Госслужащие должны были начать декларировать доходы с 2020 года. Но в итоге сроки были сдвинуты на 2021 год. По мнению экспертов, это решение является обоснованным. До сих пор до конца не продуманы техническая и законодательная базы, а прием бумажных деклараций может вызвать настоящий коллапс. К тому же некоторые аналитики уверены, что «очистить» экономику с помощью всеобщего декларирования вряд ли удастся.

В Министерстве финансов РК так прокомментировали свое решение о переносе сроков: «Для внедрения всеобщего декларирования ведется работа по подготовке законодательной базы, информационных систем, актуализации баз данных уполномоченных органов, проведению пилотов в регионах. Результаты пилота в Осакаровском районе Карагандинской области выявили проблемные вопросы, решение которых требует дополнительного времени. Сейчас готовятся поправки в законодательство РК по поэтапному введению всеобщего декларирования. Они будут внесены на рассмотрение в парламент».

Также в министерстве пояснили, что на первом этапе с 1 января 2021 года предлагается начать декларирование с государственных служащих и их супругов, а также лиц, приравненных к ним, и их супругов. На втором этапе с 2023 года под декларирование подпадут работники государственных предприятий (включая сферу образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. д.) и их супруги. На третьем этапе с 2024 года декларироваться будут доходыруководителей и учредителей юридических лиц и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов. На четвертом этапе с 2025 года – оставшиеся категории населения.

Срок введения всеобщего декларирования сдвигался несколько раз. Первоначально планировалось начать запуск этого процесса в 2011 году для чиновников, банкиров и работников нацкомпаний, с 2012 года – остальных граждан. Но позже было принято решение отложить декларирование, потому что Казахстан не был к нему готов. Постепенно сроки введения декларирования сдвигались: на 2014 год далее на 2017 год и после – на 2020 год.

Система обработки деклараций не готова

Почему внедрение всеобщего декларирования вновь сдвинуто? Ведь, казалось бы, с первой попытки прошло более чем восемь лет.

Одной из причин эксперты называют не только неготовность государства к этому процессу, но и населения.

«Однозначно государство технически не готово к всеобщему декларированию. Когда один раз в году тысячи предпринимателей пытаются сдать декларацию по корпоративному подоходному налогу (КПН), то информационная система, принимающая декларации (кабинет налогоплательщика), зависает. Если то же самое попытаются сделать несколько миллионов людей, полагаю, что серверы налоговой просто отключатся. А психология населения у нас такова, что все кинутся сдавать декларации в последний момент. Второй вариант – можно сдавать декларации в налоговых управлениях. Но, уверен, там нет таких человеческих ресурсов, которые одновременно обслужили бы даже 300 тыс. человек. Есть риск того, что кто-то из тех, кто придет сдавать декларацию, просто погибнет. Вспомним случаи с толпами в ЦОНах при временной регистрации по месту жительства, когда там погиб один из посетителей», – отмечает директор юридической компании Suleiman&Partners Станислав Лопатин.

«Тот факт, что сроки введения всеобщего декларирования постоянно откладываются – это недоработка правительства», - заметил председатель правления Halyk Finance Мурат Темирханов. Он отмечает, что когда устанавливались первые сроки по введению декларирования, то планировалось, что ответственные лица сделают определенную работу.

«Однако, судя по всему, она так и не была сделана. На мой взгляд, есть три возможных варианта объяснения этому. Первое, это – правительство не умеет планировать. Второе, оно не умеет выполнять то, что планирует. И третье, проект просто саботируется, поскольку в нем нет интереса у его исполнителей», - уверен Мурат Темирханов.

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев назвал несколько причин, с которыми связан перенос сроков введения декларирования. По его словам, среди них: несовершенство законодательства, неготовность государственных баз, проблемы с их актуализацией и взаимодействием.

Также собеседник указывает и на недоработку систем обработки данных. «Уже в ходе подготовки к декларированию выясняется, что органы госдоходов физически не справятся с приемом, обработкой и ручным вводом бумажных деклараций в соответствующие базы. И, понятно, что миллионы электронных деклараций также вызовут нагрузки на серверы. Уже который год предприниматели мучаются с электронным кабинетом налогоплательщика комитета госдоходов, который в дни сдачи налоговой отчетности зависает и не справляется с нагрузкой. А ведь в случае с декларациями о доходах такая нагрузка будет в разы выше», – делится Мурат Кастаев.

