Новая экономическая политика, объявленная главой государства, должна стать ответом на ухудшающуюся динамику цен на нефть на мировых рынках и в целом на падение макроэкономических показателей в Казахстане. Некоторые эксперты сравнивают ее с антикризисной программой РК 2008 года. Ведь и тогда, и сейчас пришлось прибегать к распечатыванию средств Национального фонда. И если, тогда антикризисные меры и поддержали экономику на плаву в тяжелый период, но сказать, что они дали ей новый импульс – сложно. НЭП же должна помочь не просто пережить непростые времена, но и обеспечить за счет дополнительных вливаний в экономику из средств Нацфонда стабильный устойчивый рост. Возможно, ли это сделать в условиях, когда прогноз по ценам на нефть остается неутешительным, а механизмов диверсификации экономики и преодоления голландской болезни у страны не так много. Об этом Kursiv.kz спросил у экспертов экономического профиля, которые по-разному оценивают способность НЭП стать драйвером казахстанской экономики.
Председатель правления BRB INWEST Галим Хусаинов заметил, что из общемировых процессов на Казахстан более всего оказывает давление две вещи – это цены на нефть, которые во многом зависят непосредственно от политики США и стран ОПЕК и экономическая ситуация в России, особенно в части курса национальной валюты.
«Не сложно спрогнозировать, что если ситуация не изменится, то это серьезно повлияет на текущее экономическое положение в Казахстане, как бы Нацбанк не успокаивал нас, что девальвации не будет и запаса прочности хватит на 3-4 года. Сейчас для стимулирования экономики предлагается использовать государственную поддержку, так называемый, госзаказ. Это поможет минимизировать потери за счет снижения вклада в ВВП нефтяной отрасли. Если разумно тратить деньги из Национального фонда, то это должно создать некий базис, на который можно будет в будущем опереться на какое-то время. Другое дело, что государственная форма управления не всегда является гарантией создания такого базиса. Я бы рекомендовал обратить внимание на сферу не только квазигосударственного сектора, но и на прямые функции власти, которая должна путем проведения структурных реформ, обеспечить улучшение инвестиционного климата в стране», - заметил г-н Хусаинов.
Управляющий партнер компании TengriPartners Ануар Ушбаев сказал Kursiv.kz, что в целом ничего плохого и нового нет в том, чтобы признать объективную зависимость казахстанской экономики от мировой и региональной конъюнктур.
«В целом польза от контрцикличных мер может и будет - но вероятность успеха зависит от того, куда, кем и именно и как деньги будут инвестироваться, каков процесс ответственности и контроля.
Само использование Национального фонда было ожидаемо, ввиду неблагоприятных явлений по нефти и рублю, и больших расходов бюджета. Всем нам понятно, что инфраструктурные инвестиции для страны крайне необходимы, для обеспечения ее устойчивого развития и это осознание новым также не является. Отдельные вопросы вызывает до сих пор не очень понятный механизм, по которому ФПК будет выкупать проблемные займы у БВУ - если это будет происходить по балансовой стоимости, то создание моральных рисков в этом прецеденте очевидно. Стоит ли использовать средства Национального фонда для поддержания неравновесных уровней валютного курса - исходя из предназначения нацфонда, не говоря уже об общей целесообразности. Думаю, нет.
Основываясь лишь на официальной информации можно говорить, что в определённой мере спрос на тенге поддерживается ежемесячными конвертациями валютных средств Национального фонда в тенге перед осуществлением трансфертов в бюджет. Превышает ли торговля тенге из нацфонда уровень, необходимый для трансфертов - неизвестно ввиду недостаточной прозрачности. А в этом кроется большая опасность для всей экономики», - заметил г-н Ушбаев.
Политолог Дастан Кадыржанов считает, что суть новой экономической политики достаточно проста - это то, что настала пора "распечатывать" Национальный фонд, начать тратить накопленные в нем средства, причем делать это придется регулярно. «Если вы принимаете решение о начале регулярных и масштабных трат из Национального фонда, то естественно было бы объясниться с народом - куда будут тратиться его накопления. Даже иллюзорной возможности не существует, чтобы проверить в ближайшем будущем реальное целевое назначение, реальную эффективность трат, да просто оценить объем средств, который из запланированных сумм будет расхищен коррумпированным способом, то остается просто "верить на слово", - заметил г-н Кадыржанов.
Советник главы Нацбанка Олжас Худайбергенов сказал Kursiv.kz, что послание, которое имеет антикризисную направленность и основано на ожиданиях ухудшения ситуации в мировой экономике, в отличие от мер, предпринятых в 2008 году, имеет превентивный характер.
«Размер выделяемых из Нацфонда денег покрывает потенциально возможное снижение доходов бюджета. Правда, здесь есть чисто денежная специфика - правительству нужны тенге, а потому валюта, выделенные из Нацфонда, будет продана Нацбанку, то есть доллары перейдут с одного счета на другой. Кстати, объем выделяемых денег относительно небольшой. Если в 2008 году было выделено $10 млрд., то сейчас около $3 млрд ежегодно. Фактически ожидается не какой-то брутальный катастрофический сценарий, а пока лишь замедление темпов роста мировой экономики на следующие 2-3 года. В принципе, этой версии сейчас придерживаются все международные структуры», - отметил г-н Худайбергенов.
«Для устойчивого развития экономики и развития транзитного потенциала в частности начинается новый проект по созданию сети автомагистралей соединяющих все ключевые регионы страны в единую транспортную сеть.Начинается строительство сухих портов. Создаются тысячи новых рабочих мест. Это, безусловно, подстегнет рост потребления и развитие МСБ.Решается задача по строительству энергетического кольца для оперативной переброски избыточной энергии в энергодефицитные регионы Казахстана. Обозначена проблема и достаточно жестко поставлен вопрос по снижению доли неработающих кредитов у банков. Распечатывают Нацфонд под конкретные, весьма амбициозные задачи», - отметил председатель правления "Сентрас Секьюритиз" Талгат Камаров.
Однако для того, чтобы новая экономическая политика заработала, одного трансфера из Нацфонда недостаточно: «Можно дискутировать по поводу планируемой географии коммуникаций в рамках "НурлыЖол" - лучи к/от Астаны, как символа Казахстана экономически менее целесообразны, чем эффективные логистические маршруты через территорию страны. Но, во всяком случае, уже хоть какой-то концептуальный сдвиг наметился. Надеюсь, что в ходе реализации программ "политически-презентационные" амбиции уступят здравым экономическим расчетам и география подкорректируется. Считаю важным разработать новую монетарную политику. Существующая в принципе не отвечает интересам страны, а новая экономическая политика с текущей монетарной вообще не реализуема. В этой связи, отсутствие в послании двух элементов - измененной монетарной политики и четкого артикулированного тезиса о продвижении собственного экспорта ставит под вопрос эффективность всей политики. Надеюсь, что все-таки эти моменты будут доработаны и их отсутствие в большей степени связано с неожиданным сдвигом времени послания», - заключил гендиректор консалтинговой компании Almagest Айдархан Кусаинов.
Источник: КУРСИВъ