Наличие высокого рейтинга авиакомпании не гарантия того, что она попадет в десятку лучших по итогам года. Так, например, в 2013 г. в топ-10 попали только три пятизвездочные авиакомпании: Qatar Airways (2-е место), Asiana Airlines (5-е место), Cathay Pacific (6-е место).
Влиятельная британская частная консалтинговая компания Skytrax известна прежде всего своими рейтингами различных авиакомпаний и аэропортов. Именно она присваивает звезды авиаперевозчикам по результатам опросов пассажиров. Компания основана в 1989 г. и предоставляет информацию о более чем 210 авиакомпаниях и 65 аэропортах.
Рейтинг World Airline Passenger Satisfaction Survey - это мировой опрос пассажиров о качестве сервиса авиакомпаний. Опрашиваемые оценивают полный пакет предоставляемых услуг от развлечений на борту и качества бортового питания до комфортабельности кресел и оформления салона самолета. Данный рейтинг является одним из самых авторитетных в мире. Каждая авиакомпания стремится к получению тех самых заветных пяти звезд.
Список 5-звездочных авиакомпаний
Авиакомпания | Страна | Базовый аэропорт |
Asiana Airlines | Пекин | Пекин |
Qatar Airways | Катар | Доха |
Cathay Pacific | Гонконг | Гонконг |
Hainan Airlines | Китай | Пекин |
Fly Kingfisher | Индия | Дели |
Malaysia Airlines | Малазия | Куала Лумпур |
Singapore Airlines | Сингапур | Сингапур |
Asiana Airlines
Южнокорейская авиакомпания Asiana Airlines выполняет рейсы по 12 внутренним и 82 международным направлениям в 21 страну мира.
Штаб-квартира и главный транзитный узел (хаб) международных перевозок авиакомпании расположены в Международном аэропорту Сеула "Инчхон", а хаб внутренних перевозок — в Международном аэропорту Сеула "Кимпхо".
Компания начала свою деятельность в 1988 г. с рейсов в Пусан. Она была сформирована Kumho Asiana Group как часть курса южнокорейского правительства на создание второй национальной авиакомпании. Изначально предполагалось, что доля иностранного владения не должна превышать 20%, но в ходе переговоров с южнокорейским правительством доля иностранцев все-таки увеличилась до 50%. Авиакомпанией владеют частные инвесторы (30,53%), Kumho Industrial (29,51%), Kumho Petrochemical (15,05%), иностранные инвесторы (11,9%), Korea Development Bank (7,18%) и другие (5,83%).
С 2000-х гг. политика компании направлена на увеличение числа международных маршрутов, модернизацию флота и повышение качества предоставляемых услуг. Помимо этого в последние годы ведется глобальная работа по организации экологически чистого предприятия. С этой целью введен полный запрет на продажу сигарет в полете. По состоянию на март 2007 г. в компании работало 7799 человек. На данный момент Asiana Airlines стала глобальным перевозчикам среднего размера с флотом 69 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими моделями, как Airbus A320, A321, A330-300 и Boeing 737-400, 747-400, 767-300, 777-200. В 2007 г. общие продажи авиакомпании составили приблизительно $3 млрд.
В 2013 г. самолет этой авиакомпании, летевший из Сеула, разбился при посадке в Сан-Франциско. В результате погибли три китайские студентки, более 180 человек пострадали. После крушения Boeing 777 сотрудники Asiana нарушили законодательство Соединенных Штатов. По нему авиакомпания должна была оказать быструю и качественной поддержку родственникам погибших и пострадавших. После этого инцидента Министерство транспорта США оштрафовало южнокорейскую авиакомпанию на $500 тыс.
Qatar Airways
Qatar Airways является национальной авиакомпанией Катара со штаб-квартирой в столице страны городе Доха. Авиакомпания выполняет рейсы по 101 пункту назначения, из которых более 80 являются международным направлениями.
