Об этом рассуждает финансист Мурат Темирханов
Как решить структурные проблемы рынка труда и пенсионной системы
Как было сказано в первой части статьи, по международным стандартам с технической точки зрения накопительная пенсионная система Казахстана (ЕНПФ) была выстроена более или менее правильно. Одной из самых главных проблем системы является то, что слишком мало людей делают регулярные платежи каждый месяц. В результате главный показатель эффективности пенсионной системы «коэффициент замещения» в среднем по всем вкладчикам ЕНПФ всегда будет существенно ниже развитых стран, если не будет кардинальных реформ на рынке труда и в экономике в целом.
Проблема очень малого числа вкладчиков с постоянными ежемесячными заключается в том, что в Казахстане существует неприемлемо большая доля теневой экономики, в которой работники и бизнесмены скрывают свои доходы и не делают пенсионных взносов в ЕНПФ. Также большую долю в теневой экономике занимают коррупционные доходы.
Помимо этого, у нас есть вполне официальные самозанятые – то ли безработные, не вставшие на учёт, то ли участники теневой экономики - предприниматели без регистрации, работники, получающие зарплату в конвертах, и так далее.
Чтобы снизить долю теневой экономики и разобраться со статусом каждого так называемого самозанятого, в развитых странах есть один очень мощный инструмент – всеобщее декларирование как доходов, так и расходов. Всеобщее декларирование широко распространено и является необходимым атрибутом полноценного функционирования и прозрачности экономики. Если мы хотим войти в 30-ку развитых стран, то мы обязательно должны внедрить его.
Для Казахстана декларирование - это важная мера по борьбе с коррупцией и теневой экономикой. Особенно это эффективно, когда декларируются не только доходы, но и расходы налогоплательщика. Если ты живёшь не по средствам, то, естественно, у налоговых органов будут возникать вопросы о твоих доходах, которые не попали под налогообложение.
Начиная с 2011 года сроки введения всеобщего декларирования постоянно откладываются, и это очень большая недоработка правительства, которая напрямую бьёт по экономике, в том числе и по развитию пенсионной системы. Когда устанавливались первые сроки по введению декларирования, планировалось, что ответственные лица сделают очень сложную, но вполне выполнимую работу.
На мой взгляд, есть три объяснения отсрочки этой очень важной реформы. Первое – правительство не умеет планировать. Второе – оно не умеет выполнять то, что планирует. И третье - проект просто саботируется, поскольку у чиновников нет в нём личного интереса.
Другой мощной мерой, способной свести к минимуму незадекларированные доходы, является кардинальный переход на безналичные платежи. Здесь я полностью согласен с Михаилом Ломтадзе, председателем правления Kaspi Bank, который недавно сказал, что «у Казахстана есть все шансы войти в историю и стать примером для многих других стран. О нас будут говорить как о стране, которая смогла успешно и в рекордно короткие сроки построить электронную и цифровую экономику, где безналичные платежи составляют львиную долю всего денежного оборота каждого домохозяйства».
По его профессиональной оценке, сейчас доля безналичных операций около 40%. Ломталзе считает, что вполне реалистично довести этот показатель до 80% в течение 2 лет. От таких перспектив просто дух захватывает. Такая цифровизация нашей экономики однозначно даст мощный толчок множеству структурных реформ (включая пенсионную), которые сейчас топчутся на месте, а иногда откатываются назад.
Здесь я бы пошел дальше предложений Ломтадзе о бесплатной раздаче предпринимателям платёжных терминалов. Государство ежегодно тратит сотни миллиардов тенге на спасение банков, на субсидирование неэффективных госкомпаний и так далее. Все эти громадные госрасходы лишь консервируют неэффективность нашей экономики и не помогают развитию МСБ. Вместо этого лучше на два года направить эти средства в доход предпринимателей, стимулируя каждый безналичный платёж за товары и услуги, включая обычные базары и дальние села.
