Беате Зандер является убежденным инвестором в акции и пользуется большим спросом в качестве комментатора, ведущего и собеседника из-за своего многолетнего опыта в немецкоязычном пространстве. Несмотря на то, что возможно, материал, о котором идёт речь, всё ещё настолько сложен,торговая марка Беаты Зандер — писать и говорить захватывающе, ярко, легко и практично. На сегодняшний день она написала более 50 книг, в том числе бестселлер: «Права на управление акциями и работы на бирже».
На первый взгляд
- Бывшая учительница реальной школы Беате Зандер начала вкладывать свои деньги в акции только в 59 лет, стала миллионершей.
- Сегодня 81-летняя биржевый эксперт проводит семинары по бирже, написала уже более 50 книг по финансам и является желанным гостем на основных собраниях акционеров и лекциях.
- Краха фондового рынка она не боится — наоборот. Она говорит:»Крах хорош для людей с мужеством.»
Беате Зандер начала инвестировать свою зарплату в акции в качестве учителя лишь в возрасте 59 лет. Сегодня, более 20-ти лет спустя, благодаря своей стратегии, она создала более чем миллионный биржевой депозит и выпустила более 50 книг по финансам, в том числе бестселлер «Акции и биржевые акции: акции вместо сберегательной книжки — лицензия на вложение денег».
В нашем материале она говорит о своей инвестиционной стратегии, что думает о биткойне и золоте, какое сходство имеет её депо с депо Уоррена Баффета и можно ли считать инвестирование в фонд ETF покупкой или продажей опциона.
Госпожа Зандер, с каким стартовым капиталом вы поднялись до миллионера (заработав его на акциях) и, самое главное, в какое время?
Беате Зандер: в конце девяностых годов мне было 59 лет и у меня был запущен депозит на сумму, эквивалентную 30 000 евро. Во время кризиса 2008 года я действовала с моей стратегией с самого начала правильно, с высоким уровнем агрессивности, а в 2013 году у меня уже был миллион.
Прежде чем мы перейдем к обсуждению вашей стратегии: что было вашей первой акцией?
Зандер: моя первая акция была Deutsche Telekom, которая вышла на рынок в 1996 году. В тот момент у меня было немного лишних денег (что касается стратегии), и я подумала, что неплохо будет вложить их также в эту новую акцию.
Вы хорошо «прокатились» с этой покупкой?
Зандер: я купила Deutsche Telekom и купила еще раз в 2008 году за девять евро. В настоящее время Telekom стоит 15 евро. Существует дивиденд в размере 70 центов. Если я конвертирую их в восемь или девять евро, у меня есть девять процентов дивидендов. Вот почему для меня Deutsche Telekom — действительно хорошая акция.
Другие были очень злые и ругались на акции Телекома.
Зандер: да, многие акционеры присоединились позже и подшучивали над Deutsche Telekom. Это произошло потому, что они были жадными, понятия не имели о ситуации на рынке и покупали по невероятно высоким ценам. Моя собственная поговорка гласит: избегайте опасной «Четвёрки» — эйфории, паники, страха и жадности.
Они придумали так называемую стратегию «High-Low с высоким уровнем мужества». Что именно с этим связано?
Зандер: стратегия «с высоким уровнем мужества» основана на следующем подходе: я покупаю акции, широко разбросанные и не ниже тысячи евро за бумагу. Если они выросли минимум в три или четыре раза, я делаю частичную продажу и покупаю на вырученные деньги ещё «хороших акций» — не беря при этом на эти нужды ни одного нового евро из депозита. Этим также частично компенсируется убыток в инвестирование по «хорошим акциям», которые могут быть на данный момент в просадке.
Если я покупаю только на 500 евро, я не могу сделать частичную продажу позже, потому что денег останется слишком мало. И я не хочу сдавать своих лучших «скаковых лошадей». Из лучших акций я хочу сохранить у себя большинство. Но это займет время, пять или может быть десять лет.
У вас есть пример для нас?
Зандер: Я купила акций Nemetschek по четыре евро за штуку, 300 штук за 1200 евро. Сейчас они стоят около 168 евро.
Если мне нужны деньги, чтобы купить себе «алфавитных» акций, я говорю: Ладно, я должна продать десять штук от акций Nemetschek и получить за них, так как у меня старые акции и они уже освобождены от налогообложения, 1.680 евро. Из этих денег я покупаю акции Amazon, даже не взяв в руки ни одного евро новых денег.