По состоянию на ноябрь 2013 г. Qatar Airways обслуживает 133 направления по всей Африке, Азии, Европе, Северной Америке, Южной Америке и Океании, что делает ее одним из немногих авиаперевозчиков, которые летают на все пять обитаемых континентов планеты.
Флот Qatar Airways представлен такими моделями, как Airbus A319-100LR, A320-200, A321-200, A320neo, A321neo, A330-200, A330-300, A340-600, A350-900, A350-1000, A380-800 и Boeing 777-200LR, 777-300ER, 787-8. Средний возраст самолета составляет 5,1 года.
C 30 октября 2013 г. авиакомпания вступила в альянс oneworld, в котором так же состоит российская авиакомпания S7 Airlines. По состоянию на февраль 2013 г. Qatar Airways имеет код-шеринговые соглашения с такими авиакомпаниями мира, как Malaysia Airlines, All Nippon Airways, Asiana Airlines и др.
Историю авиакомпании омрачили несколько происшествий. 1 июня 2006 г. у самолета Airbus A330-200, следовавшего рейсом Доха-Шанхай, при заходе на посадку в международном аэропорту Шанхая "Пудун" остановились оба двигателя. Через некоторое время пилотам удалось запустить двигатели, и лайнер благополучно произвел посадку в аэропорту Шанхая. 19 апреля 2007 г. во время проведения технического обслуживания самолета A300-600R в ангаре международного аэропорта "Абу-Даби" возник пожар, в результате которого лайнер получил серьезные повреждения и позже был списан.
В 2014 г. в третий день международного авиасалона Фарнборо Qatar Airways заказала у Boeing 50 самолетов на общую стоимость около $18,9 млрд.
Cathay Pacific
Cathay Pacific является флагманской авиакомпанией Гонконга. Базируется в международном аэропорту Гонконга, осуществляет регулярные пассажирские и грузовые перевозки по 114 назначениям по всему миру. Компания является членом альянса oneworld. Управляющей авиакомпанией является Swire Group.
Cathay Pacific была основана в Гонконге в сентябре 1946 г. американцем Роем Фарреллом и австралийцем Сиднеем де Канцов. Они оба были бывшими пилотами ВВС, служили во время Второй мировой войны в Гималаях. Первоначально авиакомпания базировалась в Шанхае, позднее партнеры переехали в Гонконг, где официально Cathay Pacific Airways начала свою деятельность.
В 1948 г. Butterfield & Swire приобрела 45% Cathay Pacific, Australian National Airways — 35%, а Фаррелл и де Канцов — по 10% каждый. Новая авиакомпания начала деятельность 1 июля 1948 г. и была зарегистрирована как Cathay Pacific Airways (1948) Ltd 18 октября 1948 г. Swire позднее приобрела 52% Cathay Pacific, и на сегодняшний день 40% в компании принадлежит Swire Group через Swire Pacific.
В 2006 г. Cathay Pacific поглотила компанию Dragonair, однако эта авиакомпания продолжила работу под своей старой торговой маркой.
Флот Cathay Pacific состоит из 97 самолетов, 51 из которых имеет трехклассную компоновку для дальнемагистральных рейсов и 44 — двухклассную для ближне- и дальнемагистральных рейсов. Cathay Pacific использует только широкофюзеляжные самолеты, в том числе 23 грузовых самолета. Флот представлен моделями Airbus A330-300, A340-300, A350-900 и Boeing 747-400, 777-200, 777-300, 777-300ER. Средний возраст флота Cathay Pacific составлял 10,9 лет.
Маршрутная сеть Cathay Pacific быстро выросла за счет код-шеринговых соглашений с компаниями альянса oneworld и хабов альянса в Международном аэропорту Лос-Анджелеса (American Airlines) и "Хитроу" (British Airways). Cathay Pacific также заключила подобные соглашения с железными дорогами Франции TGV.
