Цена барреля нефти главной американской марки West Texas Intermediate падает шестую неделю подряд - так долго она не падала с 1998 года. Это первые ласточки новой американской экономики - успешной, самодостаточной, по-прежнему лидирующей

 

Бирмингем. 14 ноября. FINMARKET.RU - США переживают нелегкие времена. По всему миру люди разочаровались в американской мечте о либерально-демократическом рае и все чаще говорят о конце Pax Americana.

 

Причина и войне с террором, и в крахе Lehman Brothers, и в слежке АНБ за политиками и простыми гражданами по всему миру. Появился и реальный претендент на место мирового гегемона - Китай.

 

Хоть и кажется, что Кубок мирового лидерства вот-вот уйдет на восток, фундаментальные изменения в нефтегазовом секторе вернут США былую, если не большую мощь, уверены Дэвид Данн из Университета Бирмингема и Марк МакКлелланд из Фонда Рейгана-Удола.

 

Возможность добычи ранее недоступных огромных запасов сланцевого газа и трудноизвлекаемой нефти заставят всех пересмотреть свои прогнозы о будущем США.

 

Влияние нынешних главных мировых экспортеров нефти и газа, и России в том числе, в этом дивном новом мире будет снижаться, американцы обретут энергетическую независимость и восстановят свои производственные мощности благодаря дешевым ресурсам.

 

Долги и ошибки лишили Штаты статуса сверхдержавы

 

Популярная сегодня идея упадка величия США появилась по двум причинам: во-первых, в бедах страны виновна ее власть, во-вторых, количество претендентов на место лидера в мире выросло, пока Америка копила долги и тратилась на военные интервенции.

 

Роджер Альтман, сооснователь и руководитель инвестиционной фирмы Evercore Partners, и президент Совета по международным отношениям Ричард Хаас утверждают, что именно экономическая мощь всегда была главным столпом первенства США.

 

Вот почему вернуть статус сверхдержавы страна сможет только когда вернется к сбалансированному бюджету и решит проблему госдолга, а не будет агрессивно сокращать налоги, как делала администрация Буша в 2001 и 2003 годах, или вводить дорогостоящие неработающие системы, вроде Obamacare, как делает администрация нынешняя.

 

Альтман и Хаас при этом хотя бы оставляют луч надежды для Соединенных Штатов и утверждают, что если они откажутся от экономической расточительности, то все будет хорошо. Другие эксперты менее оптимистичны и пророчат США истощение из-за дорогостоящих социальных обязательств и страшный дефицит бюджета в средне- и долгосрочной перспективе.

 

Член совета директоров международной организации Human Rights Watch профессор Майкл Клэр утверждает, что подъем американского влияния в ХХ веке был основан на контроле над мировыми поставками нефти, так что неудивительно, что упадок Америки совпал с периодом, когда рынок нефти находится в упадке.

 

Клэр указывает на прогнозы Министерства энергетики США, сделанные в 2000 году: ежедневный объем мировой добычи нефти составит 97 млн. баррелей к 2010 году и 115 млн. баррелей к 2020 году, но он составил лишь 82 млн. баррелей в сутки в 2010 году и к 2020 году вряд ли перешагнет отметку в 85 млн.

 

 

Эксперт предполагает, что дефицит ресурсов и снижение поставок топлива приведут к новой мировой Тридцатилетней войне за энергоносители - проигравшие будут уничтожены, их земли и богатства поделят между собой победители.

 

Сланцевый газ взорвет рост ВВП США

 

Пессимисты дают Америке шанс сохранить свой пост главной сверхдержавы мира только в том случае, если произойдет взрыв в экономике. К счастью для США, этот взрыв скоро случится, уверены Данн и МакКлелланд. Крупные месторождения сланцевого газа и нефти, которые раньше считались бесперспективными, начали наконец использоваться.

 

Эти сланцы полностью изменят энергетику США, помогут возрождению промышленной базы и создадут потенциал для энергетической самодостаточности, что будет иметь важные геополитические последствия - ослабление относительной мощи ОПЕК и экспортеров обычного природного газа, таких как Россия.

 

Огромные образования сланцевых пород находятся под землей на большей части 48 штатов США, включая Нью-Йорк, Пенсильванию, Огайо, Западную Вирджинию, Техас и Северную Дакоту. Они известны давно, но низкое давление резервуаров и низкий уровень проницаемости и пористости породы означали, что эти запасы технически или коммерчески нерентабельны.

 

Технологические инновации и открытие методов горизонтального бурения и гидроразрыва пласта привели к быстрой переоценке запасов. В 2003 году Национальный нефтяной совет заявил, что технически извлекаемые запасы США оцениваются в 38 трлн. кубических футов. В 2005 году министерство энергетики подняло оценку до 140 трлн., еще до 380-900 трлн. она была повышена в 2008 году.

