В ноябре 2015 года Данияр Акишев был назначен председателем Национального банка РК, сменив на этом посту Кайрата Келимбетова. Тогда это назначение расценивалось многими финансистами как антикризисная мера по спасению экономики, доведенной почти до отчаяния неуклонным падением курса тенге. Редакция «Къ» решила разобраться, к каким итогам в результате пришел Нацбанк в своей деятельности за последние два года и как оценивает работу г-на Акишева профессиональные участники и независимые аналитики.
Итак, что же досталось в наследство г-ну Акишеву от предыдущего главы Нацбанка Кайрата Келимбетова?
Никто не будет спорить, что Данияр Акишев пришел в сложный период для экономики Казахстана и всего финансового рынка. После двух резких девальваций в 2014-2015 годах (со 155 до 180 и с 185 до 250 тенге), курс тенге продолжал неуклонно падать вниз и казалось, что уже ничего не может его остановить.
Новый глава был принят на должность 2 ноября 2015 года, тогда средневзвешенный курс тенге на KASE составлял 272 тенге за доллар, уровень инфляции по итогам 2015 года составил 13,6% и был самым высоким за последние 7 лет (последний раз до этого высокий уровень инфляции был зафиксирован в 2007 году) (рис. 1).
Также в наследство достались аномально высокие ставки на денежном рынке. Базовая ставка Нацбанка тогда составляла 16,0% (надо сказать, что как инструмент денежно-кредитной политики НБ базовая ставка была введена регулятором только со 2 сентября 2015 года). По состоянию на 6 ноября 2015 года индикатор TONIA закрылся на уровне 50,35%, TWINA – на уровне 41,92%. В декабре того же года ставки зашкаливали выше 300% (21 декабря TONIA закрылся на 317,95%) (рис. 2). Это были самые высокие ставки на денежном рынке за последние 10 лет (рис. 3).
Резкие девальвации 2014-2015 годов привели к тотальному бегству активов из тенге. По данным НБ РК, степень долларизации депозитов в банках составила почти 70% на конец 2015 года, увеличившись с 55% за год. Индекс KASE, демонстрирующий стоимость наиболее ликвидных акций на бирже, за 2013-2015 годы снизился до 858,79 пунктов (на 13,4% за три года).
Стоит признать, что цены на нефть и другие энергоресурсы с начала 2015 года также падали, что напрямую влияло на продолжающееся обесценение тенге.
Таковы были основные ключевые показатели финансового рынка и экономики до прихода нового главы НБ.
Стабилизация курса тенге
По словам опрошенных финансистов, главных заслуг нового главы Нацбанка было несколько. Первое и самое главное – это стабилизация курса тенге.
В январе 2016 был зафиксирован самый высокий пик за всю историю Казахстана – 385 тенге за доллар. Тогда многие «аналитики» предрекали курс в 400 и даже 500 тенге.
Но неожиданно для всех курс тенге стал укрепляться, зафиксировав уровень 328 тенге на конец апреля, затем снова девальвировал до 353 в конце июля и снова стал плавно спускаться вниз. В результате 2016 год курс тенге «закрыл» на отметке 323,5 тенге. До мая 2017 года тенге еще немного укрепился до 320 тенге, затем доллар снова стал дорожать до 344 тенге на начало октября и закончил год плавным укреплением до 325 тенге за доллар. Цены на нефть с начала 2016 года также стали постепенно восстанавливаться, что также внесло свой вклад в стабилизацию курса тенге.
В результате за два года тенге укрепился на 15,5% (с 385 тенге до 325 тенге за доллар).
Поскольку с 20 августа 2015 года Нацбанк перешел на свободно плавающий курс тенге (означающий отход от поддержки фиксированного коридора курса тенге), регулятор не имел права вмешиваться в ход торгов на валютном рынке и устанавливать жесткий коридор как раньше. Однако Нацбанк оставил за собой право вмешиваться в курсообразование тенге в чрезвычайных ситуациях, чтобы сглаживать резкие колебания курса.
В 2016 году на стабилизацию курса Нацбанк потратил 2,9 млрд долларов, в 2017 году – 1,5 трлн тенге.
«Участие Национального Банка на валютном рынке за период с января по август 2016 года было связано со сменой валютных предпочтений населения и ростом привлекательности инструментов в национальной валюте. Для ограничения резких колебаний курса, не отражающих влияние фундаментальных факторов, Национальный Банк выступал в роли покупателя иностранной валюты», - говорилось в пресс-релизе регулятора, посвященного итогам 2016 года.
По данным Нацбанка, участие регулятора в 2017 году было минимальным (1,7% от годового объема биржевых торгов). «Проведение интервенций было направлено на ограничение резких колебаний курса. При этом Национальный Банк не имел целью поддержать какой-либо уровень курса тенге по отношению к иностранным валютам», - также говорится в официальном сообщении Нацбанка, посвященного итогам 2017 года.
В 2016 году руководители банков достаточно позитивно оценивали политику Нацбанка на валютном рынке и его вклад в стабилизацию курса тенге. Так, в интервью «Къ» в апреле 2016 года председатель правления Народного банка Умут Шаяхметовапризнала, что «стабилизация курса есть» и интервенции Нацбанка оправданны.
«Вопрос, наверное, масштаба интервенций. Сегодняшние объемы интервенций – небольшие, опять-таки они находятся на нижнем уровне, не дают сильно укрепиться тенге. При этом Нацбанк достаточно свободно и открыто дал верхнюю границу, и тенге может ослабевать. То есть регулятор не тратит резервы на поддержание курса, они пополняют резервы за счет скупки долларов. Вот при тех объемах интервенций, которые сегодня осуществляются, на мой взгляд – да, все делается правильно», - сказала она.