При такой государственной поддержке есть очень хороший шанс, что доля безналичных операций реально достигнет, а возможно, и превысит 80%. Это будет гораздо лучшая государственная мера, чем временное снижение налога на прибыль для малого бизнеса.
Как устранить дискриминацию среднего класса в пенсионной системе
В первой части статьи говорилось, что наибольшую выгоду от текущей пенсионной системы получает население с низкими доходами или без доходов совсем, а также самозанятые или неформально занятые. На сегодня наименее защищённым с точки зрения достойного уровня жизни в пенсионном возрасте является работающий средний класс, поскольку он имеет наименьший пенсионный коэффициент замещения.
В странах, которые считаются развитыми, средний класс составляет самую многочисленную группу населения, и именно эта группа ответственна за процветание и рост конкурентоспособности экономики. Поэтому наши власти, помимо борьбы с бедностью, должны делать все возможное, чтобы максимально расширить и защитить группу населения, которая относится к среднему классу.
По определению Всемирного банка, классическая пенсионная система должна состоять из двух уровней.
- Первый уровень включает в себя пенсионные выплаты за счёт средств государственного бюджета. На этом уровне размер пенсии определяется и гарантируется государством.
- Второй уровень представляет собой накопительную пенсионную систему (ЕНПФ), в которой размер пенсии определяется исходя из того, сколько работник сделал взносов в течение всей своей трудовой деятельности.
По тому же определению ВБ первый уровень пенсионной системы должен обеспечивать защиту от нищеты тем, кто не смог по разным причинам делать регулярные взносы или делал слишком маленькие взносы в накопительную пенсионную систему.
Второй уровень (накопительная пенсионная система) предназначен для обеспечения замещения трудовых доходов на адекватную пенсию. Напомню, что в развитых странах пенсионный коэффициент замещения находится примерно на уровне 70%, и Казахстан должен стремиться именно к этому уровню.
Накопительная пенсионная система в основном предназначена для среднего класса, позволяя относящимся к нему иметь достойной уровень жизни в пенсионном возрасте. При средних доходах, регулярных взносах в течение всей трудовой деятельности и правильно выстроенной накопительной системе коэффициент замещения должен быть в диапазоне 60%-80%. В Казахстане актуарные расчеты, сделанные в ЕНПФ, показывают, что для вкладчика, участвующего в НПС, полный цикл (40 лет) с регулярными взносами (12 в год), коэффициент замещения составит в среднем 30%, что очень далеко от 70% в развитых странах!
Такой низкий коэффициент замещения в ЕНПФ связан со следующими параметрами пенсионной системы: низкий уровень наступления пенсионного возраста, низкий уровень ставки обязательных взносов и низкий уровень инвестиционной доходности пенсионных активов. Правительство может достаточно быстро изменить два параметра из трёх (за исключением инвестиционной доходности), но… с одной очень большой оговоркой – если оно сможет убедить в такой необходимости общество. Однако дискриминация среднего класса заключается не в этом.
Сегодня ключевой проблемой для вкладчиков ЕНПФ является то, что, несмотря на свой 20-летний возраст, накопительная пенсионная система находится лишь на половине пути своего развития. Это означает, что большая часть людей со средними доходами, которые регулярно платят взносы в ЕНПФ, присоединились к фонду только в середине своей трудовой деятельности. То есть до выхода на пенсию они не успеют сделать взносы в течение 40 лет, чтобы получить максимальный пенсионный коэффициент замещения. Здесь прямая зависимость – чем меньше лет делаются взносы, тем меньше коэффициент замещения.
Таким образом целое поколение людей, относящихся к среднему классу, не сможет иметь достойный уровень жизни в пенсионном возрасте, поскольку пенсии из госбюджета минимальны, а для людей со средним доходом эта небольшая государственная добавка к пенсии не сможет обеспечить адекватную пропорцию между общей суммой пенсии и прежними доходами работника (70%). Иностранные эксперты говорят, что есть несколько опций для решения данного вопроса. Однако это уже отдельная тема.