 

В 2009 Комитет по потенциальным запасам газа оценил запасы сланцевого газа в 680 трлн., а в 2011 г. - до 860 трлн. в США и 1930 трлн. в Северной Америке в целом. В исследовании EIA 2013 года говорится, что 7,299 трлн. сланцевого газа во всем мире содержится в недрах США и 41 других стран мира вместе взятых, что составляет 47% от общего количества в 15,583 трлн. природного газа в мире.

 

В России, где расположены крупнейший месторождения природного газа, запасы оцениваются в 1700 трлн. Но пока США одна из немногих стран, которая ускоренно наращивает добычу: в 2006 году был произведен 1 трлн. куб.футов сланцевого газа, а к 2010 году этот показатель увеличился почти в пять раз - до 4,8 трлн. и будет больше в четыре раза к 2040 году, а к 2030-х годам сланцевый газ будет составлять более 50% добычи природного газа США.

 

 

Снижение цен на газ и региональные экологические инициативы уже привели к тому, что большую часть электроэнергии на северо-востоке США получают от генераторов на природном газе, пишет Тайсон Браун из Агентства энергетической информации США.

 

Единственный минус природного газа в том, что зимой потребители почувствовали резкий рост цен из-за роста налогов на природный раз, но выход пока найден - власти пока будут для подстраховки закупать мазут.

 

США могут занять место сегодняшних нефтяных великанов

 

Производство сланцевой нефти в Штатах также резко возросло. Топ-менеджер итальянского нефтяного гиганта ENI и старший научный сотрудник Школы Джона Кеннеди Леонардо Мауджери утверждает, что Соединенные Штаты могут обогнать Саудовскую Аравию как ведущего в мире производителя нефти уже в 2017 году.

 

В октябре 2013 впервые с 1995 года США произвели больше нефти, чем импортировали, пишет Стивен Мафсон из The Washington Post. Это произошло благодаря росту добычи сланцевой нефти в Северной Дакоте и Техасе.

 

Добыча нефти в стране достигла 7740 тыс. баррелей в день в октябре, что на 17% больше, чем годом ранее. Это самый высокий уровень с мая 1989 года. Импорт нефти в процентах от валового внутреннего продукта в третьем квартале этого года был самым низким с 1986 года. Добыча сланцевой нефти приведет сокращению импорта в этом году еще на $80 млрд.

 

 

Эту революцию не ждали. Пять лет назад добыча нефти в США упала до 62-летнего минимума. А потом вдруг внутреннее производство выросло на 50%. EIA считает, что запасы технически извлекаемой сланцевой нефти в США - 58 млрд. баррелей. В 2000 году Соединенные Штаты производили 200 тыс. баррелей "трудной" нефти в день, в 2011 году - миллион баррелей. К 2017 году добыча вырастет до 5 млн. баррелей в день.

 

За 10 лет нефтяной революции зависимость США от импорта сократится, что приведет к ослаблению одного из главнх источников давления на мировых рынках нефти, считает Мафсон. Главный экономист Moody 's Analytics Марк Занди уверен, что рост внутренней добычи нефти означает еще и меньший дефицит счета текущих операций, что является большим плюсом для экономики США.

 

США встают с колен

 

Быстрый поворот в судьбе американской нефтяной и газовой промышленности повлечет за собой множество последствий, часть из которых поможет укрепить американскую мощь, а другая - ослабит экономическую мощь их врагов.

 

  • Наращивание собственного производства приведет к отказу США от импорта газа, в среднесрочной перспективе США станет экспортером СПГ. Администрация президента Обамы уже одобрила четыре проекта по строительству терминалов для его экспорта.
  • Промышленные и производственные компании с высоким уровнем использования электроэнергии выиграют от более низких цен на энергоносители. В дополнение к сотням тысяч рабочих мест, созданных непосредственно в нефтяной и газовой промышленности, прирост занятости испытают на себе химическая промышленность и другие отрасли.
  • Низкая цена на газ, скорее всего, будет стимулировать развитие научно-технического прогресса в области транспорта.
  • Кроме внутренних бонусов, сланцевая революция даст и внешние: американская мощь восстановится, а государства, которые были геополитическими противниками США, будут повержены. Сланцевый газ уронит доходы Венесуэлы, Ирана, России
  • ОПЕК вынужден будет переориентироваться на азиатские рынки в попытке компенсировать падение спроса со стороны Северной Америки. Доля России на рынке природного газа в Европе, вероятно, снизится до 13% к 2040 году с 27% в 2009 году.
  • Революция сланцев в США уменьшит экспорт нефти из Венесуэлы и таким образом ограничит нефтезависимость страны от Латинской Америки.

