Kursiv Research выяснил, какие факторы влияют на курс национальной валюты.

Эксперты Национального банка выделяют несколько основных факторов, которые могут повлиять на курс национальной валюты, в том числе цены на нефть, платежный баланс и торговые партнеры. Kursiv Research выяснил, как курс тенге коррелирует с ситуацией и валютой в странах - торговых партнёрах Казахстана.

В СМИ часто можно услышать споры участников финансового рынка и не только о правильности перехода к свободному плаванию национальной валюты. С августа 2015 года в Казахстане установлен режим инфляционного таргетирования и отменен фиксированный валютный коридор, устанавливаемый ранее Национальным банком. Инфляционное таргетирование означает денежно-кредитную политику страны, которая направлена на установление и достижение целевого показателя инфляции в среднесрочной перспективе. В 2019 году такой индикатор установлен на уровне 4–6%.

Сейчас обменный курс тенге формируется под влиянием спроса и предложения на рынке с учетом внутренних и внешних макроэкономических факторов. Регулятор в лице Нацбанка не вмешивается в формирование курса, но оставляет за собой право предотвращать его резкие колебания путем проведения валютных интервенций в случае возникновения угроз для финансовой системы.

По мнению представителей регулятора, преимуществами такого режима являются достижение реального обменного курса с возможностью сохранить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, предотвращение значительных дисбалансов по счету текущих операций и недопущение снижения международных резервов, в том числе золотовалютных.

К минусам свободного плавания относят большую зависимость курса тенге от динамики нефтяного рынка и иных внешних факторов.

Какие же факторы влияют на курс национальной валюты?

Основные факторы, непосредственно оказывающие влияние на курс тенге, разделяют на внутренние и внешние.

К внешним факторам Национальный банк относит мировые цены на нефть, динамику курсов валют стран – основных торговых партнеров, в первую очередь России, мировые процентные ставки, геополитическую ситуацию в мире.

По данным финансового регулятора, мировые цены на нефть сорта Brent в среднем за девять месяцев 2018 года увеличились на 39% относительно аналогичного периода 2017 года, составив $72,3 к $52 за баррель.

В числе внутренних факторов Центробанк Казахстана выделяет динамику инфляции, уровень базовой ставки, наступление периода налоговых выплат компаний экспортеров, темпы освоения бюджетных средств и другие.

Глава Нацбанка Данияр Акишев в СМИ частенько упоминает, что в долгосрочном периоде обменный курс тенге определяется состоянием платежного баланса страны, который отражает действие всех вышеперечисленных факторов, в том числе ситуацию в мире и странах-партнерах.

Отметим, что за девять месяцев 2018 года дефицит счета текущих операций в РК уменьшился почти в 10 раз по сравнению с показателем 2017 года – с $4,6 млрд до $0,5 млрд. При этом уже в III квартале 2018 года счет текущих операций сложился с профицитом в $0,2 млрд, сообщает регулятор.

Экономист Айдархан Кусаинов считает, что курс тенге не привязан к определенной причине, даже к доллару. Курс национальной валюты определяется рынком, но сам рынок учитывает товарные потоки, при этом как и почему происходит учет, неизвестно. И то, что многие пытаются найти некую причину, не является корректным, передают казахстанские СМИ.

По словам политолога Досыма Сатпаева, Казахстан глубже вошел в мировую экономическую интеграцию, чем, к примеру, ближайшие соседи – Узбекистан или Кыргызстан. Что делает страну более уязвимой к внешним воздействиям, будь то антироссийские санкции или торговые войны США с Китаем. В целом на курс тенге влияет большое количество внешних факторов, это и цены на нефть и все сырьевые товары, и экономическая, финансовая ситуация во всем мире, в том числе в странах – торговых партнерах, и другие, заключил г-н Сатпаев.

Основные торговые партнёры Казахстана

shutterstock_509260462.jpg

Общий товарооборот Казахстана за девять месяцев 2018 года, согласно данным Комитета по статистике и Комитета госдоходов РК, составил $68,2 млрд, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2017 года на 21,8%, или на $12,2 млрд. Экспорт страны в общем товарообороте составил 65,2%, на долю импорта пришлось всего 34,8%.

Товарооборот же за девять месяцев 2013 года был выше и составлял $98,1 млрд. Заметим, что курс нацвалюты по состоянию на 30 сентября того же года составлял всего 153,62 тенге против 363,07 тенге в 2018 году. Доля экспорта и импорта занимала 64,3% и 35,7% соответственно.