Проблемы с инвестиционной доходностью пенсионных активов
Адекватная инвестиционная доходность пенсионных активов – один важнейших параметров накопительной пенсионной системы, позволяющий существенно увеличить пенсионный коэффициент замещения. К сожалению, в Казахстане этот параметр находится на неприемлемо низком уровне. Если из доходов инвестиционного портфеля ЕНПФ убрать курсовую разницу по переоценке валютных активов, возникающую в результате обесценивания тенге, то можно увидеть, что фонд имеет довольно низкий уровень доходов от процентов и переоценки ценных бумаг.
В этом контексте интересно отметить, что Нацбанк активно борется за дедолларизацию экономики, стараясь, чтобы население и бизнес имели как можно меньше валютных активов. При этом сам монетарный регулятор активно наращивает валютные активы в ЕНПФ, неплохо зарабатывая на девальвации тенге, на которую он сам может оказывать прямое влияние. То есть управление пенсионными активами, осуществляемое Нацбанком, входит в прямой конфликт интересов с его собственной курсовой политикой.
Низкая доходность портфеля ЕНПФ в основном связана с вложениями пенсионных активов в ценные бумаги, выраженные в национальной валюте – тенге. Такая ситуация имеет место по двум причинам:
- очень слабая развитость фондового рынка Казахстана.
- очень большая проблема управления пенсионными активами, заключающаяся в серьёзном конфликте интересов между собственником ЕНПФ (правительством) и его вкладчиками.
Почему плохо развит фондовый рынок Казахстана
Прежде всего это связано с тем, что государственное финансирование экономики по нерыночным ставкам напрямую вредит развитию фондового рынка. Финансирование экономики из различных государственных источников по субсидированным ставкам (ставкам ниже рыночных) нарушает рыночные отношения на фондовом рынке. В результате таких действий, финансовые ресурсы в стране очень часто распределяются нерыночным путем. Потенциальные эмитенты ценных бумаг предпочитают не выходить на фондовый рынок, а искать дешевые деньги у государства.
Из-за действий государственных и квазигосударственных структур казахстанский рынок облигаций в подавляющей части состоит из нерыночных операций. Последний пример - это недавний выпуск облигаций государственных компаний КТЖ и Казатомпрома по процентным ставкам ниже инфляции (2% и 4%). То есть инвестор, покупающий эти ценные бумаги, фактически субсидирует их эмитентов себе убыток. Никто кроме государства этого не будет делать на фондовом рынке. При этом КТЖ и Казатомпром – это «голубые фишки» в Казахстане, и в их ценных бумагах очень заинтересованы все частные инвесторы и ЕНПФ.
Решить эту проблему достаточно легко. Нужна лишь политическая воля. Для этого нужно, чтобы всё государственное и квазигосударственное финансирование бизнеса шло только по рыночным ставкам, включая государственное финансирование самих квазигосударственных организаций (Нацхолдинги, госкомпании, институты развития и другие государственные фонды и организации). В случае обоснованной необходимости государственная помощь любому бизнесу (что должно быть в крайне редких случаях) должна идти только из госбюджета – напрямую и адресно (без снижения процентных ставок на финансирование), что сделает такую госпомощь понятной и прозрачной и позволит реально оценить её эффективность.
Второй по важности причиной серьезных проблем стало то, что национализация частных пенсионных фондов резко ухудшила деятельность фондового рынка. В свое время государством был устранен очень важный сектор институциональных инвесторов – частные пенсионные фонды. Их объедение в ЕНПФ привело к исчезновению главных игроков на нашем рынке ценных бумаг, что, в свою очередь, практически до нуля снизило конкуренцию и рыночные отношения на нем. ЕНПФ, как государственный монополист, фактически стал продолжением госбюджета.
