Участие Кыргызстан в интеграционном объединении вызывает некоторые вопросы. Сегодня многие пытаются понять, чего он добился за время своего членства в ЕАЭС, насколько перспективно его дальнейшее пребывание в союзе и что принесло другим участникам интеграционного объединения членство этой республики.

 

До вступления в ЕАЭС

Сказать, что экономическая ситуация в Кыргызстане до его вступления в ЕАЭС оставляла желать лучшего, значит ничего не сказать. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, число промышленных предприятий с 2010 по 2014 годы сократилось на 8%.

Если в 2010 году их было 1903, в 2014 году количество сократилось на 158, составив 1745 единиц. При этом, согласно данным Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете, в Кыргызстане на момент обретения суверенитета (1991 год) насчитывалось более 53 тыс. предприятий.

Информация республиканского Нацстаткома показывает, что в 1990 году объем промышленного производства в республике составлял более 46% ВВП. Аналогичный показатель в 2017 году — лишь 18,2%. К слову, объем ВВП в 1991 году, снизившийся в годы кризиса, был достигнут только через 17 лет, в 2008

Большой проблемой оставалось трудоустройство населения. После череды реформ, связанных с передачей госпредприятий в частную собственность, многие стали закрываться и тысячи специалистов оказались безработными.

Только за период с 2010 по 2014 годы количество работников промышленных предприятий сократилось более чем в 2 раза

– с 267 до 126 тыс. человек. Оставшиеся без источника существования люди были предоставлены сами себе, пополнив армию безработных и самозанятых и были вынуждены регулярно выезжать на заработки в соседние страны.

Напряженная ситуация наблюдалась и в финансовом секторе. Так, кредиторская задолженность предприятий в год вступления республики в ЕАЭС выросла на 43,779 млрд сомов, рост по сравнению с 2010 составил 45,1%.

Добавим также, что до вступления Кыргызстана в ЕАЭС в республике отмечалось снижение привлекательности инвестиционного климата. В 2014 году по сравнению с 2011 накопленные запасы прямых инвестиций снизились на 62%.

Преимущества ЕАЭС для Кыргызстана

ЕАЭС, став реальным механизмом сближения экономик стран-членов объединения, придал стимул развитию многосторонних отношений в рамках союза.

Став полноценным членом ЕАЭС, Кыргызстан решил для себя ряд задач

Во-первых, был расширен рынок сбыта за счет партнеров по интеграционному объединению. Учитывая емкость единого рынка (более 180 млн чел.), у Кыргызстана появились достаточно радужные перспективы.

Во-вторых, благодаря применению более высокого единого таможенного тарифа была получена возможность для развития внутреннего производства.

В-третьих, став частью ЕАЭС, Кыргызстан сделал упор на повышение конкурентоспособности наиболее перспективных сфер национальной экономики (текстильной и сельскохозяйственной отраслей).

В-четвертых, повысилась инвестиционная привлекательность отраслей, имеющих наибольший экспортный потенциал.

Наконец, членство Кыргызстана в ЕАЭС способствовало снижению рисков и повышению стабильности внутри республики – факторов, необходимых для привлечения долгосрочных инвестиций.

Шаг за шагом

Сам процесс вступления Кыргызстана в ЕАЭС представляет довольно интересную историю, принимая во внимания те условия, на которых республика вошла в состав интеграционного объединения.

Напомним, что Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года был подписан главами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России только 23 декабря 2014 года. А сам переговорный процесс по присоединению республики к ЕАЭС стартовал еще в 2011 году.

Однако несмотря на 4-летний подготовительный этап, на конец 2014 года Бишкек так и не выполнил необходимый минимум мероприятий по присоединению к ЕАЭС, предусмотренный рядом «дорожных карт» с оговоренными в них мерами по плавной интеграции кыргызской экономики в объединение.

Учитывая взаимный интерес участников процесса, для Бишкека были созданы условия для согласования своих позиций со стандартами ЕАЭС

Уступки при вступлении в союз

Впоследствии Кыргызстану также предоставлялись «комфортные условия». Согласно протоколу, до 1 января 2017 года 300 предприятий получили право на промышленные субсидии. Для этого они должны соответствовать трем требованиям:

1. Зарегистрированы до 1 января 2015 года.

2. Регистрация проведена в трех свободных экономических зонах:

  • «Бишкек»,
  • «Нарын»,
  • «Каракол».

3. Действовать в режиме так называемых «свободных складов»:

  • ОсОО «Авиньен»,
  • ОсОО «Алтын-Ажыдаар»,
  • ОАО «Илбирс»,
  • ЗАО «Кока-Кола Бишкек ботлерс»,
  • ОсОО «Ренеcанс»,
  • ОсОО «Шелковый путь».

Кроме того, предприятиям было предоставлено право на беспошлинный ввоз товаров (сырья) из третьих стран

При этом после производственного цикла конечная продукция обретала легитимный статус товара, произведенного в рамках ЕАЭС.

Вызывают вопросы и другие уступки Бишкеку, на которые пошли Астана, Минск и Москва. Особое место здесь занимает автомобильная тема. Дело в том, что до 1 января 2020 в КР разрешается ввоз автомобилей по ставкам, установленным до членства в союзе

Это означает, что физлица могут ввозить авто для личного пользования на территорию республики. К ввозимым машинам применяются ставки «в соответствии с законодательством КР» (п. 26 приложения № 1 к Протоколу), а не общепринятые в таких случаях.

Которые в свою очередь указаны в одном из приложений Соглашения о порядке перемещения физлицами товаров для личного пользования через таможенную границу тогда еще Таможенного союза и совершения таможенных операций от 18 июня 2010 года.

Наряду с этим кыргызстанцы могли свободно продать свои автомобили на территории других стран-членов ЕАЭС без каких-либо доплат

(п. 40 приложения к Протоколу) при условии, что они были ввезены на территорию республики до 1 января 2014 года («точка отсчета»). Это в большей степени было связано с опасениями Астаны, обеспокоенной перспективой ввоза на территорию Казахстана кыргызских автомобилей, которые после снятия таможенных границ могли хлынуть в республику.

Более дешевые и относительно «свежие» машины могли обрушить автомобильный рынок Казахстана,

где установились неоправданно высокие цены как на новые, так и на авто, выпущенные более 17 лет назад.

Помимо этого Бишкеку были предоставлены и другие комфортные условия, которые позволили республике сделать временный запас для своей успешной интеграции в ЕАЭС.

Предоставленные возможности были использованы Кыргызстаном в полной мере, чего не скажешь о других членах ЕАЭС,

которые согласились предоставить республике вышеназванные уступки. Кроме этого, много вопросов вызывает чрезмерно большое расхождение в цифрах как торгового оборота членов ЕАЭС и КР, так и других аспектов сотрудничества между странами.

 

Источник: 365info.kz