Председатель правления Нурбанк Эльдар Сарсенов считает вклад Национального банка в стабилизацию курса «бесспорным». «Интервенции регулятора, направленные на стабилизацию курса тенге вполне оправданны с точки зрения тех задач по удержанию инфляции в целевом коридоре, стабилизации цен и сведению к минимуму негативного влияния на экономику волатильности на внутреннем валютном рынке Казахстана. К слову сказать, на протяжении четвертого квартала 2016 года Национальный Банк не проводил валютных интервенций на валютном рынке, сведя свое участие в валютных торгах к 0%; курс тенге формировался исключительно под воздействием фундаментальных факторов», - прокомментировал он «Къ».
Подводя итоги 2017 года председатель правления Евразийского банка Павел Логинов в интервью «Къ» добавил: «Позитивно, что в этом году (в 2017 – ред. Къ) не сработал девальвационный сценарий, несмотря на высокие ожидания, наоборот, мы видим, что тенге стабилен, уровень инфляции и платежный баланс страны также стабильны».
По мнению генерального директора ИК «Фридом Финанс» Тимура Турлова, после очень масштабного ослабления тенге в 2015-ом году конъюнктура сырьевых рынков, безусловно, благоволила национальной валюте, однако Национальному банку пришлось действовать в условиях утраты доверия к национальной валюте, и сейчас уже очевидно, что это доверие хоть и не очень быстро, но восстанавливается.
Возращение доверия к тенге
Стабилизация курса способствовала росту доверия населения к тенге, что видно по валютной структуре депозитов в БВУ. К примеру, в 2016 году уровень долларизации депозитов снизился за год с исторически максимального уровня в 70% до 55%. По итогам апреля 2017 года было зафиксировано превышение тенговых депозитов над валютными — 51,2% против 48,8%. На конец прошлого года уровень долларизации вкладов составил уже 52,3%.
Наряду с дедолларизацией депозитов стал сокращаться спрос на наличную иностранную валюту в обменных пунктах страны. Так, объем покупки населением доллара США за два года сократился на 45,9% - с $1,67 млрд в декабре 2015 года до $901,83 млн в декабре 2017 года.
На рынке ценных бумаг вырос спрос на активы казахстанских эмитентов в тенге. К примеру, совокупный объем торгов на Казахстанской фондовой бирже в 2017 году вырос относительно 2016 года на 60,3%. За 2017 год индекс KASE вырос на 804,8 пунктов или 59,3%. По данным Bloomberg, индекс KASE занял третье место в мире по скорости роста.
В интервью «Къ» заместитель председателя правления Казахстанской фондовой биржи Наталья Хорошевская отметила, что рекордный рост индекса KASE в 2017 году отчасти связан с возвращением доверия инвесторов к активам в тенге. «Если говорить в целом о рынке акций, индекс KASE в прошлом году активно рос, в этом году рост продолжился. Связано это, на мой взгляд, с двумя причинами.
Во-первых, была длительная стагнация, и индекс падал или находился в боковом тренде – этому способствовал целый ряд факторов – кризис, который начался в мировой экономике в конце нулевых, затем девальвационный период, когда инвесторы старались избавляться от тенговых активов, затем было неверие, что рынок может восстанавливаться и показывать какую-то доходность. Но мы видим сейчас относительную стабильность ключевых ставок, инвесторы возвращаются в тенговые инструменты. Рост, конечно, очень высокий для фондового рынка – на 50% в прошлом году и еще 50% в этом году», - сказала она.
Работа Нацбанка по совершенствованию валютного регулирования ведется и в правовом аспекте. В последних изменениях в законопроект о валютном регулировании предусмотрено расширить охват информации о валютных операциях, повысить эффективность валютного контроля, в том числе для противодействия выводу денег из страны.
Денежно-кредитная политика Нацбанка
Базовая ставка
Под началом Данияра Акишева Нацбанк проводит политику смягчения денежно-кредитных условий и постепенного сокращения уровня базовой ставки в Казахстане.
К концу 2015 года высокие ставки по операциям денежного рынка были установлены в качестве ответной реакции на снижение цен на нефть, рассказывает директор аналитического центра Ассоциации финансистов (АФК) Павел Афанасьев. НБ РК объявил о переходе к режиму инфляционного таргетирования, что сути работы центрального банка не изменило – стабильный уровень цен в стране по умолчанию является основным приоритетом работы любого центрального банка, отмечает аналитик.
За 2016 год уровень базовой ставки сократился на 5 процентных пункта – с 17% до 12%. В 2017 году показатель был понижен еще на 1,75%. В январе 2018 года Национальный Банк принял решение снизить базовую ставку на 0,5 процентных пункта до 9,75%. Решение Нацбанка по снижению базовой ставки было обусловлено более низким фактическим уровнем инфляции по итогам 2017 года по сравнению с прогнозной траекторией, оценками по дальнейшему замедлению инфляционных процессов, сохраняющимся слабым восстановлением внутреннего спроса, а также благоприятными тенденциями на внешних рынках.
Эксперты, в целом, достаточно позитивно оценивают ослабление монетарной политики в Казахстане. Так, подводя итоги 2016 года, заместитель председателя правления по корпоративному бизнесу ДБ АО «Сбербанк» Ельдар Тенизбаев в интервью «Къ» рассказывал, что после увеличения в начале 2016 года ставок по вкладам в национальной валюте, а также стабилизации курса тенге, сложилась тенденция перетока валютных вкладов в тенговые.