Для стимулирования развития фондового рынка очень важно воссоздание достаточного количества примерно равных и крупных по размеру частных институциональных инвесторов, которые будут управлять пенсионными активами. К сожалению, предлагаемая Нацбанком схема передачи пенсионных активов под управление специально создаваемым новым компаниям по управлению пенсионными активами (КУПА) не позволит осуществить это, и фондовый рынок так и сможет получить крайне необходимый толчок в своем развитии.
Другой большой проблемой развития фондового рынка являются крайне медленные темпы и малые доли акций по приватизации госкомпаний через IPO. Правительство уже давно ставит перед собой амбициозные планы по приватизации, что должно привести к снижению доли государства во владении бизнесом и развитию фондового рынка. Последнее IPO Казатомпрома – очень хороший пример в этом направлении. Однако сильно беспокоят большие задержки в исполнении и недостаточный масштаб планов по приватизации.
Также важно отметить, что наличие двух фондовых бирж (KASE и МФЦА) очень сильно мешает развитию фондового в Казахстане. Изначально была видна нецелесообразность создания в Казахстане еще одной биржи, так как при неразвитом фондовом рынке наличие двух фондовых бирж, двух центральных депозитариев, и двух клиринговых центров и так далее является непозволительной роскошью и будет мешать развитию фондового рынка в Казахстане.
Сейчас на территории Казахстана сложилась ситуация, когда параллельно функционируют две биржи, которые работают с одним и тем же набором ценных бумаг от одних и тех же отечественных эмитентов. Такая ситуация дезориентирует как инвесторов, так и эмитентов, и снижает ликвидность отечественных ценных бумаг на каждой из них.
При этом на каждой бирже существует свое собственное регулирование, кардинально отличающееся друг от друга, что сильно усложняет деятельность и дезориентирует как отечественных, так и иностранных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разное регулирование и законодательство на этих биржах будет всегда мешать созданию единого фондового рынка РК.
Необходимо срочно устранить большие конфликты интересов в ЕНПФ
На сегодня пенсионные активы, номинированные в тенге, инвестируются исключительно в рамках направлений, которые ежегодно одобряются советом по управлению Национальным фондом. Сейчас государство все больше рассматривает пенсионные деньги как продолжение своего собственного кошелька (госбюджета). Эти деньги все чаще направляются на финансирование проектов, которое по своей сути должно идти из госбюджета. Также пенсионные активы все чаше инвестируются туда, куда частные профессиональные инвесторы вряд ли бы вложили свои деньги.
Например, сейчас активно осуществляется госпрограмма по кредитованию приоритетных секторов экономики на сумму 600 млрд тенге. Из этой суммы банки получат 300 млрд из ЕНПФ. То есть, государство в лице правительства и Нацбанка собирается снова наступить на те же самые грабли –опять деньги между банками будут распределяться нерыночным, а административным путем, не принимая во внимание реальные проблемы банков. Также процентные ставки по деньгам ЕНПФ будут ниже рыночных (не будут соответствовать кредитному рейтингу банков).
Другим очень большим негативным примером являются инвестиции ЕНПФ в проблемный нацхолдинг КазАгро. По аудированной отчётности ЕНПФ за 2018 год вложения пенсионных денег в облигации холдинга вросли за год с 186 млрд тенге до 642 млрд!
Чтобы решить проблему использования пенсионных денег правительством в ущерб вкладчикам ЕНПФ, необходимо создать независимый от чиновников совет директоров ЕНПФ, который будет определять политику по инвестиционному управлению пенсионными активами. СД необходимо сделать реально независимым от Нацбанка и правительства путем кардинального сокращения в нем числа госслужащих и включения в него представителей вкладчиков фонда, а также независимых профессионалов в инвестиционной, пенсионной и страховых сферах. В целом работу ЕНПФ и управление его активами надо целиком перевести на стандарты ОЭСР. С этой точки зрения Всемирный Банк считает идеальными принципы управления пенсионными фондами в Канаде.
Источник https://forbes.kz