнийского офиса, об Эдуардо Саверине, находившемся в другом полушарии, в компании почти ничто не напоминало, разве что записи в регистрационных документах. Из стартапа он в статусе сооснователя ушел еще в 2005-м, чтобы следующие несколько лет провести в судебных тяжбах ради сохранения за собой 53 млн акций соцсети. Переезд в Сингапур пришелся на 2009-й, а отказ от американского гражданства — на 2011-й. Все это время Саверин оставался завсегдатаем светской хроники — в таблоидах обсуждали его Bentley, походы в клубы и королевские счета в барах, порой бравшие отметку $50 000 за ночь.

Спустя годы предприниматель рассказывает совершенно иную историю. Саверин родился в бразильском Сан-Паулу, но вырос в благополучной Флориде. Отучившись в частной школе, он поступил на экономический факультет Гарвардского университета, где на третьем курсе судьба свела его с Цукербергом. После Facebook Саверин пробовал себя в других стартапах, пока не перебрался в Сингапур. В азиатский город-государство он изначально прилетел, чтобы помочь запустить бизнес другу. Но обратно не улетел — предприниматель с первого взгляда влюбился в Сингапур, а позднее начал встречаться с местной уроженкой Элейн, которая впоследствии стала его женой. Правда, познакомились будущие супруги еще в США — Элейн училась в Университете Тафтса в штате Массачусетс.

Саверин делится восторгом: «Сингапур — потрясающее пристанище для такого фаната технологий, как я. К тому же сюда можно долететь максимум за пять часов из кучи мест на планете». Он по-прежнему уверяет, что не бежал от американского налогового бремени, а искренне хотел обосноваться в любимом городе.

Основатели стартапов, которые встречаются с Саверином в 2019 году, не знают точно, с кем рядом они сидят — технологическим гением, способным озолотить их проекты, или миллиардером-выскочкой, главное достижение которого осталось в 2005-м

Сегодня предприниматель не отпускает стрелы в адрес прославившей его компании — напротив, подчеркивает, что гордится совместным с Facebook прошлым (а отчасти и настоящим — с пакетом почти в 2% Саверин остается одним из крупнейших частных акционеров компании, капитализация которой вот-вот будет штурмовать отметку $500 млрд). В более старых интервью Саверин даже признавался, что соцсеть «дорога его сердцу», и нахваливал стратегию развития Цукерберга: «Он построил бизнес невероятного масштаба и оценки и делает все, чтобы дело развивалось дальше».

Сооснователь Facebook даже готов доверить бывшему партнеру технологическое воспитание своего сына. Когда Forbes спросил у предпринимателя, пользуется ли его малолетний ребенок раскритикованным экраном для видеозвонков Facebook Portal, тот ответил: «Надеюсь, пока он там регистрироваться не собирается — слишком маленький. Но, когда подрастет, возможно, Portal ему и пригодится».

Братство Гарварда

Венчурными инвестициями Саверин занялся через несколько лет после IPO Facebook, которое официально сделало его миллиардером (во время размещения доля сооснователя была оценена в $2 млрд): B Capital был основан в 2015 году. Радж Гангули взял на себя вопросы оперативного управления, а его именитый партнер курирует заявки от потенциальных объектов инвестиций и дирижирует стратегией фонда в странах Юго-Восточной Азии и Индии. «Люди приходят и ожидают увидеть рок-звезду, а он просто сидит за столом и начинает расспрашивать их о самых ранних датах поставок и шансах на успех», — рассказывает Гангули.

Он дружит с Саверином еще с Гарварда, где учился в бизнес-школе при университете, а ведет совместные проекты — с 2012-го, когда оба приятеля оказались в Сингапуре. Саверин к тому времени уже выписывал стартапам небольшие чеки, но, получив поддержку в лице Гангули, в прошлом топ-менеджера инвесткомпании Bain Capital, задался целью не только вкладывать собственные, но и привлекать для инвестирования чужие средства. Их первый фонд Velos Partners объемом $80 млн был в основном ориентирован на потребительский рынок. А к 2015-му родилась концепция B Capital — заметного венчурного игрока в регионе с встроенной моделью партнерства с BCG.