«При этом стоит отметить роль регулятора по обеспечению стабильности на рынке фондирования средств и плавное снижение базовой ставки. В 2017 году ожидаем дальнейшее снижение базовой ставки, что позволит увеличить объемы кредитования банками и будет способствовать дальнейшей индустриализации и диверсификации экономики Казахстана», - сказал тогда он.
«Мы солидарны с намерением Национального Банка продолжить политику денежно – кредитного смягчения путем дальнейшего снижения базовой ставки и в 2018 году в случае наличия позитивных предпосылок в экономике Казахстана и стран торговых партнеров», - прокомментировали в Нурбанке
Оценивания монетарную политику НБ, Тимур Турлов считает, что, безусловно, Национальный банк сейчас действует предельно корректно и последовательно, в рамках того, как регулятор должен действовать в рамках инфляционного таргетирования в текущих условиях. «Казахстан живёт в этих условиях только третий год, но можно уже смело говорить о нормализации процентной политики и очень разумных темпов замедления инфляции», - добавил он.
«В соответствии с основными направлениями ДКП постепенность снижения ключевых индикаторов продиктована необходимостью поддержания восстановительных процессов в экономике», - считает специалист Департамента казначейства АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Габит Мадеш.
Согласно опросу проведенному «Къ», участники финансового рынка ожидают дальнейшего снижения базовой ставки регулятором до конца 2018 года.
«Мы ожидаем, что проводимая Национальным Банком денежно-кредитная политика в 2018 году будет нацелена на сдерживание инфляционного давления, но при этом не станет ограничивать, а простимулирует деловую активность», – указал управляющий директор АО «Qazaq Banki» Данияр Жарылкасынов.
«В текущем году Нацбанк, как и в прошлом продолжит придерживаться умеренно-жесткой денежно-кредитной политики в режиме инфляционного таргетирования, снижая ставку медленно и осторожно, принимая во внимание статистику по изменению потребительских цен», - полагает директор департамента аналитики АО «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов.
Таргетирование инфляции
Одной из главных заслуг Данияра Акишева за последние два года финансисты называют обеспечение стабильности цен и снижению уровня инфляции. Так, в январе 2018 года годовая инфляция в Казахстане составила 6,8%, тогда как в середине 2016 года показатель достигал 17-18%.
Таким образом, за полтора года удалось сократить рост цен на основные виды товара в стране почти в три раза. Целевой ориентир регулятора по инфляции установлен на 2018 год в диапазоне 5–7%. Обеспечение данной цели будет важным шагом к постепенному снижению инфляции до 4% к концу 2020 года, отмечают в Нацбанке.
Постепенное снижение инфляции к таргетируемому НБ РК уровню будет положительно отражаться на инфляционных ожиданиях населения, способствующих сбалансированному увеличению потребления появлению возможности планирования расходов, а также в среднесрочном периоде приведет к постепенному устойчивому восстановлению экономической активности, считает Нурлан Ашинов.
Управление ликвидностью
Работа Национального банка стала более разнообразной и прозрачной, с точки зрения инструментария, а также коммуникаций, отмечают в Ассоциации финансистов Казахстана. «Было бы несправедливо проигнорировать тот факт, что правила игры на валютном и денежном рынках стали намного более прозрачными», – говорит Павел Афанасьев, – «Так, НБ РК ежедневно проводит аукционы по размещению краткосрочных нот, доходность по которым находится в рамках коридора базовой ставки – участники рынка заинтересованы в этой доходности, так как она гарантированная и с нулевым риском. Доходность операций на биржевом денежном рынке (привлечение/размещение короткой ликвидности посредством операций репо и свопов) также находится в указанном диапазоне».
После существенного обесценения тенге и очередного в истории Казахстана перехода к «свободно плавающему обменному курсу» в августе 2015 года, денежная масса страны сильно выросла, рассказывает спикер.
«Тут, кстати, нельзя не сказать о том, что на этот раз обменный курс стал куда более «свободно плавающим», чем когда-либо», - говорит эксперт. Для этого достаточно взглянуть на исторический график по паре USD/KZT. Начиная с августа 2015 года денежная масса в стране выросла более чем на 50% или 6,5 трлн тенге – это именно тот объем новых денег, которые условно потребовала экономика при новом курсе. К текущему моменту НБ РК изымает около 4,8 трлн тенге указанной ликвидности на регулярной основе посредством нот, депозитов и операций прямого репо».
Как образовалась эта ликвидность? Экономические субъекты, они же банковские клиенты, при конвертации валютных поступлений на локальном рынке по новому курсу представляют соответствующий спрос на тенге и если до этого, условно одну проданную бочку нефти можно было сконвертировать по курсу 185 тенге за доллар и получив, опять же, условно 9 250 тенге за баррель (при средней стоимости в 50 долларов США по Brent, казахстанская нефть дешевле), то теперь один баррель уже конвертируется, скажем по курсу 330 тенге, что нам даёт уже спрос на локальную валюту в размере 16 500 тенге, что почти в два раза больше.
«Центральный банк начинает «встречать» предложение иностранной валюты в такие периоды и увеличивать таким образом размер денежной массы. На мой взгляд, свою работу центральный банк делает так, как может, и в рамках своей ответственности делает это неплохо», - подчеркнул глава аналитического Центра АФК.
В целом, анализируя работу Нацбанка за два года, в Нурбанке отметили, что в течение двух прошедших лет работу Данияра Акишева, в целом, можно оценить в основном с положительной стороны.
«В качестве основным заслуг Данияра Акишева на посту председателя Национального банка мы бы отметили эффективно проводимую политику по дедолларизации экономики Казахстана, обеспечение стабильности цен и снижению уровня инфляции до целевых уровней. В 2016-2017 годах Национальному банку также удалось добиться стабилизации цен и на валютном рынке. Кроме этого, Нацбанк провел большую работу по очистке балансов банков от проблемных займов. На конец 2017 года NPL БВУ достиг 9,3%», - прокомментировали в банке.