Эксперт уверен, что, безусловно, легче и удобнее принимать электронные декларации, подписанные ЭЦП. «Однако в этом случае нужно подготовить соответствующие обучающие материалы, текстовые, аудио- и видеоинструкции, обучить персонал, обеспечить безопасный доступ к интернету из всех уголков страны. Также необходимо подготовить государственные базы таким образом, чтобы большая часть информации автоматически подтягивалась из них, чтобы упростить заполнение деклараций и минимизировать ошибки. Нужно заблаговременно стимулировать население получать ЭЦП, заходить в свои личные кабинеты на портале электронного правительства и заранее корректировать уже имеющуюся в базах информацию», – считает Мурат Кастаев.

Он также обращает внимание еще на один немаловажный момент – безопасность данных деклараций. «Пока под вопросом: готовы ли госорганы обеспечить безопасность и конфиденциальность собранных данных, или есть вероятность, что эти базы могут попасть на «черный рынок» и будут проданы. Вспомним, ранее уже была утечка информации с базами номеров ГАИ и мобильных операторов, адресными базами и т.д.», – отмечает собеседник.

Информационная работа провалена

Оценка информационной работы в преддверии внедрения всеобщего декларирования также оказалась низкой. К примеру, по мнению Станислава Лопатина, информационную кампанию государства можно оценить на 1 из 10 баллов. «При проведении всеобщего декларирования не проводилось разъяснений ни среди рядовых сотрудников налоговой, ни среди граждан. Даже сами сотрудники налоговых органов не знают, как правильно заполнять декларации, они не готовы брать на себя ответственность за то, чтобы давать советы гражданам. Работа по информированию ведется слабо, не охватывает дальние районы, деревни. Многие граждане вообще не в курсе того, что вводится декларирование. Считаю, информационная кампания по подготовке к всеобщему декларированию оказалась провальной», – уверен юрист.

Другой собеседник также считает информационную кампанию «очевидно слабой». «Причины этого, скорее всего, кроются в нежелании государства обсуждать принципиальные вопросы с общественностью. Мне хотелось бы посмотреть расчеты доходов и расходов от затеи по внедрению всеобщего декларирования, которые делали разработчики. Ну и, конечно, при внедрении такой масштабной программы как всеобщее декларирование нужны массированные информационные интервенции с активным обсуждением, вовлечением независимых экспертов, а не простая рассылка пресс-релизов по СМИ», – считает экономический аналитик Асет Наурызбаев.

Мурат Кастаев уточняет: многие знали, что рано или поздно декларирование будет введено, но в реальности мало кто осознавал, что сроки его внедрения уже подошли. «Государству следовало двигаться активнее, внедрять пилотные проекты в ряде регионов, чтобы быстрее и более широко получить обратную связь, находить проблемные места. Таким образом, считаю, что решение об отсрочке внедрения декларирования и решение о его постепенной реализации верное», – говорит он.

Ждать ли эффекта?

Эксперты, опрощенные «Капитал.kz», уверены, что правительство не имеет внятной концепции по всеобщему декларированию. Асет Наурызбаев считает, что одним лишь декларированием проблемы теневой экономики и коррупции не будут решены. Он уверен, что «теневики» и дальше не будут декларировать свои доходы, а коррупционеры станут оформлять активы на номинальных держателей.

«Такая ситуация наблюдалась в России. Для того чтобы экономику вывести из тени, понадобится целый комплекс мер. Между тем в Казахстане пытаются выстроить целый общественный институт по всеобщему декларированию с неочевидной эффективностью. Зачем, например, подавать декларацию наемному сотруднику, у которого бухгалтерия самостоятельно начисляет и даже удерживает налоги? Или даже если некий самозанятый не платит налоги, но он и не требует ничего от государства, сам содержит себя и свою семью? Ведь для таких людей только несколько месяцев назад правительство и придумало облегченную схему налогообложения? При этом гипотетическое увеличение налогов для этой категории граждан может не покрыть стоимость администрирования системы сбора и контроля деклараций», –полагает Асет Наурызбаев.

Собеседник обозначил лишь единственный очевидный эффект от построения системы декларирования – увеличится занятость бухгалтеров и налоговиков. «Но я предпочел бы, чтобы такими административными мерами, как программа всеобщего декларирования, увеличивали бы занятость садовников и маляров – для благоустройства городов и поселков. Это была бы более осмысленная работа. Перенимание практик развитых стран, без адаптации на Казахстан, не всегда обоснованно. Развитые страны проходили определенный исторический путь и всеобщее декларирование доходов – дань нецифровому прошлому», – уверен он.

