На сегодняшний день рынок розничной торговли является одним из самых быстрорастущих в Казахстане
Доля розничной торговли составила 16% от общей структуры ВВП, который в 2018 году достиг отметки в 58,8 трлн тенге. Несмотря на традиционно высокую популярность рынков, доля современных магазинов в розничной торговле продолжает расти. Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, оборот розничной торговли на душу населения в 2018 году составил 549 657 тенге.
Как свидетельствуют официальные данные за 2009-2018 годы, розничная торговля на протяжении последних десяти лет росла в среднем на 7,2% в год. Темпы роста продаж непродовольственных товаров опережали темпы роста продаж продовольственных товаров: соответствующие показатели составили 8,2% против 5,5%.
При этом несмотря на общие темпы роста, в 2018 году рост продаж продовольственных товаров составил 6,6%, в то время как рост продаж непродовольственных товаров – 5,2%, а общий рост розничной торговли – 5,7%.
Анализируя данные за 2019 год, стоит отметить, что розничная торговля, начав год с роста на 4,4% в январе, постепенно ускорилась до 5,4% по итогам первых шести месяцев 2019 года. Это лишь незначительно ниже показателя аналогичного периода прошлого года – 5,7%. Основные компоненты розничной торговли – продовольственные и непродовольственные товары – демонстрируют схожую динамику, увеличившись на 5,8% и 5,3%, соответственно. Рост розничной торговли опережает рост экономики в целом.
Региональный рост
В 2018 году темпы роста розничной торговли в РК составили 13%. Наиболее стремительный рост произошел в Северо-Казахстанской области (19%), в то время как за последние пять лет наиболее активный рост произошел в Нур-Султанt со средним показателем в 18%. Также в тройку лидеров вошли Жамбылская и Акмолинская области с показателями роста в 17% и 16% соответственно. При этом, лидерами по доли рынка в 2018 году остались Алматы и Нур-Султан, их общая доля на рынке составила около 40%. Количество розничных торговых объектов с площадью не менее 2 000 кв. метров возросло до 268 точек.
Рынок продуктового ретейла
Продуктовый ретейл в Казахстане подразделяется на два основных вида: современные продуктовые магазины и традиционные «магазины у дома». Основной тенденцией за последние пять лет является увеличение доли современных продуктовых магазинов. С 2013 года доля современных магазинов увеличилась на 14% и составила 31%. Прогнозируется, что среднегодовой темп роста на протяжении следующих пяти лет составит 6%.
В 2018 году в Казахстане начали формироваться совершенно новые форматы в сфере продовольственного ретейла. Так, один из крупнейших продовольственных ритейлеров компания Metro Cash&Carry подписала меморандум о сотрудничестве с компанией Technodom, и в торговых центрах Metro открылись отделы по продаже бытовой техники и электроники. За счет альянса оба игрока планируют увеличить свою долю на рынке. В прошлом году круглосуточные магазины являлись самыми динамичными каналами сбыта, показав рост продаж на уровне 107%. Так в прошлом году структура рынка выглядела следующим образом.
Пятерка лидирующих игроков за последние пять лет нарастили долю рынка с 25,5 до 43,5%.
По итогам 2018 года общая торговая площадь продуктовых ретейлеров составила 689 тыс кв. м. За последние пять лет прирост составил 10,9%. Прогнозируется, что в последующие пять лет общий прирост составит 5,6%. По итогам 2018 года наибольшими торговыми площадями располагала компания Magnum Cash&Carry – 125,7 тыс кв.м. и компания Skiff Sauda – 95,2 тыс кв.м. Таким образом на данные компании приходится 30% от всех торговых площадей. В 2018 году общее количество точек под современный продуктовый ретейл составило 2 353. В ближайшее пять лет планируется увеличение до 2 633. Количество супермаркетов составило 325.
2018 год характеризовался появлением большого количества магазинов, расположенных в пешей доступности от дома. В частности, эту тенденцию стоит отметить у таких известных ретейлеров, как Magnum и Ramstore. Основной причиной этого стал напряженный образ жизни населения, в частности, таких крупных городов Казахстана, как Алматы Нур-Султан.
Продовольственные товары vs непродовольственные
За последние десять лет на казахстанском рынке растут продажи непродовольственных товаров. Так, в 2018 на долю продовольственных товаров приходилось 30% от общего объема розничной торговли, а на долю непродовольственных - 70%. По сравнению с 2009 годом структура розничной торговли демонстрирует тенденцию к увеличению доли непродовольственных товаров.
Проведя анализ структуры розничной торговли по отдельным категориям товаров за последние десять лет, стоит отметить, что доля большинства продовольственных товаров в общем объеме торговли снижается, за исключение свежих фруктов и овощей.
Ситуация с непродовольственными товарами кардинально отличается: так большинство категорий непродовольственных товаров в общем объеме торговли показали рост, за исключением фармацевтических товаров (разнонаправленная динамика), компьютеров и ПО, чистящих средств.
Таким образом на данный момент рынок розничной торговли находится в активном развитие. Основная тенденция рынка розничной продуктовой торговли заключается в том, что крупные сети начинают вытеснять традиционные магазины, открывая современные магазины в формате «Express». Так ожидается, что в ближайшие пять лет доля современных магазинов достигнет 41,5%.
Аналитический обзор был подготовлен компанией Baker Tilly Qazaqstan Advisory в рамках исследования основных тенденций розничной торговли в Казахстане для одного из крупнейших финансовых институтов Республики Казахстан.
Источник forbes.kz