Априори «молодежь – это будущее страны, важнейший фактор конкурентоспособности», но молодежь без работы – это уже потенциальная проблема. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, уровень молодежной безработицы по состоянию на II квартал 2018 года составил 3,9%, а по методологии Международной организации труда (индекс NEET) за аналогичный период тот же показатель достиг 7,7%. В чем причины такой существенной разницы в показателях, выяснял Kursiv Research.

В сообщениях информационных агентств со ссылкой на Комитет по статистике МНЭ РК безработица в Казахстане в 2016-м – III квартале 2018 года колеблется в пределах 4–5%.

Уровень же молодежной безработицы (население в возрасте от 15 до 28 лет) в тот же период составил 3,9%.

В то же время уровень безработицы среди молодёжи по методологии Международной организации труда (NEET) достигла уже 7,7%.

«Разница между показателями объясняется тем, что в выборку для исчисления индекса NEET включена численность лиц, не входящих в состав рабочей силы, за минусом тех, кто обучается на дневной форме обучения», – пояснили в КС МНЭ РК. То есть уровень в 3,9% рассчитан без учета экономически неактивного населения.

Как обстоят дела в регионах?

Безработица среди молодежи в регионах заметно отличается. Наибольший уровень за II квартал 2018 года, по данным Агентства по статистике, наблюдается в городах Алматы, Астана, в Карагандинской и Туркестанской областях. Согласно индексу NEET, в списке антилидеров нет мегаполисов, и высокий уровень молодежной безработицы приходится на Карагандинскую, Туркестанскую и Северо-Казахстанскую области.

В список регионов с наименьшей безработицей вошли Атырауская, Жамбылская, Актюбинская, Мангистауская области. По расчетам NEET это – Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Алматинская области.

По мнению экс-акима Алматы Ахметжана Есимова, в южной столице уровень молодежной безработицы объясняется большим количеством выпускников вузов – две трети студентов остается после окончания учебы в городе, а треть из уехавших выпускников в течение года возвращаются обратно. Это оказывает сильное давление на рынок труда.

В Туркестанской области (ранее ЮКО), по словам депутата парламента РК Гульнары Исимбаевой, уровень безработицы объясняется большой плотностью населения при сравнительно небольшом количестве производственных предприятий.

Стоит отметить, что регионами с наименьшим уровнем безработицы стали области с высоким уровнем дохода населения. К примеру, среднемесячная заработная плата в Атырауской области во II квартале 2018 года составила 291,3 тыс. тенге, в Мангистауской области – 267,9 тыс. тенге. Для сравнения, средняя зарплата по РК за тот же период составила 162,8 тыс. тенге.

Где работает молодежь Казахстана?

Самым востребованным видом экономической деятельности среди молодежи стала «Финансовая и страховая деятельность», возраст 33,3% занятых в данной сфере не превышает 28 лет (60,7 тыс. из 182,2 тыс. всех занятых во II квартале 2018 года). Второе место заняла «Информация и связь» – 31,5% (52,4 тыс. из 166,4 тыс. человек), на третьем месте – «Предоставление прочих услуг» – 29,6% (70,7 из 238,5 тыс. человек). На четвертом и пятом месте расположились «Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение» и «Операции с недвижимым имуществом», здесь доля молодежи составила 27,7% и 27,3% соответственно.

Наименьший уровень занятости молодежи наблюдается в таких отраслях, как «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров» – 17,6% (48,3 тыс. к 274,7 тыс. занятых), «Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов» – 19,3% (14,1 из 73,1 тыс. человек) и «Промышленность» – 20,4% (221,7 из 1084,2 тыс. человек).

Так ли важен диплом?

Уровень образования играет важную роль в трудоустройстве молодежи и снижении безработицы. Как показывает практика, наличие высшего образования обеспечивает возможность найти хорошую работу со сравнительно высокой заработной платой.

К сведению, на конец 2017 года рабочая молодежь Казахстана, имеющая образование, составила 2,1 млн, или 60% от всей молодежи страны.

Безработица среди молодежи, имеющей высшее и незаконченное высшее образование, равняется 3,3%, среди молодежи со средним и профессиональным (специальным) образованием – 4,2%, с основным, средним, общим, начальным – 4,8%.

Однако даже имеющие высшее образование молодые казахстанцы сталкиваются с определенными проблемами при трудоустройстве. По мнению кандидата политических наук КИИК Гульден Жоламановой, основной причиной, по которой молодые люди с образованием не могут найти работу, является оторванность системы образования от рынка.

«Профессорско-преподавательский состав в вузах не меняется годами, соответственно, информация, которую дают преподаватели, их направления обучения остаются прежними и не всегда соответствуют времени. Такой отрыв знаний от реальности, отсутствие опыта работы у выпускников после завершения обучения – все это не приветствуется работодателями», – считает политолог.

Директор форсайтингового агентства Айман Турсынкан также отмечает, что в подавляющем большинстве вузов и колледжей не работают бюро трудоустройства. По ее мнению, образование в Казахстане – это высокомаржинальный и субсидируемый бизнес без всякой ответственности учебного заведения за эффективность образования с конечной целью трудоустройства.

А что же думают сами представители молодежи?

Результатами своих социологических исследований поделился с редакцией «Kъ» Научно-исследовательский центр «Молодежь». Так, больше половины опрошенной центром молодежи (61,1%) считает, что главная трудность при трудоустройстве молодых людей – это отсутствие опыта работы.

