Во многом не сложно понять, почему греки на референдуме сказали «нет». Терять им особо нечего, кроме того, «да» долгим годам жестких фискальных ограничений тоже не слишком удачный выбор для общества, которое находится на грани социального раскола. Хуже того, сама суть выбора –«да» или «нет» - сбивает с толку. Чему они, в конечном счете, сказали «нет»?
И все же, я был твердо уверен в том, что Греция скажет «да» и свергнет свое правительство, которого интересует не судьба страны, а своя собственная шкура. Сложно сказать, что теперь будет в политическом плане, однако с рынками все более или менее ясно:
- DAX откроется падением на 5% - в очередной раз - и, возможно, потеряет 10% в течение ближайших нескольких недель, если ЕЦБ и ФРС не объединятся для того, чтобы противостоять обвалу, как это было в 2010-11 годы.
- Спреды в странах Средиземноморья поднимутся на 20-50 пунктов в ближайшие недели...
- В Болгарии, Хорватии и Румынии спреды ощутимо вырастут.
- С EUR/USD сложнее: полагаю, что пара откроется с понижением, но если... Греция действительно намерена выйти из Еврозоны, то к концу недели единая валюта укрепится. В первые 24/48 часов пара, полагаю, будет двигаться в 2-5% диапазоне (признаки, появившиеся в воскресенье ночью, указывают на движение к 1,0990/1,1000 (то есть вниз на 120 пунктов)
Сравните с прогнозами CNBC: http://www.cnbc.com/id/102810251?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter
Настоящая угроза по-прежнему кроется в отсутствии рыночной ликвидности. Не забывайте, что в условиях государственных интервенций (QE) на рынке облигаций больше нет двусторонней ценовой динамики. Нет маркетмейкеров и нет рискового капитала (из-за регулирования и требований к поддержанию капитала)
Кроме того, банки могут неоткрыться во вторник, вопреки обещаниям греческого правительства. Приведет ли это к «стрижке» вкладов на 30%, как предсказывает опубликованная на выходных статья в FT?
В комментариях нет недостатка - многие злорадно торжествуют и играют в свою игру, но где долгосрочное решение?
Оно должно заключаться в списании долгов, при условии, что страна возьмет на себя обязательство измениться, стать новой Грецией. СИРИЗА всем показала свою силу в условиях европейской политики «притворства и затягивания времени», той самой политики, которая теперь осталась в прошлом. Макроэкономические политики, как правило, меняются из-за неудач. А эта неудача обещает стать крупнейшей в истории Европы.
План А - это «притворство и затягивание времени». План Б - это метод «кнута и пряника», а Планом В оказалось отсутствие плана! Но отсутствие плана - это не план, сейчас это совершенно ясно и, в определенном смысле, хорошо, поскольку кому-то придется признаться в поражении, которое пытались отодвинуть все дальше и дальше без реформ, без структурных изменений, без надежды.
Безнадежность, отсутствие реформ и нежелание меняться для Греции приравнивается к жизни без доступа к финансированию, практически без друзей и с будущим, еще более тяжким и мрачным, чем настоящее.
В свою очередь, Европа тоже многое теряет - мой классический аргумент с первого дня: у греческой трагедии нет решений. Нет победителей, только проигравшие. Европа упряма и несгибаема. Мы, финансисты, понимаем и, в целом, соглашаемся с прописанной Греции «пилюлей», но любая политика всегда должна встраиваться в принципы демократии и учитывать возможность выполнения плана. Европа, как и прежде, выстоит, но окажется в стесненных обстоятельствах.
Однако Греция и СИРИЗА, вероятно, потеряют больше. Сама идея - заключить новое соглашение в течение 24 часов - кажется плодом воображения, поскольку до этого министр финансов каждую неделю обещал подготовить план на следующей неделе.
Но у Греции, как у Европы, нет ни плана Б, ни плана В. Только риторика в стиле Восточной Европы до 1989 года.
Мне нравятся аналогии со спортом, хотя многие их терпеть не могут: сейчас у нас футбольный матч без судей и без правил. Любая команда может объявить себя победителем: Греция утверждает, что сделала больше всего штрафных ударов, а три штрафных удара равнозначны голу в ворота противника, а ЕС и ЕЦБ утверждают, что нанесли больше угловых ударов, чем Греция, и поэтому они выиграли. Конечно, суть в том, что без правил и без судей победителем может быть кто угодно, но в условиях обычного матча они сыграли бы вничью.
Вот несколько заголовков из прессы, наглядно демонстрирующих, что стороны продолжают упорно не замечать свое поражение:
Вряд ли, если вы читали реакцию официальной Европы и сопоставили ее с комментариями перед референдумом:
Германия….
А вот, что было на первой странице TheGuardian на днях. Не похоже на приглашение.
Конечно, Bild - не вся Германия, а 89%
Тот, кто считает Шойбле непопулярным, должен прочитать это:
http://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/eurokrise/griechenland/vor-dem-referendum-alle-hassen-schaeuble-niemand-hasst-deutschland-13684498.html
Первый комментарий банка: JP Morgan считает выход Греции из Еврозоны своим базовым сценарием
Однако вот, о чем нам следует поговорить:
Греция, которая заблудилась и не видит альтернативы «революции»...
МВФ открыл новый «фланг» с долей реальности.
Выводы:
- Результаты референдума не оправдали ожидания большинства.
- Неликвидность - главный фактор риска.
- Выход Греции из состава Еврозоны - теперь основной сценарий развития событий.
- Вероятность того, что Европа сочтет «геополитическую ситуацию» достаточно значимой, чтобы предложить Греции помощь, несмотря на позицию греков - 25%, но 75% по-прежнему против.
- Фондовые рынки упадут на 5%, спреды по ценным бумагам с фиксированной доходностью расширятся на 20-50 пунктов, Восточная Европа пострадает больше других, неопределенность выросла (а рынок этого не любит), греческие банки, скорее всего, не откроются, EURUSD упадет максимум на 2-3 пункта, когда разговоры уступают место реальности, время покупать.
Политика «притворства и затягивания времени» умерла вчера, будем надеяться, что ей на смену придет нормальный бизнес-цикл, с нормальными взлетами и падениями, однако сначала политики все равно попытаются сохранить лицо и провести еще один раунд «притворства». И все же, пациент уже мертв.
О Стине Якобсен
Стин Якобсен занимает должность главного экономиста Saxo Bank с марта 2011 года. Стин вернулся в банк после двух лет отсутствия, в течение которых он работал директором по инвестициям в Limus Capital Partners. До своего ухода в начале 2009 года он проработал в Saxo Bank почти девять лет в должности директора по инвестициям. Стин Якобсен обладает более чем 20-летним опытом в области торговли за счет собственных средств и альтернативных инвестиций.
Источник: Мир финансов