Для каких инвесторов больше всего подходит стратегия с «высоким уровнем мужества»?
Зандер: стратегия подходит для людей, которые храбры, дисциплинированы и терпеливы, широко мыслят и работают в долгосрочной перспективе. Если у меня есть только три или десять акций, я не могу этого сделать. Тоже самое, если я завтра войду в рынок, а послезавтра снова выйду. Она подходит для людей, которые строят депо в течение многих лет.
Так что же на самом деле нужно сделать, чтобы добиться максимального использования возможностей данной стратегии, быть смелым и дождаться биржевого краха?
Зандер: я всегда говорю: «Крах хорош для людей с мужеством.»Потому что там я могу купить дешево акции, чтобы продать их потом дорого, когда цена вырастет. Я также сделала это в декабре 2018 года во время обвала в компаниях технологического сектора. Я купила хорошие акции за полцены. В отличие от большинства акционеров, которые продают при резком снижении цены.
Некоторые эксперты считают, что конец бычьего рынка уже наступил. Но что мы видим на самом деле? Нынешний подъём рынка — самый длинный за всю историю.
Зандер: да, об этом говорят уже несколько лет. Наука говорит, что мы не можем предотвратить крах фондового рынка. Итак, в какой-то момент наступит следующий обвал. Мы имели кризисы с 2000 по 2003 год и с 2008 по 2009 год.
Пророки, предсказывавшие закат всего и вся, сказали в 2013 году: «Сейчас наступает обвал – быстро продавайте все свои акции, потому что сейчас это еще возможно. «Вместо этого к декабрю 2018 года короткосрочные спады в долгосрочной перспективе продолжались только непрерывным ростом рынка».
Теперь у нас снова 12.400 пунктов на DAX и прогноз аналитиков увеличился до 13.000 пунктов. То, что наступит крах, абсолютно точно. Но вы никогда не знаете: когда он придет, как долго он продлится, насколько он будет мощным и резким?
Очистили бы вы полностью свои позиции при следующем обвале?
Зандер: конечно, нет! Зачем?
Я также рада, когда курсы идут вверх, это совершенно понятно. Но если вы потерпите крах, я говорю, что крах хорош для людей с мужеством, то попробуйте мою «стратегию с высоким уровнем храбрости». И после каждого следующего обвала High был выше, чем во время предыдущего.
Почему так много инвесторов продают, когда угрожает обвал?
Зандер: потому что они «получают» это от банков, как это устроено? Либо вы должны застраховать все, что стоит действительно немалых денег. Или они должны полностью продать, потому что это еще хуже. В первом случае у клиента еще есть шанс сохранить половину своих денег, в противном случае он вообще может остаться без денег. Я делаю обратное.
Здесь можно привести цитату из Андре Костолани: «У кого много денег, может спекулировать. Тем, у кого мало денег, запрещено спекулировать. Те, у кого вообще нет денег, должны спекулировать.» Что вы можете сказать по этому поводу?
Зандер: ну, я думаю, что старый гуру сказал этой фразой достаточно много. Я почти не спекулирую. Для острых ощущений я покупаю себе не более двух акций по 500 евро. Либо это сработает, то может быть, я могу заработать 1000 евро и потом продать их. Или мне не повезло, тогда 1000 евро просто «вылетят в трубу». Если у меня нет денег, то я не могу спекулировать, потому что в противном случае я ещё и делаю долги. Если у меня нет денег, то я вообще не могу ничего делать с акциями. Здесь оказывается очень уместной моя поговорка: «Покупка акций в кредит — далеко не хит!»
По каким критериям вы выбираете акции?
Зандер: я выбираю свои акции по разным причинам. В сравнении со всей отраслью они должны быть оценены недорого. Я не Уоррен Баффет, который говорит: «Я покупаю только акции, которые справедливо оценены».
Потому что тогда у меня будут только оборонительные, сильные, устойчивые, смелые акции. Поэтому у него в портфеле лежат почти только одни банки, страховые компании, промышленность, железные дороги и потребление. У него вряд ли есть высоко оцененные технологические акции. Там, где сейчас будущее музыки: Искусственный интеллект, цифровые, сетевые, промышленность 4.0. У него есть одна доля, о которой можно сказать, что это и то, и другое: Apple — это потребление и технология. И совершенно новый Amazon приходит к этому сейчас.