Во второй части статьи будет проанализирована деятельность Национального банка в части регулирования банков за 2016-2017 годы.
Политика кнута
По словам финансистов, в отношении банков последние два года характеризуются политикой «жесткого кнута и пряника». «Никогда ранее к банкам не предъявляли такие строгие требования как сегодня», - говорят банкиры.
Политика ужесточения регулирования началась еще в 2008 году после ипотечного кризиса в США, спровоцировавшем мировой кризис и впервые больно ударившем по банковской системе Казахстана, до этого считавшейся «лучшей в странах СНГ». В 2016-2017 годах Данияр Акишев продолжил эту политику, опираясь на основные принципы Базельского комитета по банковскому надзору Базель III.
«В 2016 году продолжена работа по переходу текущего регуляторного режима на основные принципы Базельского комитета по банковскому надзору Базель III по достаточности собственного капитала и ликвидности, призванные обеспечить финансовую устойчивость и конкурентоспособность банковского сектора», - говорилось в годовом отчете Нацбанка за 2016 год.
В связи с этим сохранились: высокие требования к достаточности собственного капитала банков, соблюдения уровня NPL в портфеле не выше 10%, запрет на выдачу ипотечных займов в иностранной валюте, запрет на одностороннее изменение договора и другие меры.
Повысились требования к формированию резервов, коэффициентам ликвидности, системе риск-менеджмента и т.д.
«Национальным Банком начата системная работа по стабилизации и развитию финансового сектора. Сегодня по-прежнему остаются важнейшими задачи по оздоровлению банковского сектора … В 2016 году мы предприняли шаги по усилению работы банков с кредитным риском. В ближайшей перспективе мы должны применить меры, направленные на улучшение качества активов банков, что в результате должно привести к усилению их финансовой устойчивости», - упоминается в годовом отчете Нацбанка за 2016 год.
За 2016-2017 годы Национальный Банк меняет подходы к регулированию, внедряет риск-ориентированный надзор, - рассказывают в Банке ВТБ Казахстан.
В частности, за этот период был введен Ежедневный коэффициент по размещению части средств банков во внутренние активы. Для банка это означает необходимость ежедневного размещения собственных и привлеченных средств во внутренние активы с тем, чтобы величина внутренних активов составляла не менее 95% от среднемесячной величины капитала и внутренних обязательств, сложившихся в месяце, предшествующем отчетному.
Также в 2016-2017 годах, в режиме мониторинга, началось поэтапное введение Коэффициентов покрытия ликвидности и нетто стабильного фондирования. Это создало потребность банков в более стабильных средствах фондирования.
Кроме того, началось внедрение единой методики оценки провизий с корректировкой регуляторного капитала банка (уменьшение размера собственного капитала на разницу между рассчитанными регуляторными провизиями и провизиями, сформированными согласно требованиям МСФО). Для банка это означает необходимость создания дополнительных расчетных резервов.
«В 2017 году запущена программа оздоровления по поддержке крупных социально значимых банков. Сегодня действуют требования по переходу на стандарты Базель III, c января 2018 осуществлён переход на МСФО 9, что потребовало от банков увеличения резервов. Оценить первые результаты этих и предстоящих в 2018 году изменений можно будет после полного их внедрения и осуществления деятельности в новых условиях», - считают в банке ВТБ.
Требования по капитализации
В 2014 году экс-председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов говорил о постепенном повышении требований к размеру капитала банков второго уровня с 10 млрд тенге до 100 млрд тенге по следующей схеме: с 2016 года - до 30 млрд тенге, с 2017 года — до 50 млрд, с 2018 году — до 75 млрд и с 2019 года — до 100 млрд тенге. Он предполагал, что такие высокие требования к соответствующему периоду смогут выполнить всего порядка 15-20 банков.
В результате многим банкам понадобилась докапитализация. Это спровоцировало волну слияний и поглощений на рынке. Так, в 2015 году сразу 3 банка объединились в один: Альянс Банк, Темірбанк и ForteBank, также произошла передача активов и обязательств между Казкоммерцбанк и БТА Банк, Евразийский банк купил Банк Позитив Казахстан.
По информации пресс-службы Банка ВТБ Казахстан, с приходом Акишева в начале 2016 года требование по увеличению собственного капитала банков с 10 до 100 млрд тенге было отменено. Впоследствии, Нацбанк изменил требования по расчету размера собственного капитала банка и отменил ряд коэффициентов.
В начале сентября 2016 года Акишев на расширенном заседании правительства с участием главы государства признал, что «Национальный Банк был вынужден заморозить ранее принятые решения по внедрению стандартов Базель III, в частности, требования по повышению собственного капитала банков». Он объяснил это тем, что «подобное положение лишь усугубляет ситуацию и отбрасывает банковскую систему на несколько лет назад, что недопустимо на таком конкурентном рынке».
В январе 2016 года требование по капиталу было повышено с 5 млрд до 10 млрд тенге. Сегодня, согласно постановлению от 13 сентября 2017 года, минимальный размер собственного капитала банков установлен в размере 10 млрд тенге.
Несмотря на снижение требования по минимальному размеру капитала банков в 2016-2017 годах об объединении объявили еще ряд банков: ККБ и Халык, БЦК и Цесна банк, Capital Bank и Tengri Bank, Bank RBK и Qazaq Banki. Два последних банка осенью 2017 года заявили об отмене сделки по слиянию.