 

В результате, Штаты будут играть более важную роль в определении цен, объемов и маршрутов мировых поставках энергии: Европа уже сейчас может перестать выполнять требования российских политиков и начать смотреть в сторону США и их импорта.

 

Даже если масштабного экспорта СПГ в Европу из США и не будет, падение американского спроса на природный газ России поможет хотя бы снизить его цену на европейских рынках.

 

Нет никаких "нет"

 

Многие эксперты, впрочем, не верят в сланцевую утопию Данна и МакКлелланда и сомневаются, что сланцевая революция может привести к долгосрочному подъему экономической и геополитической мощи Америки. Но экономисты опровергают четыре главных аргумента противников своей теории:

 

1. Штаты - не единственные обладатели больших запасов сланцевого газа, у Китая их больше, чем у американцев, следовательно, США не смогут кардинально улучшить свои позиции по отношению к другим государствам.

 

Сланцевый газ распространен в мире довольно равномерно, не согласны Данн и МакКлеланд: у Штатов 1000 трлн.куб.футов, у Китая - 1115 трлн., у Аргентины - 802 трлн., у Алжира - 707 трлн., у Канады - 573 трлн., Мексики 545 трлн, сланцы есть и на Ближнем Востоке, и в России. Отличие США в том, что права на разработку сланцевого газа там принадлежат не государству, а землевладельцам, это значительно упрощает юридическую сторону вопроса: в большинстве развитых стран они принадлежат государству.

 

Крупнейшими конкурентами Америки в добыче сланцевого газа, скорее всего, будут Мексика и Канада. Но большого ущерба от этого Штатам не будет - все три страны входят в Североамериканскую зоны свободной торговли. США даже выиграют от их бурного роста.

 

 

2. Потенциал сланцевого газа преувеличен:нет никаких доказательств жизнеспособности сланцевых скважин в долгосрочной перспективе. Пол Стивенс из Chatham House утверждает, что природный газ является более сложным и дорогостоящим в транспортировке, чем нефть, и это будет тормозить развитие мирового газового рынка. Cланцевый газ также более дорогой в добыче, чем обычный.

 

Срок службы скважины сланцевого газа составляет 8-12 лет по сравнению с 30-40 годами и более для обычной скважины. Но технологии продолжают развиваться, стоимость разведки и бурения падают, возражают Данн и МакКлелланд. Себестоимость добычы сланцевого газа $2-3 за 1000 кубических футов, себестоимость добычи обычного природного газа в два раза больше.

 

3. Добыча сланцев воздействует на окружающую среду разрушительно, это заставляет политиков воздерживаться от использования его на полную мощность. Три центральных экологических возражения: предполагаемая связь с сейсмической активностью; загрязнение подземных вод и водоносных горизонтов; выброс большого объема метана и парниковых газов - усиление парникового эффекта.

 

Каждый кубический фут сланцевого газа не только сокращает потребление угля, но наносит ущерб конкурентоспособности возобновляемых источников энергии, включая энергию ветра и солнечную энергию.

 

Экологические проблемы добычи сланцевого газа, скорее всего, действительно окажутся главным препятствием перед наращиванием промышленной добычи, соглашаются экономисты.

 

Тем не менее на кону стоит экономический рост и возрождение промышленной базы страны, а значит экологические барьеры должны быть серьезно обоснованы: расследование серии землетрясений в 2009 году Геологической службой Оклахомы не доказало связь сейсмической активности и применения технологии гидроразрыва пластов в том районе.

 

4.Энергетическая независимость США ничего не изменит в мире: она не укрепит мощь Америки и не ослабит ее соперников. США придется сохранять высокие расходы на оборону для поддержания международной стабильности, они сожрут любую экономическую выгоду от достижения энергетической независимости.

 

Да, сланцевый газ вряд ли будет либо панацеей от всех проблем Америки, снова не возражают Данн и МакКлелланд. Но изменения в энергетическом ландшафте в США неизбежно дадут импульс промышленному росту и позволят Соединенным Штатам снизить долю ВВП, расходуемую на импорт энергоносителей.

 

В определенном смысле "сланцевая революция" для США - это энергетический эквивалент падения Берлинской стены. Новая ось зла из врагов и неверных союзников из России, Ирана, Венесуэлы, стран Персидского залива потеряет для США прежнюю значимость. Травма "нефтяного эмбарго" навсегда останется в прошлом - стран станет свободней во внешней политике.

 

Финмаркет