Асет Наурызбаев подчеркивает, что в современных условиях есть масса способов вывести обороты «из тени». «Например, механизм электронных счетов-фактур может быть применим для контроля над крупными покупками: недвижимостью, автомобилями и предметами роскоши. То есть там, где введение полного контроля даст очевидный фискальный эффект. Усилия надо концентрировать не на мелких налогоплательщиках. Для того чтобы стимулировать их осуществлять платежи открыто, для них должны применяться автоматические схемы с позитивной мотивацией. Например, розыгрыш гослотереи по фискальным чекам. А вот крупных теневиков и неплательщиков налогов одним лишь декларированием не возьмешь», – считает собеседник.

В свою очередь Мурат Темирханов считает, что всеобщее декларирование широко распространено в развитых странах и является необходимым атрибутом полноценного функционирования и прозрачности экономики. «Если мы хотим войти в 30-ку развитых стран, то мы обязательно должны внедрить его. Помимо этого, для Казахстана декларирование - это важная мера по борьбе с коррупцией и теневой экономикой. Особенно, это эффективно, когда декларируются не только доходы, но и расходы налогоплательщика. Если ты живешь не по средствам, то, естественно, у налоговых органов будут возникать вопросы о твоих доходах, которые не попали под налогообложение. С этой точки зрения, задержка во введении всеобщего декларирования, как доходов, так и расходов, для меня – это очень негативная новость», - отмечает он.

Кто в топе?

Чтобы понять, какие страны находятся в топе по минимальному показателю теневой экономики, посмотрим на исследование Международного валютного фонда (МВФ). Фонд провел оценку по 158 странам мира, исследовав период с 2010 по 2017 год.

По данным МВФ, в США, Нидерландах, Японии, Швейцарии и Сингапуре доля теневой экономики находится в пределах 7-15% от ВВП.

Обратимся и к исследованию МВФ, которое было опубликовано в январе 2018 года. Онопроводилось специалистами фонда с 1991 по 2015 год.

По его данным, в топ-10 стран с самой низкой долей теневой экономики в ВВП вошли Швейцария (7,24%), США (8,34%), Австрия (8,93%), Япония (10,41%), Люксембург (10,67%), Нидерланды (10,77%), Великобритания (11,08%), Новая Зеландия (11,7%), Сингапур (11,9%) и Германия (11,97%).

Самый высокий уровень теневой экономики в Грузии (64,87% от ВВП), Боливии (62,28%) Зимбабве (60,64%), Нигерии (56,67) и Гватемале (54,74%).

Для сравнения: Казахстан находится на 115 месте с показателем 38,88% теневого сектора в ВВП страны (если считать долю неофициальной экономики начиная с самого низкого показателя до самого высокого). Отметим, всего в рэнкинг входят 159 стран, Казахстан по доле «серого» сектора находится между Коморскими островами и Угандой. Россия – на 111 месте (38,42%).

Юридические упущения

Эксперты также указали и на юридические недоработки. Станислав Лопатин считает, что законодательство по всеобщему декларированию все еще «крайне сырое». «Действительно существуют нормы Налогового кодекса, правила декларирования, ответственность за непредставление деклараций, сокрытие имущества от декларирования. Между тем они написаны непонятным языком, косноязычно и криво. Приведу самый нашумевший пример. Есть норма, в которой написано, что декларировать нужно недвижимость, доли в компаниях, акции, драгоценные металлы, долги, интеллектуальную собственность. И уточняется, что «декларируется прочее имущество, не указанное в других пунктах». Если толковать буквально, то это имущество включает все имущество. В том числе и ложки, и вилки, и носки, и старый диван. Самый простой выход из ситуации – обозначить минимальный порог по стоимости имущества, которое нужно декларировать. В законодательстве надо исправить формулировки, сделать их простыми и понятными. Дать подробные разъяснения для спорных ситуаций», – уверен он.

Одновременно Мурат Кастаев считает, что государство, внедряя всеобщее декларирование, «забегает вперед». «От граждан требуют отчетности по доходам и расходам, но при этом прозрачность и подотчетность самой власти остается под вопросом. В этом смысле правильно, что введение декларирования начнется с чиновников. Здесь вопрос стоит уже в политической плоскости. Сначала нужно обеспечить полную прозрачность, подконтрольность и подотчетность госорганов перед населением-налогоплательщиками, а потом уже требовать прозрачности от граждан. При соблюдении этих условий и правильной подготовке и грамотном проведении декларирования, конечно, это будет иметь положительный эффект на легализацию оборотов», – полагает он.

 

По материалам Kapital.kz