В результате пока сделка закрыта только по ККБ и Халык. Дочерний банк RBS Казахстан был продан и трансформировался в Банк ЭкспоКредит, после чего в текущем году был перерегистрирован уже в качестве First Heartland Bank.
Ужесточение надзора
По словам Данияра Акишева, проблемы банковской системы копились еще с 2006-2008 годов и сейчас регулятору приходится «разгребать Авгиевы конюшни».
«Статистика показывает, что 90% проблемного портфеля выдано банками с 2006 года по 2015 год. То есть кредитная активность, особенно в тех банках, где были выявлены наибольшие злоупотребления в нецелевом использовании денег, осуществлялась долгие годы и была выявлена относительно недавно», - сказал он во время онлайн-конференции 22 февраля.
Банковский сектор после 2009 года, когда иссяк основной источник фондирования в виде кредитов из-за рубежа, переключился на деньги государства. Начиная с 2010 года, банки аккумулировали на своем балансе огромные суммы денег квазигосударственного сектора и населения. Я об этом говорил в своем докладе на расширенном заседании правительства. «Но, к сожалению, до 2016 года многие банки пользовались этими деньгами по своему усмотрению без взвешенной кредитной политики. Отдельно нужно разбираться, как и почему деньги квазигоссектора попали в ненадежные банки», - подчеркнул спикер.
Он отметил, что, начиная с 2016 года, Нацбанк ужесточил надзорную практику, начал критически оценивать работу аудиторских компаний, которые не выявляли никаких проблем.
«Это ускорило вскрытие проблем в слабых банках. Конечно, Нацбанку в силу ограниченности человеческих и временных ресурсов было невозможно сразу реализовать все меры. Масштаб проблемы оказался значительным. Проблемы, которые копились годами, сложно было решить быстро. Например, по Казкоммерцбанку только поиск оптимального способа его оздоровления, обсуждение и его реализация потребовали полтора года», - заявил спикер.
Все это время регулятором проводилась работа по реформированию надзорной политики.
«Это комплекс мер, включающий в себя законодательные поправки, изменение надзорной политики, усиление квалифицированного кадрового потенциала надзорных, регуляторных, инспекционных подразделений. Для того, чтобы ситуация не повторялась, подготовлен законопроект по усилению надзорных функций Нацбанка, направленных на превентивное решение проблем. Сейчас мы интенсивно отрабатываем его с правительством и парламентом», - подытожил спикер.
В результате ужесточения надзора сократилось количество банков – если в начале 2016 года насчитывалось 35 банков и 11 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, то на начало 2017 года – банков было уже 33 и 8 организаций (на 1 января 2018 года – 32 банка). Обнаружились проблемы в отдельных банках, кто-то оказался на грани закрытия.
28 октября 2016 года Нацбанк приостановил действия лицензий, выданных АО «Delta Bank» и АО «Казинвестбанк» в части приема депозитов, открытия банковских счетов физических лиц сроком на три месяца. 26 декабря 2016 года Казинвестбанк было лишено лицензии на осуществление банковских и иных операций и деятельность на рынке ценных бумаг.
Лицензию Delta Bank на проведения банковских и иных операций 29 декабря 2016 года снова возобновили, но, как известно, в ноябре 2017 года Delta Bank была лишена лицензии окончательно, а в феврале 2018 года суд вынес решение о ликвидации банка.
2017 год также запомнился всем проблемами в Bank RBK.
Стресс-тестирование и чистка NPL
В 2016 году Национальный банк добивался проведения комплексной оценки качества активов (известной в международной практике как Asset quality review, которая обычно сопровождается проведением стресс-теста). По информации регулятора, банки скрывали реальную картину качества своих активов, поэтому в этом отношении требовалась тщательная проверка.
«Банки проводили мероприятия по рефинансированию, реструктуризации и списанию неработающих займов, однако такая практика снизила объективную информативность отчетности о качестве активов. Согласно регуляторной отчетности банков по итогам 2016 года доля неработающих займов (с просрочкой платежа свыше 90 дней) снизилась с 8,0% (1,2 трлн тенге) в 2015 году до 6,7% (1,0 трлн тенге). Низкое качество активов может скрываться за счет чрезмерно оптимистичных подходов к стоимостной оценке и представления в учете сомнительных займов как стандартных», - говорится в отчете регулятора.
В 2017 году было запланировано проведение стресс-тестирование банков, но уже во втором полугодии Нацбанка отказался от этой идеи.
Как пояснил «Къ» заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков, от классического формата стресс-тестирования решено отказаться во избежание «одномоментного шока».
«Классическая схема, которая реализована в Европе и Америке, у нас не работает. Потому что при классической схеме мы должны иметь мандат, чтобы заставить банк провести количественную оценку качества активов, мы должны привести независимого оценщика, который по универсальной методологии оценит банк. Потом эти цифры мы должны, имея наш собственный мандат, прописанный в законодательстве, сказать банку, что вы должны иметь такой капитал, который показывает разницу между результатами стресс-теста и фактическим капиталом. И банк должен выйти на рынок и найти инвестора для того, чтобы увеличить капитал», – прокомментировал Олег Смоляков.
Тем не менее, полностью от оценки качества активов регулятор отказываться не намерен. Поэтому традиционное стресс-тестирование было решено заменить административной мерой – внедрением регуляторного вычета.
«В течение пяти лет мы будем требовать от банков довести капитал до этого регуляторного стандарта. И, соответственно, у нас есть и полномочия, и мандат их заставить, потому что это уже будет работать как пруденциальный норматив – по унифицированной методике в соответствии с общепринятой практикой. То есть мы немножко пошли по регуляторно-административному пути», – сказал Смоляков.