Основными торговыми партнерами Казахстана по объему товарооборота являются Россия, страны Европейского союза (крупнейший партнер – Италия) и Китай.

В топ-10 партнеров, помимо вышеназванных стран, входят Нидерланды, Франция, Республика Корея, Швейцария, Узбекистан, Германия и США.

Общий товарооборот Казахстана с Российской Федерацией по итогам трех кварталов 2018 года составил $12,8 млрд, в том числе экспорт $3,8 млрд и импорт $9 млрд.

В структуре экспорта с Россией преобладает прокат плоский без покрытия на сумму $390,42 млн, руды и концентраты железные – $311,3 млн, прокат плоский с гальваническим покрытием – $263,5 млн, электроэнергия (16 место) – $74 млн.

Интересно также то, что в структуре импорта первое место принадлежит нефти и нефтепродуктам ($527,8 млн), на втором месте – легковые автомобили ($217,1 млн), на третьем – газы нефтяные и углеводороды ($175,9 млн), далее следуют вагоны железнодорожные или трамвайные ($171,4 млн).

Вторым крупным торговым партнером Казахстана является Италия с товарооборотом в $9,8 млрд, в том числе экспорт – $8,8 млрд, импорт – $1 млрд. Среди товаров, экспортируемых в эту страну, наибольший объем в денежном выражении занимала нефть и нефтепродукты – $8,7 млрд, пшеница и меслин – $58,6 млн, ферросплавы – $45,5 млн. К импортируемым товарам относились части для электрических машин и оборудования – $206,2 млн, арматура для трубопроводов – $133,6 млн.

Китай в товарообороте с Казахстаном занял третье место, экспорт и импорт в страну составили $4,2 млрд и $4 млрд соответственно. На экспорт из страны уходят медь рафинированная – $973,5 млн, газы нефтяные и углеводороды – $647,9 млн.

Из Китая РК завозит телефонные аппараты – $447,85 млн, вычислительные машины и их блоки – $184 млн, бульдозеры, грейдеры, планировщики – $115,2 млн.

Торговые партнеры и курс тенге

shutterstock_637672852.jpg

К тройке основных торговых партнеров Казахстана относятся три страны с разными валютами – Россия с рублем, Италия с евро и Китай с юанем. Несмотря на то, что у каждой из них своя национальная валюта, практически весь товарооборот РК с ними проходит в долларах США.

В условиях глобализации и взаимной интеграции все политические и финансовые события в мире имеют существенное влияние на установление курса казахстанского тенге. Курс тенге в какой-то мере коррелирует с курсом основных стран-партнеров.

При анализе корреляции между российским рублем и тенге за последние пять лет определено, что курс доллара к рублю с 2013-го по 2018 год упал на 103%, тенге же уменьшился на 136,3%.

Ярким примером корреляции между валютами может стать ситуация в России с рублем в 2014 году. За 2014–2015 годы российский рубль упал с 39,39 до 66,24 рубля за 1$. 16 декабря 2014 года в России назван «чёрным вторником». Центральный банк России повысил ключевую ставку сразу на 5%, до 17%. Причиной послужили снижение цен на энергоресурсы, реализация которых составляет большую часть доходов бюджета страны, введение экономических санкций в отношении России из-за событий в Украине.

В связи с ослаблением рубля товары в России стали доступнее для граждан других государств. Жители соседних стран, в том числе и Казахстана, скупали автомобили, бытовую технику, электронику, одежду, недвижимость.

В феврале 2014 года казахстанский тенге уже девальвировал с отметки 155 до 185 единиц за $1. Казахстан, как и все страны, зависит от экспортных поступлений, и ситуация в России в декабре была знаком того, что тенге может снова девальвировать. Что и произошло в августе 2015 года, когда курс нацвалюты упал до 255 тенге. По состоянию на 30 сентября 2015 года курс уже был на уровне 270,4 тенге.

В свою очередь евро за последние пять лет упал по отношению к доллару на 16,2%, китайский юань – на 12,2%.