За последние 10 лет случился только один инцидент, связанный с рейсами Cathay Pacific. В 2010 г. самолет Airbus A330-300 совершал регулярный рейс 780 из Международного аэропорта имени Джуанды (Сурабая, Индонезия) в Гонконг. В течение всего полета экипаж боролся с возникавшими проблемами в двигателях лайнера. При заходе на посадку в аэропорту назначения пилоты не смогли в полной мере контролировать тягу двигателей, в результате чего лайнер совершил приземление на высокой скорости и получил значительные повреждения. Расследованием установлена причина инцидента, состоявшая в заправке самолета некачественным топливом в аэропорту "Сурабаи".
Hainan Airlines
Китайская авиакомпания Hainan Airlines базируется в городе Хайкоу (Хайнань), в качестве еще одного главного хаба перевозчик использует пекинский международный аэропорт "Шоуду"
. Является крупнейшей частной авиакомпанией страны, занимающей 4-е место в Китае по размеру воздушного парка. Компания осуществляет регулярные внутренние и международные рейсы, вместе с чартерными перевозками имеет около 500 пунктов назначения из Хайнаня и девяти аэропортов материкового Китая.
Авиакомпания была создана в октябре 1989 г. Она стала первым акционерным предприятием воздушного транспорта Китая в январе 1993 г., регулярные рейсы начала 2 мая того же года. В настоящее время Hainan Airlines имеет штат более 10 тыс. человек. Материнской компанией является HNA Group. Флот Hainan Airlines представлен моделями Airbus A330-200, A330-300, A340-600, Boeing 737-300, 737-400, 737-700, 737-800, 767-300ER, 787-8, COMAC C919, Dornier 328. Средний возраст судов - 5,7 года.
По данным немецкого исследовательского бюро JACDEC, Hainan Airlines является одной из самых безопасных авиакомпаний мира. Это означает, что за последние 10 лет у компании не было авиакатастроф и инцидентов.
Kingfisher Airlines
Бывшая индийская авиакомпания, базировавшаяся в Бангалоре. В среднем самолеты авиакомпании совершали 218 как внутренних, так и дальнемагистральных международных рейсов в день в 38 аэропортах. Основными базами авиакомпании являлись аэропорты Бангалора, Мумбаи, Хайдарабада и Дели. Kingfisher Airlines через свою холдинговую компанию United Breweries Group владела 50% акций бюджетного авиаперевозчика Kingfisher Red, ранее известного под названием Air Deccan. Компания прекратила выполнение полетов в октябре 2012 г. В июле 2008 г. доля Kingfisher на рынке авиаперевозок Индии составила 14,3%.
В октябре 2012 г. авиакомпания прекратила полеты в связи с забастовкой инженеров. Долги компании составляли более $2,49 млрд. В феврале 2013 г. у авиакомпании отозвали свидетельство эксплуатанта.
На момент прекращения деятельности флот Kingfisher Airlines состоял из ATR 42, ATR 72 и самолетов семейства A320, выполнявших региональные рейсы малой протяженности, и дальнемагистральных Airbus A330-200. До 2015 г. авиакомпания планировала получить самолеты A350-800 и A380. Также для Kingfisher были построены два Airbus A340 в модификации A340-500 для сверхдальних рейсов, которые стали последними произведенными A340 вообще, но поставлены из-за банкротства авиакомпании не были.
Singapore Airlines
Национальная авиакомпания Сингапура Singapore Airlines основана в 1947 г. Базовым для авиакомпании является аэропорт "Чанги" — основной гражданский аэропорт города Сингапур. Большинство рейсов выполняется именно из этого аэропорта. Флот авиакомпании включает 100 воздушных судов и представлен только дальнемагистральными широкофюзеляжными самолетами Airbus А340-500, А380 и Boeing 777—200(200ER), 777—300(300ER) и 747—400. Большинство самолетов имеет трехклассную (первый, бизнес, эконом) компоновку салона, часть самолетов Boeing 777—200 используется в двухклассной (бизнес и эконом) компоновке. Выполняя преимущественно трансконтинентальные рейсы, авиакомпания уделяет особое внимание комфорту пассажиров, предоставляя больше места для пассажира эконом-класса. Расположение базового аэропорта авиакомпании в г. Сингапуре предоставляет возможности совершать беспосадочные перелеты из Европы в страны Юго-Восточной Азии и Австралию. Однако это же является и ее недостатком, поскольку авиакомпания не имеет возможности осуществлять беспосадочные перелеты в ряд крупных городов США ввиду слишком большого расстояния. Планируется запустить на данном направлении дальнемагистральные самолеты, оборудованные только салоном бизнес-класса, что позволит значительно снизить взлетный вес самолета и увеличить запас топлива.