МСФО 9 и «регуляторные провизии»
С 1 октября 2017 года в силу также вступили новые правила Национального Банка по формированию в коммерческих банках так называемых «регуляторных провизий». Кроме того, с 1 января 2018 года банки обязаны применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО 9).
По словам председателя правления АТФ Банк Энтони Эспина, два этих события окажут существенное влияние на развитие банковской индустрии в ближайшее время. С введением данных регуляторных требований политика Национального банка в части регулирования банков ужесточается. Это означает, что банкам теперь нужно будет пересмотреть свою залоговую структуру и запросить в случае необходимости дополнительные залоги от клиентов.
«По сути, ничего не изменилось. Но до 1 октября одна часть залогов считалась как залог, после 1 октября – она перестает быть залогом. То есть система риск-менеджмента в банках автоматически ужесточается. Банкам будет сложнее работать. За короткое время нам нужно успеть создать провизии, пока мы не восстановим необходимую залоговую структуру, не приведем ее в нужное состояние», - поясняет спикер.
Разумеется, многие акционеры банков были недовольны такой политикой, это сдерживало их развитие, поскольку теперь им придется под каждый выданный кредит формировать больший объем провизий. Однако отдельные представители отнеслись к этой мере с понимаем.
Так, по мнению Энтони Эспина, это время будет для банковской индустрии очень интересным. «Если посмотреть на работу председателя Нацбанка – он проделал большую работу. Во-первых, он стабилизировал ситуацию на денежном и валютном рынках. Во-вторых, за счет внедрения этих регуляторных провизий он дисциплинирует банковский сектор. Для самого банковского сектора это создает краткосрочные сложности, потому что нам теперь предстоит перейти от МСФО к регуляторным провизиям. И если говорить о третьей большой задаче, которую ему удалось решить – это программа оздоровления банков», - заявил глава АТФ Банка.
«Новые требования Национального банка по установлению нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов под номером 170 от 13 сентября 2017 года существенно ужесточают формирование резервов для вычета из капитала, что снижает капитал и в принципе усложняет банкам второго уровня задачу поддержания коэффициентов достаточности капитала на требуемом уровне. Но в текущих экономических условиях на фоне сложной задачи оздоровления банковского сектора данные требования вполне оправданны, - отметили в Нурбанке.
Как считает главный управляющий директор (CEO) Альфа Банк Андрея Тимченко, эти требования существуют не для Нацбанка, а для сохранения финансовой устойчивости банков в период кризиса.
«На самом деле наш Нацбанк в 99% случаев идет по пути внедрения международных стандартов. Мы можем по каким-то пунктам идти впереди, по каким-то отставать от других стран, но в целом – это общие тенденции. Банковский сектор пострадал в Европе, США и развивающихся странах. Везде было ужесточение по пруденциальным нормативам, во всех странах банки, в тот момент, когда эти требования возникли, были не готовы их соблюдать. Поэтому во всех странах – это поэтапный процесс, где банки постепенно готовятся соблюдать эти нормативы», - сказал он в интервью «Къ» в феврале 2017 года.
Политика пряника (Программа повышения финансовой устойчивости)
Девальвация тенге и ухудшение макроэкономических условий (снижение цен на основные экспортные позиции страны) плохо отразились на кредитоспособности большинства клиентов банков в Казахстане за последние годы.
Несмотря на умеренный официальный объем токсичных кредитов, реальная картина качества ссудного портфеля оказалась куда хуже. В прошлом году Национальный банк провел выборочный анализ крупнейших займов банковской системы, который показал, что сумма потенциального NPL, с учетом реструктурированных займов составляла порядка 25% от ссудного портфеля банков.
Для поддержки банков и его клиентов президентом РК было поручено принять комплекс мер по оздоровлению банковского сектора посредством Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора РК.
«В период кризисных явлений государство заинтересовано в поддержке банков в целях обеспечения устойчивости всей финансовой системы и экономики. Основными целями Программы являются повышение эффективности надзорного процесса для предупреждения рисков в банковском секторе на раннем этапе, солидарная докапитализация банков с акционерами и обеспечение финансовой стабильности банковского сектора», - говорилось в официальном релизе Нацбанка.
На реализацию программы было выделено 410 млрд тенге. 18 октября 2017 года Нацбанк одобрил заявки четырех банков: Евразийский банк получил от государства 150 млрд тенге, АТФ Банк и Цесна банк – 100 млрд тенге, Банк ЦентрКредит – 60 млрд тенге.
«Указанные банки и их крупные акционеры представили планы мероприятий по повышению финансовой устойчивости, улучшению качества активов и снижению уровня неработающих кредитов, а также письменные обязательства по докапитализации банка», – сказал тогда Акишев.
Технически поддержка выглядит следующим образом: указанные банки выпускают облигации под 4% годовых, которые покупает Нацбанк. На эти деньги банки приобретают ноты НБ под 8,7% годовых, в которых обязаны «хранить» эти деньги. Финансовый институт имеет право каждый год продавать часть этих нот (около 33%) регулятору, получая таким образом необходимую ликвидность.
Для участия в программе капитал банков должен быть не менее 45 млрд тенге. При этом акционеры банков обязаны до 31 декабря 2022 года еще докапитализировать свои банки, а менеджмент – погасить субординированные облигации по истечении 15 лет, то есть вернуть все средства государству.
Как заявил «Къ» глава Евразийского банка Павел Логинов, часть ликвидности будет направлена на кредитование приоритетных в рамках Стратегии банка сегментов, а вторая часть - на формирование провизий по проблемным портфелям. Также у финансового института есть право использования этих бумаг на операции РЕПО.
