В своем недавнем отчете о том, какие изменения ждут мировую экономику в 2015 году, Всемирный банк отметил, что ситуация выглядит не столь пессимистично, как сейчас пишет мировая пресса. Низкие цены на нефть, кажутся катастрофой только на первый взгляд. На самом деле они дают хорошую возможность экспортиориентированным странам преодолеть голландскую болезнь и слезть с нефтяной иглы. Эксперты, опрошенные Kursiv.kz, считают, что во многом аналитики ВБ правы, и Казахстан может извлечь выгоду от низких цен на нефть, но они сомневаются, что у властей есть резервы, чтобы использовать открывающиеся возможности.
Поле для маневра
«Тревожным является то, что застопорившийся экономический подъем в некоторых странах с высоким уровнем дохода и даже нескольких странах со средним уровнем дохода может быть симптомом более глубоких структурных проблем. Поскольку рост населения замедлился во многих странах, когорта молодых работников сократилась, что сказывается на производительности. Однако есть и хорошие новости. Низкие цены на нефть, которые, как ожидается, сохранятся в 2015 году, ведут к снижению инфляции во всем мире и, вероятно, замедлят повышение процентных ставок в богатых странах. Это создает определенные возможности для стран-импортеров нефти, таких как Индия и Китай; мы ожидаем, что темпы экономического роста Индии в 2016 году повысятся до 7 процентов. Крайне важно, чтобы страны использовали эти возможности для того, чтобы быстро провести бюджетные и структурные реформы, которые могут помочь ускорить долгосрочный экономический рост и инклюзивное развитие», - отмечено в докладе Всемирного банка «Серьезные риски для восстановления экономики».
Экономист, ведущий партнер консалтинговой компании Margo&Partners Денис Казановский сказал Kursiv.kz что прогноз ВБ вполне приближен к реальности. Прогноз несырьевых стран, оправдан, так как именно их экономики покажут рост, они в меньшей зависимости от цен на углеводороды. Положение в Казахстане и России схожее, но все же в РК оно более стабильное. Сейчас, как раз то время, когда уже не диверсифицировать экономику нельзя, заметил г-н Козановский.
«Отрицательная динамика цен на нефть - это большой шанс для Казахстана и России. В такой ситуации нужно развивать и инвестировать только в высокоэффективные проекты и приостановить ряд менее эффективных проектов, что и предполагается сделать с помощью новых антикризисных программ. В целом для экономики будет лучший эффект не от значительного сокращения бюджета, а от перераспределения на то, что даст лучший результат в нужные сроки. А что получат от этого люди, проживающие в Казахстане, увидим по результатам, которые будут видны в течение ближайших двух, трех лет», - отметил Денис Казановский.
Номенклатура уничтожила перспективы роста
Экономический аналитик Денис Кривошеев подчеркнул, что в случае с Казахстаном, сценарий развития ситуации, несмотря на оптимизм ВБ, негативный. Почти за 25 лет независимости и за 15 лет уверенного роста нефтяных доходов, единственное, что также стабильно росло в стране - это номенклатура. Чиновничий аппарат в государственных и квазигосударственных структурах, включая экономический и производственный сектор, разросся до небывалых размеров. Результатом чего стало огосударствление практически всего бизнеса в стране. От государственного заказа, а не от спроса зависит сегодня практически весь бизнес. Государство же, если нефть останется в таких ценовых границах, хотя бы два года, из донора, скорее всего, превратится в кредитора во всех сферах экономики.
«Если же вспомнить, сколько страна должна, а так же о рисках, которые здесь присутствуют, рассчитывать на внешние займы не стоит, а при всем величии Национального фонда, он не так уж и огромен. Исходя же из его инвестиционной политики, то от этих денег больше вреда, чем пользы. Риски исходят и от глубинной интеграции. Падение цен на нефть оголило множество проблем в этой связи. Волатильный рубль дает преимущество произведенным в России товарам, из-за нарастающей курсовой разницы, покупать отечественное в Казахстане становится невыгодно, и без того единичные предприятия занимающиеся производством или даже торговлей, попадают в зону риска. Там за падением активности, уже видно сокращение персонала, возможное закрытие, а иногда и банкротство, что приводит в конечном итоге к значительному уменьшению налогооблагаемой базы. Сейчас в проблемную зону попадают флагманы экономики, металлургия, зерно, машиностроение», - подчеркнул г-н Кривошеев.
Смена ожиданий истеблишмента
Эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии Кубат Рахимов заметил, что Казахстан взял гибридную модель сопротивлению новому кризису через идеи мега-проекта «Нурлы жол». В целом можно согласиться с большинством положений и деклараций, но настораживает, что во-первых, сделана ставка на краткосрочный эффект от инфраструктурных проектов. Но это не заводы и фабрики, создается не так много рабочих мест и добавленной стоимости. Во-вторых, эти транспортно-инфраструктурные проекты завязаны на транзит готовой продукции из Китая в Европу, усиливая технологическую и товарную зависимость от реальных производителей продукции и/или держателей технологий.
