Правда, держать будут только до Нового года. Потом могут и отпустить.
Хотя предпосылок для обрушения нашей валюты нет, ползучая девальвация присутствует. Однако часть экспертов считает, что даже ее притормаживают искусственно. Якобы стоит задача не дать добраться до рубежа в 400 до Нового года. Хотя даже в этом случае рост составит менее 10% от нынешнего курса.
Курс держат уже сейчас?
Экономист Ерлан Ибрагим не предполагает никаких существенных изменений курса до начала 2020 года. Под существенными имея ввиду до 420 (или 350 — если в другую сторону).
— Хотя год назад я предполагал, что в 2019 доллар уйдет за отметку 400. Но известные политические события заставили «держать» курс, — сказал эксперт.
Он считает, что по тем же политическим соображениям «денежные власти» постараются делать это и дальше. Если доллар достигнет отметки в 400 тенге, в общем-то это будет несущественный подъем — менее 10%. Но с другой стороны, 400 — уже психологический рубеж, и хотя бы до Нового года доллар постараются до этой отметки не допустить.
— Скорее всего, Нацбанк воздействует на курс уже сейчас, — добавил он.
Хотя некоторые экономисты утверждают, что тенге сегодня даже недооценен, Ибрагим с этим мнением не согласен.
— Не вижу никаких существенных причин для укрепления тенге. Наоборот, на него давит инфляция, слабая экономика и тому подобное. Хотя пока в полной мере и не отражается, — заявил он.
Спрогнозировать ситуацию в 2020 году сложно — слишком много факторов влияют на курсообразование. Из основных — цены на нефть.
— Если они останутся в нынешнем коридоре, не претерпит существенных изменений и курс. Но есть прогнозы крупных международных финансовых институтов на снижение нефтяных цен, в этом случае и тенге пойдет вниз, — резюмировал Ибрагим.
Спекулятивные атаки на тенге прекратились в 2018 году
Экономист Асет Наурызбаев ни в какие конспирологические теории «искусственного влияния на курс» не верит. Он считает, что сейчас работают вполне рыночные механизмы.
— Нет никаких заговоров. На курс влияют спрос и предложение: приходят много клиентов подороже купить доллары — курс растет, подешевле — падает. Это правильная рыночная ситуация, — сказал он.
Разве что Национальный банк может иногда напрямую покупать валюту у нацкомпаний, которым потребовалась тенговая масса.
— В Казахстане есть 20 трейдеров, которые покупают и продают валюту. Это очень маленький мирок, все друг друга знают по именам, а в Нацбанке своих крупных клиентов тем более. И если Казмунайгазу требуется продать 100 млн долларов, чтобы заплатить налоги, регулятор их аккуратно выкупает, чтобы не качнуть курс. На биржу эти деньги не выставляются, — сказал Наурызбаев.
Правда, по мнению Наурызбаева, ранее случались спекулятивные атаки на национальную валюту. Но последняя была осенью 2018 года. Эксперт считает, что после этого вмешался Нацбанк и пригрозил виновникам. Правда, общественности никто об этом не рассказал. Да и не должен был.
— Такие вещи происходят кулуарно. Сделали внушение банкирам, что если не прекратят — устроят, например, проверки или еще что-нибудь — есть много способов осложнить жизнь. С тех пор ничего подобного не было, — сказал экономист.
Никаких предпосылок для серьезных скачков курса в любую сторону он тоже не видит.
— Платежный баланс в целом нормальный, денег в резерве и Нацфонде достаточно, рубль и баррель ведут себя хорошо, — перечислил Наурызбаев.
Нет никаких заговоров
Тем не менее ползучая девальвация наличествует.
— Теряет наша валюта в силу объективных причин. Например, к рублю, потому что наша экономика слабее российской, менее диверсифицирована, менее профессиональна, — считает Наурызбаев.
Но есть и хорошие новости — антироссийские санкции напрямую на нас не действуют. Хотя некоторые и ударили больно, зато другие, наоборот, создали новые возможности. Например, для оказания услуг российским банкам.
Кроме того, ранее эксперт говорил, что само по себе такое обесценивание негатива в себе не несет. Это мотиватор для внутреннего производства, потому что при слабом тенге импорт становится дорогим, а у внутреннего производства повышается рентабельность. Особенно если российский рубль тоже подешевеет.
Держать некий процентный паритет с рублем наша валюта просто обязана.
— В противном случае (если рубль подешевеет, а тенге нет) на наш рынок моментально хлынут российские товары по демпинговым ценам. А собственные производители от этого пострадают, поскольку их продукция окажется слишком дорогой, — говорил он.
Но сейчас российская валюта держится в определенных рамках. Соответственно, отечественной тоже ничего не грозит.
Источник stanradar.com