Как указывается в тексте Программы повышения финансовой устойчивости банков, в результате этих мер в течение 5 лет совокупный собственный капитал банковского сектора увеличится на сумму более 1 трлн. тенге, что усилит их финансовую стабильность и устойчивость возможным новым неблагоприятным внешним факторам.
«Увеличение собственного капитала банков вместе со снижением неработающих активов банков поддержит кредитование банками реального сектора экономики. Ожидается ежегодный рост выдачи новых займов экономике в размере не менее 300 млрд. тенге. Программа будет способствовать дальнейшему развитию смежных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать оздоровлению финансового состояния конечных заемщиков-предприятий реального сектора экономики», - говорится в Программе.
Программа была позитивно оценена как самим банковским сообществом, так и международными институтами. Так, рейтинговые агентства достаточно позитивно отозвались о ней.
«Реализация программы позволит банкам сформировать значительные дополнительные резервы на потери по проблемным кредитам, которые могут возникнуть с учетом существенного снижения темпов экономического роста и девальвации тенге в последние три года, и должна способствовать росту кредитования. Мы ожидаем, что это будет способствовать повышению прозрачности и стабильности банковского сектора», - заявили в S&P Global Ratings.
Другое международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в обзоре казахстанских банков за II квартал 2017 года отметило, что показатели капитала казахстанских банков могут улучшиться в результате предлагаемого Национальным банком выделения субординированных кредитов на сумму свыше 500 млрд тенге (ред. Къ - в рамках Программы).
«Я считаю, что в целом для банковской отрасли 2017 год сыграл роль очень своевременной и правильной терапии – главным образом профилактические и оздоровительные инструменты были применены в рамках государственной поддержки крупных финансовых институтов Национальным банком. Я и мои коллеги-банкиры разделяем позитивные прогнозы относительно результатов данной поддержки», - сказал в интервью «Къ» председатель правления Банк ЦентрКредит Галим Хусаинов, подводя итоги 2017 года.
По мнению Андрея Тимченко, работа по урегулированию проблемной задолженности и докапитализации отдельных банков, проведенная в 2017 году правительством и Национальным банком РК в рамках Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора, способствовала повышению доверия к казахстанскому банковскому сектору в целом и создала предпосылки для его финансовой стабильности и роста в будущем.
«Я думаю, что сегодня присутствует существенная поддержка со стороны государства и регулятора для банков, а через банки – для экономики. Благодаря этому у нас банковский сектор стабилен и развивается достаточно успешно, на мой взгляд. Без этой поддержки, конечно, у многих банков были бы большие сложности и устойчивость временами была бы под вопросом», - сказал он.
В сухом остатке
Так чего же в результате добился г-н Акишев за два года в банковском секторе?
Если судить строго по статистике, то видно, что количество банков уменьшилось, а их «качество» повысилось. О «качестве» обычно говорят коэффициенты достаточности капитала, ликвидности, объемы сформированных провизий по ссудному портфелю, объемы NPL в портфелях банков и другие показатели.
Так, если на начало 2016 года регуляторный капитал (минимальный уровень капитала банков, требуемый регулятором для защиты интересов инвесторов и вкладчиков) составлял 3 062,5 млрд тенге, то на 1 января 2018 года уже 3 763,6 млрд тенге.
Средние коэффициенты достаточности капитала по рынку в начале 2016 года составляли следующие значения: к1-1 – 12,5%; к1-2 – 13,1%; к2 – 15,9%.
На 1 января 2018 года эти значения повысились: к1-1 – 16,9%; к1-2 – 17,5%; к2 – 21,8%.
Объемы сформированных провизий увеличились с 10,6% до 15,6% от общего ссудного портфеля банков. Высоколиквидные активы увеличились с 21,2% до 34,7% от активов банков.
Объем NPL в общем портфеле банков снизился с 23,5% на начало 2015 года до 9,3%. Но по словам Данияра Акишева, реальный уровень NPL может быть выше официального, который показывают банки.
«Банки зачастую прибегают к инструменту по реструктуризации проблемных заемщиков, а именно изменяются первоначальные условия договора. Таким образом, уровень проблемных займов в портфелях банков находится выше официально признанных банками. Однако данная ситуация находится под постоянным контролем Национального Банка и проводится соответствующая работа по поэтапному признанию и последующей очистке проблемных займов с балансов банков», - сказал Данияр Акишев во время онлайн конференции 22 февраля.
В целом, финансовая стабильность и надежность банков усилилась. Об этом говорит и увеличение вкладов физических лиц в банках с 44,1% до 49,3% от всех вкладов клиентов банков. При этом доля вкладов в иностранной валюте снизилась с 79,1% до 52,4%. А вот вклады юридических лиц напротив сокращаются с 55,9% до 50,7%. Возможно, на эту статистику повлиял отток депозитов юр.лиц из банков RBK, Delta Bank и Казинвестбанка.
С другой стороны, в связи с ужесточением мер, снизилась общая доходность банков как бизнеса (одна из причин – почему банкиры должны не очень-то любить главу центрального банка).
Если на начало 2016 года общая прибыль банков составила 227 млрд тенге, то на начало 2018 года убыток банковского сектора составил 62,3 млрд тенге.
Также снижается кредитование бизнеса. Если на начало 2016 года займы юридическим лицам составляли 7 307,2 млрд тенге или 47% от совокупного ссудного портфеля БВУ, то в начале 2018 года этот показатель составил 4 195,1 млрд тенге или 30,9% от портфеля. Возможно это связано с ужесточением системы риск-менеджмента банков в отношении новых заемщиков.