Еще чуть более трети опрошенных отмечают сложность трудоустройства по специальности, которая была получена в вузе, либо организации технического и профессионального образования.

Помимо перечисленных выше причин, эксперты выявили еще ряд сложностей, таких как: отсутствие связей, знакомств, отсутствие навыков делового общения, неуверенность, нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы.

Kursiv Research провел опрос небольшой группы молодежи, имеющей высшее образование и диплом рейтинговых вузов РК. По словам выпускницы KIMEP Алмы Утегалиевой, обучение в вузе обошлось ей в круглую сумму. После окончания университета ей долго не пришлось искать работу, устроилась экономистом, что, конечно, обрадовало ее. Однако заработная плата составляла всего 60 тыс. тенге, что оказалось небольшой суммой по сравнению с затраченными средствами.

Нередко абитуриенты в Казахстане выбирают специальность, не имея представления о будущей профессии, чаще всего, по совету родителей. К примеру, Улжалгас Чымырбаева, выпускница КазНУ им. аль-Фараби по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», рассказала, что после окончания университета в 2012 году стала работать аудитором в крупной компании с заработной платой в 150 тыс. тенге. Спустя месяцы она поняла, что не хочет работать по специальности и ее больше привлекает творчество и маркетинг.

Безработные – угроза?

Безработная молодежь – наиболее уязвимый слой населения, который может представлять огромную угрозу для общества и страны в целом.

По словам министра общественного развития Дархана Калетаева, на положение молодежи и ее настроения влияет в целом нехватка рабочих мест на рынке труда. Молодежь стремится найти свое «место под солнцем» и не всегда находит себя в социуме. Отсюда такие проблемы, как суицидальность, глубокое социальное отчуждение.

Гульден Жоламанова считает основной угрозой безработной молодежи вовлечение ее в экстремистские и террористические группировки. На сегодняшний день существуют современные способы заманивания в деструктивные структуры, к примеру, через социальные сети, с помощью денежных выплат уязвимым слоям населения, в том числе безработной молодежи.

По мнению Айман Турсынкан, безработица прямо связана с падением уровня доходов и качества жизни населения, что ведет к тесной связи с уровнем преступности и ее возрастной структурой. Самым тяжелым последствием неустроенности молодежи является «омоложение» лиц, совершающих первое правонарушение. По ее словам, ровно половина всех фактически осужденных в городе Алматы за 2017 год приходится на лиц в возрасте 15–28 лет.

Среди угроз безработицы доктор PhD КазНУ им. аль-Фараби Азимжан Хитахунов выделил как социальные, так и экономические риски. Как сказал ученый, если первое связано с ростом преступности, то второе свидетельствует о неполном использовании трудовых ресурсов, что имеет неблагоприятные макроэкономические последствия.

Как можно решить вопрос молодежной безработицы?

Основным путем решения вопроса трудоустройства молодежи Айман Турсынкан считает приведение системы образования в соответствие с требованиями рынка труда. В системе образования должна быть организована конкурентная основа для каждого профессионального звена с поэтапной интеграцией молодежи на рынок труда, считает эксперт.

«С 7–8-го класса нужно вводить не трехъязычие, а программирование. Нужна огромная работа по развитию системы технического и профессионального образования под промышленный заказ по примеру России. В вузах необходимо развитие системы венчурного финансирования стартапов, и вся вертикаль системы образования должна быть построена на принципах окупаемости инвестиций в образование самими обучающимися», – указывает эксперт.

Аналитики НИЦ «Молодежь» видят несколько путей решения проблемы, среди них: широкое привлечение молодежи к формированию и популяризации ценностей труда, проведение информационной работы, направленной на популяризацию рабочих профессий. Эксперты считают, что формирование у молодежи предпринимательских навыков, организация профессиональной практики в рамках вузовской программы, повышение качества профессионального образования, применение альтернативных подходов к подготовке и переподготовке кадров, исходя из принципов непрерывного образования, может улучшить ситуацию.

Также стоит отметить, что молодежная занятость – приоритет новой программы по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства. В ее рамках для решения проблемы трудоустройства молодежи на первое рабочее место сохраняется молодежная практика, которая позволяет за небольшую заработную плату от государства накопить опыт и стаж работы, что может помочь в дальнейшем трудоустроиться. В свою очередь, компании-работодатели не несут затрат в виде заработной платы, но в то же время могут выбрать себе достойного кандидата.

На 1 мая 2018 года 56 тыс. молодых людей воспользовались государственной поддержкой по указанной программе. Здесь в основном задействованы молодые люди, не поступившие в средне-специальные или высшие учебные заведения и не имеющие образования. Они могут получить бесплатно первую рабочую профессию на базе организаций технического и профессионального образования. Уже сейчас более 6 тыс. человек из числа молодежи направлены на краткосрочные курсы. В 2018 году охват мерами государственной поддержки содействия занятости в рамках государственных и правительственных программ, программ развития регионов и частных инициатив составит более 171 тыс. молодых людей, или 30% от общего охвата.

Справка

Индекс NEET по МОТ – это часть молодежи (в возрасте от 15 до 28 лет), которая не работает, не занята образованием или профессиональной подготовкой, находится вне системы образования и сферы занятости и является потенциальным источником молодежного рынка труда в процентах.