Чтобы этого добиться, нужно кардинально менять государственный подход и увеличивать долю социальной ответственности государства.
Бизнес никогда не будет социально направленным, это не в его природе. Вливать в него бюджетные средства и рассчитывать на помощь обычным согражданам наивно. Поднимать экономику следует, помогая простым людям. Тогда они увеличат собственное потребление, а значит, начнет расти и отечественное предпринимательство. Об этом говорит экономист Айдархан Кусаинов.
Окончание. Читайте также первую часть.
Зарплаты росли у топ-менеджмента
Утверждение, что поддержка бизнеса автоматически приводит к росту зарплаты у работников, экономист назвал «большой легендой».
— Не будет бизнесмен поднимать зарплату. Он заберет эту прибыль. И глупо поднимать зарплату, когда у вас на рынке больше 2 млн самозанятых: не нравится – с улицы можно взять любого другого, — считает эксперт.
Кусаинов привел такой пример. Когда только начинали активную поддержку бизнеса, медианная зарплата была 63% от средней, а стала 57% (медианная зарплата — больше которой и меньше которой получает по половине работников — прим.).
Такое получается, когда растут доходы у «верхней планки». То есть, сделал вывод эксперт, хозяева и топ-менеджеры получают все больше, остальные меньше.
Зато зарплата росла в государственном секторе, и Кусаинов выдвинул следующую гипотезу.
Рост экономики во многом определялся именно тем, что начали больше зарабатывать госслужащие
А соответственно и больше потреблять.
Эксперт подчеркнул, что на самом деле в частном секторе зарплата повышается, когда растет число предприятий. И далее представил статистику по этому вопросу. Согласно его данным, «в самой поддерживаемой отрасли – обрабатывающей промышленности – с 2010 по 2016 годы численность работников практически не менялась».
— В сфере образования у нас трудится примерно миллион человек, в здравоохранении 600 тысяч, еще оборона. То есть практически 2 млн человек у нас работает в гос- и социальном секторе, — добавил эксперт.
Кусаинов заявил, что практика помощи бизнесу себя не оправдывает. А если вместо этого больше платить бюджетникам, эффект будет лучше
— Сколько в бизнес ни вливай, роста занятости нет, роста зарплаты тоже нет, соответственно, нет и роста потребления. Это цифры и факты, — сказал он.
Разговор слепого с глухим
В числе актуальных сегодня проблем Кусаинов упоминает отсутствие «коммуникации гражданского общества с властью». Получается, что государство говорит об одном, а граждане желают слышать совершенно другое.
— Почему министерство общественного развития не может сейчас коммуницировать с обществом?
У него месседж совершенно не тот, который страна готова слушать
Может быть там сидят умнейшие специалисты, но они пока могут рассказывать только о том, как где-то в Павлодаре открыли электролизный завод. А это никому не интересно, — заявил он.
Кстати, эксперт считает, что если его идею поддержат, будет пересмотрена и часть государственных программ. Правда, сначала для этого необходимо провести некие исследования — что все-таки нужно обществу?
Экономист Петр Своик считает, что «страна у нас приличная и достаточно справедливая», в которой негатива не больше, чем у других
И власть должна показать это населению, но с этой задачей пока не справляется:
— Ни хабаровский вариант, по которому мы к 2050 году войдем в тридцатку (развитых стран), ни оппозиционный, когда все сводится к сплошной коррупции, не являются описанием ситуации.
Мы не знаем страну, в которой живем
Соответственно, если мы это не опишем хотя бы в общих конструкциях, ничего и не исправить, — сказал он.
Далее, в рамках этой конструкции, уже сформулировать идею социального государства.
Верните деньги в Казахстан
Своик теоретизированием не ограничился, предложив заняться решением двух первостепенных задача.
Задача первая – уменьшить отток денег за границу
— Это возможно. Например, поднапрячься и обязать экспортеров регистрировать свои сделки у Кайрата Келимбетова в МФЦА, — считает он.
Он тоже считает, что многое придется пересмотреть. Например, ситуацию когда «едва ли не вся добыча сырья не только в руках иностранцев, но еще и в формате соглашения о разделе продукции (СРП)».
Вторая задача как раз в рамках предыдущей. Следует решать именно социальные задачи. Причем напрямую Своик этого не говорил, но видимо, на эти самые дополнительные средства.
— Я даже не говорю о том, какой должна быть средняя зарплата. Но уровень удовлетворенности населения должен стать таким критерием, на который ориентируется правительство, — заявил он.
Мы помогаем экономике Великобритании, а не своей
Политолог Марат Шибутов заговорил о другом. В изложенную Кусаиновым теорию, полагает он, следует добавить общественное благо. Потому что люди, уверен Шибутов, у нас этого не понимают.
— Например, когда объясняешь, почему застройка выше девяти этажей для Алматы плохо. Это создает преступность, нагрузку на транспорт и т. д. Но кроме того, такая застройка снижает стоимость квартир во всех окрестных кварталах
А вот если сделать парк, ценность квартир вокруг возрастет, — сказал Шибутов. — Большой высотный дом приносит благо только строительной компании и чиновникам, которым она платит взятки. Вот общественное благо – это то, что надо внедрять в головы казахстанцам. Это вещи, которые приносят пользу всем и влияют на экономическое состояние всех.
Далее Шибутов посетовал, что в системе государственного планирования нет так называемых немонетизируемых благ
— Например, в Алматы можно выйти, полюбоваться парками и фонтанами, попасть на какое-нибудь уличное мероприятие – фестиваль или выставку. В итоге человек получил массу удовольствий и практически ничего не заплатил, — считает он.
И наоборот, где-нибудь в поселке даже если есть деньги, потратить их практически негде, разве что в местном кафе или магазине. Так что в селе человек с деньгами не получит то, что алматинец получает без денег.
Поэтому во всяких индексах счастья надо это все учитывать
Возвращаясь к теме, Шибутов заявил:
— Затраты на бизнес надо считать. Если мы помогаем бизнесу, то помогаем только конкретным бизнесменам, а они уже сами для себя решат, будут они помогать населению или нет. У нас же пока больше такой вариант, что они помогут себе и экономике Великобритании: купят там недвижимость и отправят туда детей.