Согласно итоговому пресс-релизу Нацбанка за 2017 год объем кредитов юридическим лицам за 2017 год снизился на 5,8% до 8 164,4 млрд тенге, физическим лицам увеличился на 12,4% до 4 541 млрд тенге.
Зачем главе НБ политическая поддержка?
Показателен тот момент, что в начале 2017 года президент сначала поддержал нового главу НБ словами «Никого не бойся!», а через год также публично отчитал во время заседания правительства в начале февраля 2018 года словами «ты давно должен был это сделать», говоря о санкциях в отношении Bank RBK.
Вероятно, что главе Нацбанка не всегда легко привлекать к ответственности те или иные финансовые институты, нарушающие пруденциальные нормативы ввиду «высокопоставленности» и влиятельности их акционеров.
На вопрос: «какой мерой Нацбанка акционеры банков были бы особенно недовольны?», в Нурбанке ответили, что регулятор существенно ужесточил формирование резервов для вычета из капитала, что снижает капитал и в принципе усложняет банкам задачу поддержания коэффициентов достаточности капитала на требуемом уровне. Это требует дополнительных вливаний со стороны акционеров», - сообщает пресс-служба банка.
По словам финансиста, пожелавшего остаться неназванным, председатель Национального Банка – это самая трудная и неблагодарная должность внутри политической системы. Как правило, главами Центральных банков в мире редко становятся дети высокопоставленных политиков или предпринимателей, поскольку здесь слишком много ответственности и очень много факторов, напрямую независящих от компетенции и образования главы Нацбанка. Например, при высоком уровне импорта и практически отсутствующем отечественном производстве трудно удерживать курс национальной валюты от девальвации. А Национальный банк не может отвечать за все проблемы в экономике одновременно – для этого есть министерство экономики, финансов и другие ведомства.
Поэтому зачастую главами центральных банков становятся «selfmade»-личности, талантливые финансисты, начинавшие карьеру с самых низов и привыкшие трудиться.
А вот акционерами банков – напротив – являются представители политической и бизнес-элиты. Либо они сами, либо их дети и внуки. Во-первых, это престижный бизнес во всем мире и во всем времена, во-вторых, прибыльный до тех пор «пока центральный банк не начинает усиленно «закручивать гайки».
Поэтому, естественно, чем жестче политика регулирования Нацбанка, тем больше «недовольных» среди влиятельных акционеров банков, которые вынуждены подчиняться этим требованиям.
«Если вы посмотрите список акционеров всех казахстанских банков, то увидите среди них многие известные фамилии так или иначе аффилиированные с нашей политической элитой. Но справедливости ради стоит сказать, что это свойственно не только для Казахстана и стран постсоветского пространства, но и во всем мире», - говорит спикер.
Таким образом, быть главой Центрального банка означает так или иначе противостоять большому количеству влиятельных политиков и предпринимателей. И без политической поддержи здесь, естественно, не обойтись.
Оценивая работу г-на Акишева за последние два года, финансисты говорят о том, что «ему не позавидуешь».
Проблемы в банковской системе Казахстана копились годами, банки скрывали реальное положение дел с качеством активов, кредитовали афилиированные структуры, игнорировали явные риски много лет. Теперь глава Нацбанка начал это вскрывать.
«Разгребать старые конюшни сложно и ещё сложнее прославиться при этом», - сказал финансист, пожелавший остаться неназванным.
Директор аналитического Центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Павел Афанасьев не считает политику Нацбанка за последние два года «необоснованно жесткой», так как в стране по-прежнему осталось свыше 30 банков. Причем достаточно разных по характеру бизнеса.
«На мой взгляд, Нацбанк обозначил всем правила, дал новые инструменты, повысил прозрачность. Была предложена программа поддержки сектора с условиями, ковенантами, и многие банки пошли на это, понимая и принимая всю ответственность. Причем пошли не обязательно из-за какой-то неизбежности, хотя и её, наверное, не нужно исключать. На мой взгляд, пошли в том числе из-за желания ребалансировать как пассивную, так и активную часть своих балансов и сделать их более устойчивыми», - говорит Павел Афанасьев.
«В отношении таких вещей, как переход на стандарты МСФО 9 и инициируемые НБ РК регуляторные вычеты, не могу сказать, что они являются каким-то основным препятствием. Есть отдельные вопросы по подходам к надзорному суждению, которые обсуждаются на площадке АФК. Есть и конъюнктурные условия. Так, например, в экономике по-прежнему присутствует дефицит долгосрочного фондирования, в то время как короткая (привлекаемая и размещаемая на короткие сроки) ликвидность в тенге на ежедневной основе обращается на денежном рынке и это очень популярные инструменты. Долгосрочно давать взаймы в тенге по низким ставкам пока не так много желающих. Уровень оценки кредитного риска в экономике также является достаточно существенным, в то время как потребительское кредитование вновь стало актуальным при снижении реального уровня дохода населения. Это системные вещи, которые нужно решать», - рассказывает эксперт.
По его словам, работа банковского сектора даже после всех принятых мер будет неизбежно сильно зависеть от состояния экономики – инфляции, ставок, агрегированного спроса.
Как считает генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов, наблюдая за регулированием в банковской системе, шаги Национального банка были одновременно и логичными, и традиционно аккуратными. «Национальный банк не допустил системных кризисов и активно участвовал в оздоровлении институтов вместе с их акционерами, где это было возможно, где это было невозможно, он постарался осуществить ликвидацию настолько аккуратно, насколько это было возможно», - сказал он.
По мнению российского аналитика ГК «Финам» Сергея Дроздова, жесткое регулирование казахстанских банков за последние два года было еще одним шагом в правильном направлении со стороны регулятора, так как неустойчивые банки создают риски для всей финансовой системы страны.