Курс тенге к остальным валютам, кроме доллара, в стране устанавливается через кросс-курс. Что это означает? Например, чтобы определить курс китайского юаня, нужно валютную пару CNY/KZT разбить на две пары с долларом: CNY/USD (юань/доллар) и USD/KZT (доллар/тенге). Выражения валютных пар с бирж перемножаются и определяют кросс-курс для пары юань/тенге. Данный метод расчета обычно используют в связи с маленькими объемами торгов по валютам и риском формирования неликвидных котировок. Следовательно, девальвация тенге к доллару оказывает влияние и на курс других валют через кросс-курс в долгосрочном периоде.

С начала 2018 года существовала некая корреляция между китайским юанем и тенге. Эксперты объясняют такое поведение на рынке складыванием более тесного рынка внутри стран, входящих в ЕАЭС и ШОС. По мнению аналитиков, в будущем возможен рост взаимозависимостей крупнейших экономик региона и степени корреляции их валют.

Против еще одного партнера, Италии, могут снова встать санкции Евросоюза, что способно сказаться и на Казахстане, и на курсе тенге. Инвесторы боятся возможного негативного развития экономической ситуации в Италии, а также в других странах ЕС, что поставит под сомнение стабильное существование валютного союза.

В целом ухудшение ситуации в мире и снижение цен на экспортные товары Казахстана, в том числе нефть и металлы, оказывают влияние на темпы роста ВВП и повышает уязвимость экономики РК. Заметное снижение экспортных доходов, как результат низкого валютного курса тенге, может не лучшим образом повлиять на республиканский бюджет и платежный баланс страны.

Что касается России как основного партнера РК, то падение рубля является еще одной проблемой для казахстанских экспортеров, в том числе для тех, кто производит и реализует сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Товары от ближайшего соседа по низким ценам могут прийти на казахстанский рынок, тем самым создавая риск для местных производителей.

Но все же многие эксперты солидарны с мнением представителей Нацбанка и выделяют среди факторов формирования курса тенге ситуацию в странах-партнерах и курс их валюты.

Так, по мнению Натальи Мильчаковой, заместителя директора информационно-аналитического центра «Альпари», зависимость между курсами рубля и тенге имеется, хотя было бы неправильно утверждать, что курс рубля – это единственный или самый главный фактор, от которого зависит курс тенге. Но действительно на среднесрочных временных интервалах (1–2 недели) курсы российского рубля и тенге показывают почти одинаковую динамику: либо все вместе растут, либо все вместе падают. Просто процент падения или роста у этих валют разный, наиболее волатилен как раз российский рубль, тенге несколько более стабильный.

Причины зависимости ясны: Россия – крупнейший торговый партнер Казахстана. Если проблемы РФ, такие как, например, экономические санкции, негативно отразятся на ее экономике, то ударят и по торговым партнерам. Однако нужно принять во внимание, что и российский рубль, и тенге зависят от цены на нефть, правда, рубль зависит сейчас от нефти намного меньше, чем раньше, добавила эксперт.

По данным агентства «Альпари», по итогам 2018 года тенге показал на фоне слабой динамики валют практически всех развивающихся стран не самую худшую динамику. Тенге обесценился на 12%, а российский рубль на 18%, не говоря уже о том, как за год обвалились турецкая лира, аргентинское песо и венесуэльский боливар, который в итоге вообще привязали к криптовалюте.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев считает, что для России основными влияющими факторами являются цены на нефть, вводимые санкции и политика Центробанка. На разных этапах весомость каждого из перечисленных параметров может существенно меняться. Так, в прошедшем году два наиболее резких периода снижения курса рубля пришлись как раз на усиление антироссийских санкций. При этом сильно росшая весной и летом прошедшего года цена на нефть не привела к пропорциональному подъему курса национальной валюты в основном из-за действий Банка России, выкупавшего на рынке валюту для Минфина в рамках бюджетного правила, считает эксперт.

По Республике Казахстан набор воздействующих факторов и их весомость несколько иные, но отличаются они от российских незначительно, добавил эксперт.

При этом динамика курса российской валюты оказывает заметное воздействие и на динамику тенге. Динамика курса рубля на отдельных этапах может заметно отличаться от динамики курса тенге в связи с тем, что, например, те же санкции никак не воздействуют на курс тенге.

Директор департамента аналитики инвестиционной компании «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов предполагает, что в 2019 году, как и в 2018 году, основной движущей силой курса тенге, скорее всего будет курс рубля. А уже на курс рубля окажут свое влияние цена за баррель нефти, денежно-кредитная политика центрального банка России и ряд геополитических факторов, считает эксперт.

Торговые-партнеры-KZ-печать-(1).jpg