Почему финансисты страны выступают за содержательное регулирование

Состоявшийся в ноябре VIII Конгресс финансистов Казахстана, кажется, возвращает себе роль дискуссионной площадки и лоббиста, ради чего, собственно, и создавался в 1999 году. Спустя 10 лет безмолвия (во время и после финансового кризиса форум не проводился) он был возрожден в прошлом году. В этот раз повестка заседания была гораздо серьезнее, а выступления многих участников - на грани фола, чего раньше финансисты себе не позволяли.

Стагнация финансового сектора становится все очевиднее на фоне желания Нацбанка уменьшить количество рисков в нем. Коммерческие банки, имея запасы ликвидности, не могут полноценно кредитовать реальный сектор ввиду зарегулированности процесса по качеству залога, взвешиванию рисков, нормативов резервирования и прочего. Функцию кредитора взяло на себя государство - через различные программы и Банк развития Казахстана, дополнительную ликвидность привносят иностранные портфельные инвесторы и банки.

Биржевой индекс KASE по итогам 2016 и 2017 годов вырос почти на 60 %, но это никак не отразилось на увеличении числа местных брокеров. Несмотря на рост активов страховых организаций за последние пять лет в 2 раза, страхование не превратилось в инструмент абсорбции рисков. Значимость сектора остается небольшой. За последние 10 лет объем страховых премий не превышает 1 % ВВП. Назрела «революционная ситуация» в пенсионной системе. О том, что создание ЕНПФ было ошибкой и тормозит развитие финансового сектора, нынче не говорит только ленивый.

На конгрессе финансисты открыто говорили о чрезмерном регулировании финансового рынка, о необходимой как воздух передаче части пенсионных активов в конкурентное управление, о новом риск-ориентированном надзоре, который будет запущен с начала 2019 года. Именно эти вопросы красной нитью проходили сквозь выступления спикеров на всех панельных дискуссиях: от посвященных защите прав потребителей до обсуждавших перестройку архитектуры финансового рынка.

Серьезная проблема - мегарегу-лятор, делающий ставку на регулирование, а не на развитие финансовых рынков. Который к тому же сам работает в условиях конфликта интересов, решая вопросы денежно-кредитной политики, создавая правила игры для частных финансовых институтов и конкурируя с ними как инвестор при управлении активами ЕНПФ. Этот вопрос вновь поднимала глава Народного банка Умут Шаяхметова. Она увязала конкурентоспособность финансового сектора Казахстана с действиями регулятора: именно он определяет конкурентную среду и развитие рынка. Сегодня, считает банкир, по факту регулирование и надзор являются весьма формальными. Главное - соблюдать нормативы и предписания. Для того же, чтобы архитектура рынка была крепкой, убеждена Шаяхметова, нужно разработать стратегию его развития, снизить влияние государства, а участники должны начать работать над собой в плане роста эффективности, капитализации и управления рисками, развития информационных систем.

Следует также усилить независимость Нацбанка, его оперативность в использовании контрцикличного регулирования.

Председатель совета АФК Елена Бахмутова полагает, что не стоит придумывать дополнительные планы - нужно исполнять то, что было предусмотрено изначально. Она напомнила, что в сентябре был представлен первый отчет о выполнении плана совместных действий Нацбанка и правительства по развитию фондового рынка на 2018— 2021 годы, принятого в январе этого года. Оказалось, что план выполняется формально, не переходит в практическую деятельность. К примеру, брокерам дали возможность осуществлять отдельные виды банковских операций и доступ на биржевой валютный рынок. Но ни одна такая лицензия до сих пор не выдана. Вторая норма, которая практически не выполнена, - гармонизация норм законодательства о рынке ценных бумаг с МФЦА. Возникли вопросы, без решения которых дальше двигаться нельзя: например, покупать акции «Казатомпрома» после IPO на AIX финансовым организациям нецелесообразно - бумаги не расцениваются как ликвидные активы с регуляторной точки зрения.

«Когда мы говорим о совершенствовании пруденциальных нормативов для брокерских компаний, это не должно выливаться в принятие нового норматива по ликвидности. Когда касаемся задач упрощения процедуры идентификации клиентов в целях противодействия отмыванию доходов, это должно реализовываться как упрощение процедур, а не утверждение требований к надлежащей проверке», -заметила Бахмутова. Она призвала оптимизировать надзор для добросовестных участников. А также гармонизировать законодательство о РЦБ, ведь если не решить вопрос доступа институциональных инвесторов на AIX, провиснет программа приватизации госкомпаний через IPO. Да и саму программу следует ускорить, иначе динамика «Казатомпрома» будет утеряна. Изначально план приватизации утверждался на 2019-2020 годы, но сейчас уже называют более отдаленные даты.

В числе других предложений главы АФК - расширение инвестиционных инструментов, разрешенных для покупки финансовыми институтами. И прежде всего - пересмотр требований к рейтингу бумаг. «Передача части пенсионных активов под управление частных компаний -слишком много об этом говорим, пора действовать», - заявила Бахмутова.

Она поделилась результатами интересного исследования. В апреле при опросе тысячи предпринимателей в 16 областях страны на предмет опыта их взаимодействия с инвесторами при выпуске ценных бумаг на бирже выяснилось, что 70% вообще не рассматривают вопрос поиска инвесторов, а 40 % считают, что это очень сложно. Это не недостаток финансовой грамотности, отметила глава АФК, поскольку речь идет о менеджменте крупных компаний. Отсутствует смычка между теми, кому нужны деньги, и той инфраструктурой, которая их выдает.

Острые выступления с трибуны конгресса - свидетельство серьезных системных проблем финансового сектора, без реального решения которых он останется буксовать еще долгое время. Учитывая, что с 2020 года Казахстан откроет финансовые ворота в рамках ВТО, чрезмерное регулирование БВУ и финансовых организаций создаст серьезный перекос не в их пользу. И предмет особой гордости властей - развитая финансовая отрасль - может исчезнуть как вид.



Источник журнал Forbes Kazakhstan