«До конца не изучены все возможные варианты макроэкономических и отраслевых цепочек, как видится, в целом проще было идеологам программы идти по прокитайскому маршруту экономического пояса Великого шелкового пути. Поэтому считаю, что падение цен на углеводороды это благо. Очень тяжело, имея стабильный и достаточно низкозатратный, по трудоемкости, то есть вовлечению своей рабочей силы в значимом объеме нефтяной и газовый бизнес, в сытые времена заставить себя работать так, как будто нет этих «легких» денег. Во многом, несмотря на критику, ПФИИР себя оправдала, как минимум, на уровне смены ожиданий истеблишмента», - сказал он.
Отскок еще быть может
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отметил, что сейчас экономика стран – покупателей нефти получит хороший импульс для дальнейшего развития. Касаясь возможностей для диверсификации экономики, то, например, в России они пока не просматриваются. Так как ЦБ РФ поднял ставку до 17% и, фактически, остановил кредитование реального производства. Российское правительство не представило никакого действительно реального экономического плана, ограничившись общими заявлениями отдельных чиновников. Казахстан, разумеется, находится в гораздо лучшем положении. В отличие от России он не подвергается западным санкциям. Вполне возможно, что какие-то отрасли могут оживиться.
«Всемирный банк ожидает роста мирового ВВП на 3% в 2015 году. Это означает, что добыча нефти должна увеличиться как минимум на 2,5% или на 2-2,3 млн. баррелей в день. Текущее падение мировых цен на нефть вызвано избытком нефти в размере 2 млн. баррелей в день и обеспечено добычей сланцевой нефти в США. Отсюда я полагаю, что уже во втором полугодии, скорее осенью, нефть может вернуться к отметке $80 за баррель», - заметил он
По мнению эксперта для сохранения нефти в районе $50, нужно, что бы мировая добыча превышала рост мировой экономики. ОПЕК от этого отказывается. Возникает вопрос: как долго продержатся США? Чтобы нефть была дешёвой надо не только поддерживать высокий уровень добычи, но и увеличивать его. Это делает лишь одна страна в мире - Соединённые Штаты. Даже Саудовскую Аравию не смогли уговорить. Хватит ли их сил хотя бы до осени тоже большой вопрос.
«Причина дешёвой нефти, на мой взгляд, в том, что напечатанные доллары в ходе программы "количественно смягчения" QE3 ФРС пошли на добычу сланцевой нефти. То есть эмиссия доллара компенсирует убытки нефтепроизводителей. Сейчас в США идет сокращение числа скважин. По данным нефтесервисной компании Baker Hughes, количество нефтяных скважин в США за неделю сократилось на 55 штук. Это второе максимальное снижение за последние 24 года и шестое подряд. Неделей ранее количество скважин уменьшилось на 61 штуку. Сейчас их число составляет 1366 штук, что является минимумом с октября 2013 года. Сокращение бурения абсолютно логично. После падения цен на нефть почти на 60% за полгода, ряд месторождений стали нерентабельными. Уменьшение числа скважин может вызвать снижение добычи нефти и рост её стоимости. Если в США, действительно сократится добыча или хотя бы не будет расти, для сохранения низких нефтяных цен Саудовская Аравия должна увеличить добычу, скомпенсировав американское падение. Пойдёт ли она на это в убыток себе? Или нефть просто вернётся к $80 - большой вопрос?», - заключил г-н Лукашов.
Стакан на половину полон
Из отчета Всемирного банка
После экономического роста, который по оценкам в 2014 году составил 2,6 процента, рост глобальной экономики, согласно прогнозам, достигнет 3 процентов в этом году, 3,3 процента в 2016 году и 3,2 процента в 2017 году, предсказывается в издаваемом дважды в год одном из основных докладов Всемирного банка. Темпы экономического роста в развивающихся странах в 2014 году составили 4,4 процента и, как ожидается, повысятся до 4,8 процента в 2015 году и затем упрочатся до 5,3 в 2016 году и 5,4 процента в 2017 году. Устойчиво низкие цены на нефть ослабят экономическую активность в странах-экспортерах. Например, согласно прогнозам, рост российской экономики снизится в 2015 году на 2,9 процента и с трудом вернется к положительным показателям в 2016 году, когда рост ожидается на уровне 0,1 процента. В отличие от стран со средним уровнем дохода, в странах с низким уровнем дохода экономическая активность укрепилась в 2014 году в результате роста государственных инвестиций, значительного расширения сферы услуг, хороших урожаев и существенного притока капитала. Темпы роста в странах с низким уровнем дохода, как ожидается, будут оставаться высокими и составят 6 процентов в 2015-2017 годах, хотя снижение цен на нефть и другие биржевые товары будет сдерживать рост в странах с низким уровнем дохода, являющихся экспортерами биржевых товаров.
Источник: Курсивъ