Еврозона только начала приходить в себя после рецессии, а ей уже грозит новая беда. Дефляция - падение цен на товары и услуги - может свести на нет все усилия ЕЦБ по смягчению условий на денежном рынке. Чем сильнее и дольше падают цены, тем выше оказывается реальная стоимость кредитов для бизнеса и властей

Участники Международного экономического форума в Давосе должны были обсуждать в этом году контуры нового мирового порядка. Но оказалось, что есть более важный вопрос: дефляция и те угрозы, которые она создает для глобальной и, прежде всего, европейской экономики.

 

Новый симптом кризиса - замедление роста цен, которое вот-вот может перерасти в дефляцию, - отчетливо проявился в конце прошлого года. В декабре инфляция в странах еврозоны составила всего 0,8% против 0,9% в декабре. Это значительно ниже официальной цели ЦБ в 2%.

 

Глава ЕЦБ Марио Драги не видит существенного риска дефляции в Европе, но многие участники форума не разделяют его оптимизм. Среди них глава МВФ Кристина Лагард, которая уверена, что дефляция сейчас является одним из ключевых рисков для мировой экономики.

 

Низкая инфляция углубляет долговой кризис в Европе

Замедление роста цен в Европе запустит новую волну долгового кризиса, объясняют опасения Лагард в The Wall Street Journal.

Домохозяйствам, компаниям и правительствам куда проще избавляться от долгов, если их номинальные доходы растут вместе с инфляцией.

 

  До кризиса в странах периферии еврозоны была более высокая инфляция, чем в странах центра. В итоге, продукты этих стран слишком быстро дорожали, теряли свою конкурентоспособность, что приводило к росту торгового дефицита. Он покрывался благодаря внешним заимствованиям.

 

  В такой ситуации помогла бы девальвация, но в Европе это невозможно - стран много, а валюта у них одна. Странам периферии приходится снижать цены и зарплаты, чтобы стать более конкурентоспособными. А значит, в течение многих лет инфляция в этих странах будет ниже, чем в среднем в Европе.

 

-  В Европе возникает опасный конфликт: сохранение нынешнего уровня кредитоспособности мешает повышать конкурентоспособность.

-  Испания и Италия, согласно оценке исследовательского центра Bruegel, могут безболезненно снизить уровень госдолга к ВВП в ближайшие годы, если их экономики будут расти, бюджеты будут в норме, а инфляция в еврозоне составит 2%.

-  Но если инфляция в еврозоне составит всего 1%, то в Италии и Испании цены расти в принципе перестанут. В такой ситуации госдолг Испании вырастет до 120% ВВП, а Италии - выше 140%. Сейчас в Испании инфляция находится в районе 0%, а в Италии цены падают.

-  Даже Германии нужна инфляция выше 2%, уверены в Bruegel.

-  Если рост цен не ускорится, то страны европейской периферии ждет греческий сценарий: несмотря на жесткие меры экономии, госдолг к ВВП страны вырос из-за дефляции.

-  Испании и Италии придется снова урезать расходы бюджета и проводить меры жесткие экономии, что ударит по хрупкому росту. Домохозяйства и бизнес будут разочарованы медленным ростом доходов, все большая часть их средств будет уходить на погашение долгов. В итоге, потребление снизится.

-  Эта ловушка чуть не погубила экономику США во времена Великой депрессии. Номинальные ставки в 1930-е были на нулевом уровне - можно было подумать, что это период экономического бума, а не самые тяжелые годы в истории США. Но реальные ставки (номинальные минус инфляция или плюс дефляция) из-за падения цен оказались на рекордном уровне, объясняет http://www.finmarket.ru/main/article/3541197 профессор Гарвардва Кармен Рейнхарт.

 

ЕЦБ в дефляцию не верит, но готов на крайние меры

Марио Драги, хоть он и не считает дефляцию существенной угрозой, пообещал в Давосе, что ЕЦБ попробует справиться и с ней. Регулятор готов скупать у банков кредиты, которые они выдали населению и корпорациям, пишет Financial Times.

 

-  Драги своим заявлением попытался развеять слухи о том, что ЕЦБ вскоре запустит "количественное смягчение": начнет скупать на свеженапечатанные деньги облигации компаний или правительства.

-  Законодательство еврозоны запрещает "монетарное финансирование": центробанк физически не может покупать долги стран-членов еврозоны.

-  Рынок корпоративных облигаций в Европе небольшой и показывает хорошие результаты. Поддерживать его особенного смысла сейчас нет.

-  Зато Драги отметил резкое сокращение банковского кредитования особенно в странах европейской периферии. Глава ЕЦБ уверен, что регулятор мог бы поддержать рынок кредитования, если будет покупать у банков пакеты выданных кредитов в случае, если ситуация в ЕС ухудшится.

-  Этот процесс называется секьюритизация, но в Европе он пока не развит. Рынка по торговле пакетами кредитов в Европе нет. Драги уверен, что инвесторы заметят интерес центробанка к таким активам.

 

Финмаркет