В этом году нефтяная промышленность отмечается свой 155-й день рождения, а богатая история бумов, резких взлетов и технологических изменений продолжается. Но за последние годы произошло несколько событий, которые полностью поменяли рынок нефти и, возможно, навсегда.
Джеймс Гамильтон из Университета Калифорнии выделяет пять основных факторов, которые изменили мировой энергетический сектор.
Факт № 1. Спрос на нефть обусловлен развивающимися экономиками
На протяжении большей части XX века крупнейшие развитые страны были основными потребителями нефти, но последнее десятилетие изменило ситуацию.
Ежегодный рост потребления в странах Европы, в США, Канаде, Японии составил около 440 тыс. баррелей в сутки, но после 2005 г. потребление снижалось в среднем на 700 тыс. баррелей в сутки ежегодно.
В результате в конце 2012 г. уровень потребления оказался на 8 млн баррелей в сутки меньше, чем можно было бы ожидать при экстраполяции исторических данных.
Одной из причин падения спроса стал финансовых кризис. Реальный ВВП упал, но выросли цены. С 2005 г. цены на нефть удвоились, и именно высокие цены, а не медленный рост доходов, стали причиной падения спроса в Северной Америке, Европе и Японии.
В развивающихся экономиках история совсем другая. В 1984 г. на них приходилось только 40% общемирового потребления, а в 1984-2005 гг. средний рост спроса составил 650 тыс. баррелей в сутки.
Несмотря на кризис, после 2005 г. потребление росло даже быстрее. Сейчас доля спроса развивающихся стран составляет 55%.
Факт № 2. С 2005 г. рост рынка связан с более низким качеством энергоносителей
Американское Управление энергетической информации (EIA) определяет общие объемы поставок нефти как поставки всех жидкостей. В результате получается, что показатель "общий объем поставок нефти" включает в себя те вещества, которые просто нельзя продать на мировом рынке в качестве нефти. Это такие вещества, как продукты переработки природного газа, конденсат и биотопливо.
В результате компоненты, которые по сути своей не являются нефтью, включают в список жидких энергоносителей наравне с ней, хотя долю они занимают относительно небольшую: с 2005 г. на них приходится более половины роста всего производства жидкого топлива.
При этом баррель нефти обычно содержит 5,8 млн британских тепловых единиц, тогда как баррель пропана – 3,836 млн, этана – 3,082 млн.
Эти виды топлива не так ценны, как нефть, но они все же существенно влияют на энергетический рынок. Некоторые эксперты утверждают, что на производство и сбор кукурузы, из которой добывают этанол, тратится энергии больше, чем дает сам этанол. В США сейчас 40% производства кукурузы нацелено на получение топлива благодаря субсидиям и господдержке.
Факт № 3. Высокие цены на нефть предотвращают дефицит
Если посмотреть только на производство нефти, то мы увидим, что оно во всем мире выросло только на 2,3 млн баррелей в сутки с 2005 по 2013 гг.
При этом прогноз на основе исторических данных предполагает увеличение на 8,7 млн баррелей в сутки. И этот показатель даже не учитывает резкое увеличение спроса в развивающихся экономиках.
Если соотнести эти цифры с ростом реального ВВП, то корреляции также не будет. По данным МВФ, за эти 8 лет общий ВВП вырос на 27,7%. Экономисты отмечают, что при таких данных производство нефти должно было бы вырасти на 19,4%, тогда как фактическое увеличение составило 3,1%.
Значит, должен был образоваться дефицит в 12 млн баррелей в сутки, но его нет. Причина кроется в том, что с 2005 г. цены на нефть удвоились.
Факт № 4. Геополитические проблемы сдерживают рост добычи нефти.
Одним из факторов, которые сдерживает производство в некоторых регионах, является геополитическая нестабильность.
В последние три года мы видели проблемы в Ливии, где из-за гражданской войны практически был прекращен экспорт, в Иране, который не мог экспортировать нефть из-за санкций, и в Нигерии, где террористы разрушают необходимую инфраструктуру.
В результате конфликта в Судане и Сирии производство сократилось на 400 тыс. баррелей в сутки по сравнению с потенциальным уровнем.
Эти и другие проблемы привели к снижению добычи в мире на 3,3 млн баррелей в сутки в июне 2014 г.
Если в следующем году проблемы исчезнут, то большую часть дефицита удастся ликвидировать, но исторические данные показывают, что такие конфликты могут длиться долгие годы.
Факт № 5. Геологические ограничения
Обширные залежи нефти часто располагаются в труднодоступных районах, а в последние годы регионы добычи подвержены еще и геополитическим рискам.
Но еще одна проблема заключается в том, что страны и компании вынуждены тратить все больше на разведку и добычу, а прибыль постепенно сокращается, так как для добычи нефти теперь приходится использовать сложные и дорогостоящие технологические процессы и оборудование.
11 крупнейших публичных нефтяных компаний зафиксировали падение производства на 2,5 млн баррелей в сутки с 2005 г., несмотря на то что капитальных затраты выросли в три раза.
Частично компенсировать истощение старых месторождений и высокую стоимость разработку новых позволяют новые технологии, такие как гидроразрыв пласта, активно применяемый в США, или же новые технологии при работе на шельфе.
Но экономическая целесообразность и эффективность тех же компаний, которые занимаются добычей сланцевой нефти в США, до сих пор не ясн. Мы знаем множество примеров, когда у них наблюдается отрицательный денежный поток. Это может быть объяснено покупкой активов для развития в будущем, но такие скважины уже через 2 года показывают снижение добычи на 20%.
В любом случае стало очевидным, что добывать нефть становится все дороже, а технологии становятся все сложнее.
Вывод
Последний сильный рост цен на нефть был связан со спросом в развивающихся странах, которые сталкиваются с ограниченным физическим потенциалом добычи энергоносителей из обычных источников.
Изменение этих основ вновь нарушит баланс. Например, в Китае может случиться сильный экономический кризис, а на Ближнем Востоке и в Северной Африке неожиданно наступить стабильность.
В этом случае можно ожидать резкого падения цен. Но даже если такие события произойдут, развивающиеся рынки продолжат расти, а значит любое увеличение добычи в Ливии, Ираке или еще где-нибудь даст только несколько дополнительных лет.
Вполне вероятно, что $100 за баррель через несколько лет мы не увидим, так как цены будут расти.