Нацбанк принял первое решение по базовой ставке при Ерболате Досаеве. Регулятор, ожидаемо, принял решение ее не менять. Причин для этого нет: темпы инфляции и так падают, а внешняя ситуация стабилизируется.
Последний раз базовая ставка в Казахстане менялась 16 октября 2018 года: тогда Нацбанк принял решение поднять ее на 0,25% — до 9,25%, с коридором в +-1%. В декабре и январе регулятор ничего менять не стал, при этом отмечая, что в случае ухудшения внешней ситуации (в том числе падения цен на нефть, ослабления нацвалюты и роста инфляции в странах-партнерах) может привести к тому, что денежно-кредитная политика будет ужесточена. Но что это произойдет в марте, эксперты не верили.
В конце февраля Ассоциация финансистов Казахстана опубликовала данные очередного опроса профессиональных участников рынка. 64% респондентов дали прогноз, что базовая ставка на мартовском заседании изменена не будет (в январе посчитало 53%). При этом 27% участников посчитали, что денежно-кредитная политика будет ужесточена, а 9% сообщили, что ждут снижения ставки.
Нацбанк ничего менять и не стал – серьезных причин для этого нет: годовая инфляция продолжила снижение,
риски ухудшения внешней ситуации не реализовались, а вероятность их дальнейшего проявления уменьшилась. Но совсем без проблем не обходится: сохраняются риски повышения инфляционного фона, в том числе связанные с несбалансированностью динамики составляющих инфляции.
Инфляционные ожидания – на минимуме
Годовая инфляция в январе и феврале 2019 года снизилась до 5,2% и 4,8%, соответственно, формируясь в середине целевого коридора на 2019 год (4-6%%). Однако общее снижение происходит на фоне разнонаправленной динамики основных составляющих индекса потребительских цен.
«Заметно ускорилась инфляция продовольственных товаров (с 5,1% в декабре 2018 до 6,6% в феврале 2019), причем практически по всем товарным позициям, за исключением плодоовощной продукции.
Снижение цен на платные услуги в первые два месяца года (на 0,2% и 1,3%, соответственно) было обусловлено усилением административных мер по снижению тарифов на услуги естественных монополий. Что в итоге привело к снижению годового изменения сервисной составляющей индекса потребительских цен с 4,5% до 1,3% с начала года.
Инфляция непродовольственных товаров продолжает замедляться и в феврале, она достигла 6,2% в годовом выражении», — отмечают в Нацбанке.
Инфляционные ожидания после всплеска осенью 2018 постепенно снижаются
В январе значение ожидаемой через 12 месяцев инфляции, по заверениям регулятора, снизилось до 4,7%. Это минимальное значение с момента ведения Нацбанком опроса. Доля респондентов, ожидающих ускорения инфляции, снизилось до 17,2% по сравнению с историческим максимумом в 28,2% в октябре 2018. А доля ожидающих замедления инфляции, напротив, составила максимальное значение за последний год (27,4%).
Траты растут, но это не критично
Повлиять на инфляцию может и то, что у казахстанцев становится больше денег — соответственно, растут и траты населения. По данным регулятора, наблюдается увеличение потребления домашних хозяйств, подкрепленное ростом реальных денежных доходов населения (рост в декабре 2018 года на 3,2% в годовом выражении), а также оживлением потребительского кредитования (в январе рост на 14% в годовом выражении).
«В текущем году ожидается усиление тенденции роста потребительского спроса за счет фискальных стимулов. Тем не менее эффект на инфляцию не оценивается высоким и не требует немедленного реагирования со стороны денежно-кредитной политики», — говорится в сообщении регулятора.
Впрочем, и экономика растет не так быстро, как хотелось бы: краткосрочный экономический индикатор в январе 2019 года составил 2,9% в годовом выражении (4,7% по итогам 2018 года). Хотя многие из ключевых отраслей развиваются динамичней: горнодобывающая промышленность (6,8%), транспорт (3,7%), торговля (7,5%), сельское хозяйство (3,5%).
Рост цен на нефть снизил риски
Опасения касательно значительного ухудшения внешней ситуации, которые принимались во внимание при предыдущем рассмотрении уровня базовой ставки в январе 2019, по итогам февраля не оправдались, вероятность реализации рисков снизилась.
Цена нефти марки Brent формируется выше 65 долларов за баррель (во второй половине декабря были ниже $55). Индекс продовольственных цен ФАО в январе снизился на 2,2% в годовом выражении, несмотря на повышение индексов мировых цен на молочную продукцию и зерновые.
«Тем не менее проинфляционные риски со стороны отдельных внешних факторов продолжают сохраняться
Инфляция в странах – основных торговых партнерах — демонстрирует разнонаправленные тенденции. В январе годовая инфляция в России ускорилась до 5,0%, тогда как в Китае и ЕС замедлилась до 1,7% и 1,5%, соответственно», — отмечают в Нацбанке.
В целом, по данным регулятора, денежно-кредитные условия остаются нейтральными. Реальные рыночные процентные ставки позволяют завести инфляцию в целевой коридор (4-6%%) и одновременно поддержать темпы роста экономики.
Источник: 365info.kz