Последняя крупная катастрофа в авиакомпании случилась в 2000 г. Самолет взлетал во время сильного дождя и ветра, вызванных надвигающимся тайфуном, и во время разбега столкнулся с автомобилем технической службы аэропорта. Сразу после ротации самолет упал на ВПП, сошел с нее на параллельную полосу, задел ремонтные машины, развалился на три части и загорелся.
Malaysia Airlines
Malaysia Airlines - национальная государственная авиакомпания Малайзии со штаб-квартирой в аэропорту имени султана Шах-Абдул-Азиза (Субанг, Селангор), выполняющая регулярные коммерческие перевозки по 85 пунктам назначения на шести континентах мира.
Главным транзитным узлом (хабом) авиаперевозчика является Международный аэропорт "Куала-Лумпур", в качестве вторичных хабов используются Международный аэропорт "Кота-Кинабалу" и Международный аэропорт "Кучинг".
Крупнейший в своей истории убыток в 1,25 млрд малайзийских ринггитов авиакомпания Malaysia Airlines понесла по итогам 2005 финансового года. В 2006 г. стартовала программа по выводу авиакомпании из кризиса, а уже следующий финансовый год Malaysia Airlines закрыла с чистой прибылью в размере 851 млн ринггитов в сравнении с 134 млн чистого убытка в 2006 финансовом году. Данный результат был признан лучшим показателем среди коммерческих авиакомпаний в 2007 г., что было отмечено наградой "Феникс" известного в области авиационной индустрии ежемесячного журнала Penton Media’s Air Transport World.
Флот Malaysia Airlines представлен моделями Airbus A330-200, A330-300, A380-800 и Boeing 737-400, 737-800, 747-400, 777-200ER.
С начала 2014 г. с самолетами Malaysia Airlines случилось два крупных происшествия. В начале марта Boeing 777-200ER, следовавший из Куала-Лумпура в Пекин с 239 пассажирами на борту, исчез с радаров диспетчеров. Расследование причин исчезновения до сих пор не дало никаких результатов, неизвестно даже предположительное место падения самолета.
17 июля 2014 г. Boeing 777-200ER, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, упал на территории Украины в районе села Грабово недалеко от города Тореза. Погибли все 298 человек, находившихся на борту. Среди рассматриваемых версий причины авиакатастрофы одной из основных является поражение зенитной ракетой класса "земля-воздух". Самолет упал в районе вооруженного противостояния на востоке Украины. Участники конфликта — украинские власти и представители самопровозглашенных республик на востоке Украины — отрицают свою причастность к трагедии и обвиняют в произошедшем друг друга.
После известия о гибели рейса MH17 стоимость акций Malaysia Airlines снизилась на 11%. Компания была убыточной уже несколько лет, а за последние 9 месяцев ее рыночная стоимость снизилась более чем на 40%. Убытки на 2013 г. составили $367,2 млн. По некоторым данным, государственная инвестиционная фирма Khazanah Nasional, один из основных акционеров этого авиаперевозчика, намеревается приватизировать Malaysia Airlines. Фирма в последние годы уже инвестировала в авиакомпанию более миллиарда долларов и намекала на то, что грядет серьезная реструктуризация. По мнению аналитиков, для того чтобы компания выжила в ближайшей перспективе, ей понадобятся дальнейшие инвестиции.