При взгляде на портфель B Capital — а это около 20 инвестиций — легко понять специализацию фонда. Саверин и Гангули предпочитают компании из сфер торговли и логистики, работающие в Европе, Индии и странах Юго-Восточной Азии. Их задача — находить проекты, которые еще не попали в поле зрения гигантов Кремниевой долины и при этом хорошо разбираются в специфике местных рынков.

Взять, к примеру, сингапурскую Ninja Van, оператора логистики в нескольких странах Азии. У стартапа 2000 собственных работников и 10 000 водителей-внештатников. Это дорогой и сложный бизнес, но B Capital не испугался амбициозной модели. Лай Чан Вэнь, гендиректор Ninja Van, рассказывает: «Эдуардо и его команда задавали очень правильные вопросы. Они могут дать нам более глубокое представление о том, где и как лучше вести бизнес».

Вишенка на торте

Для BCG партнерство с фондом Саверина также полезно: от компании не требуется финансовых вливаний в рискованные проекты — только время, советы и помощь с клиентами. Специализация B Capital полностью устраивает консалтинговую компанию — в тех сферах, где ищут объекты для инвестиций партнеры из Сингапура, у других венчурных игроков не так много экспертизы. Саверин и Гангули дают партнеру чистую выгоду безо всяких обязательств. «[Возможность сотрудничать с Boston Consulting] это вишенка на торте», — признает Самир Бодас, гендиректор компании-разработчика софта Icertis из Белвью в штате Вашингтон, которая благодаря связям партнеров из BCG заключила как минимум три многомиллионные сделки.

Модель B Capital произвела впечатление и на нового, седьмого по счету партнера фонда Карен Эпплтон Пейдж, экс-менеджера Apple и Box. Вспоминая о первых годах развития Box (она была восьмым сотрудником компании), Пейдж не скрывает зависти к компаниям из портфеля Саверина и Гангули: «Тогда в Box за связи с Boston Consulting мы бы отдали многое».

Еще одно кадровое доказательство отличной репутации B Capital на рынке — приход в 2017 году на пост президента Говарда Моргана. Сооснователь инвестфонда First Round Capital, он известен по вложениям на ранних этапах в сервис вызова такси Uber и онлайн-магазин очков Warby Parker. Теперь уже как менеджер он курирует экспансию нового работодателя.

Несмотря на стремительный рост бизнеса, говорить о B Capital как о втором главном проекте в жизни Саверина преждевременно. Фонд еще не совершил ни одного «выхода», хотя с полдесятка инвестиций заметно выросли в оценке с момента получения средств от B Capital. При этом в самый известный во всем портфеле проект — производителя скутеров Bird (эта компания быстрее всех в истории — менее чем за год — преодолела путь от момента основания до превращения в «единорога», стартап оценкой от $1 млрд) — Саверин и Гангули зашли на довольно поздней стадии.

Тем не менее в будущее партнеры B Capital смотрят с оптимизмом. Они уже распределили средства своего первого фонда и ведут переговоры о формировании следующего. По прогнозу источников Forbes, знакомых с деталями проекта, новый B Capital по объему привлеченных денег будет вдвое больше предыдущего — более $700 млн. Официально эти данные представители фонда не комментируют.

Основатели стартапов, которые встречаются с Саверином в 2019 году, не знают точно, с кем рядом они сидят — технологическим гением, способным озолотить их проекты, или миллиардером-выскочкой, главное достижение которого осталось в 2005-м. Саверин делает все, чтобы окружающие верили в первый образ. В ход идет чуть переформулированный лозунг Facebook пятнадцатилетней давности о необходимости «быстро вертеться и ломать стереотипы». «Делайте ошибки постоянно, но сразу же учитесь на них. Извиняйтесь, если они касаются кого-то еще. И прилагайте все усилия к тому, чтобы их не повторить», — постулирует инвестор свое послание новому поколению предпринимателей.

 

По материалам Forbes.ru