Уоррен Баффет говорит, что он покупает только ценности, в которых разбирается. Нет ли на ваш взгляд в этом чего-то неестественного?
Зандер: я говорю то же самое: мне нужно это знать, мне должно это нравиться, мне нужно понимать это. Но я могу также научиться понимать. Я люблю, например, биотехнологию, медицинскую технику, интернет, вещи, связанные с искусственным интеллектом. Я должна посмотреть, что я понимаю и лишь тогда применить имеющиеся знания.
Что для вас важнее? Курсовая прибыль или дивиденд?
Зандер: И то и другое. Я хочу владеть акциями, которые увеличивают свои дивиденды на протяжении многих лет, например, Johnson & Johnson или Caterpillar. Я назову несколько компаний из списка Nasdaq, которые платят небольшие дивиденды, но получают высокую прибыль от разницы курсов.
Давайте посмотрим, что у меня есть только на букву А: Alphabet, Amazon, Apple — знают все. Далее у меня есть Alexion, не все знают, но это здорово. Adobe, не все знают, но отлично, как и AMD. Тогда у меня есть Amgen, компания даже платит высокий дивиденд. Это небольшой подбор из буквы А.
И что вы делаете с дивидендами?
Зандер: дивиденды важны для моей стратегии. Я хочу иметь более половины акций, которые увеличивают размер дивидендов на протяжении многих лет. В Rational я купила за 33, сейчас дивиденды платят по десять евро. Это 33 процента в год. Каждый дивиденд я вкладываю снова.
Как распределён вес в вашем портфеле?
Зандер: у меня две трети акций, таких, как у Уоррена Баффета. По низкой цене и дивидендами, которые мне нужны для моей стратегии. Но треть — это мои акции, где я обращаю внимание только на прибыль и шансы получить ещё большую курсовую прибыль.
Для каких акций вы видите возможности в будущем?
Зандер: для меня будущее играет в искусственном интеллекте, в промышленности 4.0, Интернет вещах, в оцифрованном, взаимосвязанном в сети мире. Это — музыка будущего. Я не могу сейчас прийти на рынок только с промышленностью, банками и страховыми компаниями. Важно то, что вы охватываете все значимые области.
Где и как можно узнать об этой теме новичкам?
Зандер: во-первых, я советую всем, кто входит на это поприще, покупать и читать книги. Нельзя сказать: «Да, я хочу стать миллионером. Но я не буду платить по 30 евро за книгу, интернета мне должно быть достаточно.» Мне нужны книги, чтобы получить базовые знания, а затем я перехожу в интернет, например, на бирже ARD, и смотрю на акции. Что она стоит сегодня, что она стоила год назад. Каков был самый высокий, как самый низкий курс за один, за три, пять, десять лет. Есть ли дивиденды? Если да, то сколько? Затем я смотрю на баланс. Каково в акции соотношение собственного капитала к инвестированному капиталу? И так далее.
Вы так внимательно анализируете сейчас каждую акцию?
Зандер: Да. Я долго наблюдаю, и пока всё идёт хорошо, все, как и я, в восторге. Когда с фирмой где-то происходит что-то неприятное — выручка резко падает, годовой результат минимален — я перестаю смотреть. Если я по-настоящему удовлетворена, я начинаю читать профиль компании и бросаю взгляд на ежеквартальный отчет. Если в нём всё в порядке — то я куплю себе эти акции.
Как вы относитесь к биткойну и криптовалютам?
Зандер: криптовалюты — чистая спекуляция, никогда! Я бы никому никогда не советовала участвовать. Если у кого-то действительно есть «спекулянтская кровь» в его жилах, он должен вложить небольшую сумму. На моем биржевом семинаре я заставила одного из спекулятивных участников инвестировать в акции и только небольшую сумму в биткойны. Это он тоже сделал и был вполне счастлив, когда продал лишь половину с прибылью. Остальные же лежат глубоко в минусе. В итоге он всё же оказался в минусе.
Рассматриваете ли вы золото в качестве антикризисной инвестиции?
Зандер: Нет. В течение некоторого времени вы могли бы получить много прибыли с золотом. Но на золотых монетах или небольших слитках нет дивидендов. Всегда нужно быть осторожным, чтобы этот материал у вас не украли. Банковские шкафчики становятся все дороже. Единственное, конечно, золото никогда не будет терять свою истинную ценность. Но ETF тоже нет. Но там я ещё и дивиденды получаю.
Источник finsovet.org