Генеральный совет ВТО 27 июля на своем заседании в Женеве единогласно утвердил пакет документов по присоединению к организации Казахстана. В тот же день протокол о присоединении был подписан президентом Н. Назарбаевым и генеральным директором Всемирной торговой организации Роберто Азеведо. Официально республика станет полноправным участником объединения после урегулирования всех формальностей в конце этого года. Однако фактически переговоры завершены, и последствия присоединения Казахстана к ВТО можно просчитывать уже сейчас. Заявку на присоединение к ВТО Казахстан сделал еще в 1996 г., и переговоры могли бы завершиться гораздо раньше, если бы не участие республики в создании Таможенного (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членами которого в настоящее время также являются Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. В рамках этих объединений изначально были установлены более высокие ввозные пошлины по большинству импортных товаров, чем те, которые существовали у Казахстана до его вступления в ТС. Не имея собственной развитой промышленности и сельского хозяйства, республика ранее не стремилась ограничивать приток на свой внутренний рынок товаров, которым не было отечественной альтернативы. Вхождение же в ТС и ЕАЭС вынудило Астану значительно поднять ввозные таможенные пошлины, что и стало одним из главных проблемных моментов на переговорах Казахстана с ВТО.
Помимо участия Казахстана в евразийской интеграции, достижению договоренностей с ВТО мешало и то обстоятельство, что Россия, ставшая членом организации в 2012 г., присоединилась к ней на более выгодных условиях. Москва, в частности, сумела выторговать у ВТО более высокие тарифные ставки по импорту продукции авиа- и машиностроения, которые рассматриваются ею как критически значимые для национальной экономики и безопасности отрасли. Казахстан же, который развитого машиностроения не имеет, таких льгот не получил. В результате возникает риск реэкспорта импортированной через казахстанскую территорию продукции в Россию, что в условиях отсутствия между двумя странами таможенных барьеров создает угрозы для функционирования всего механизма ЕАЭС.
Более того, входящий в единое экономическое пространство с Россией Казахстан откровенно рассматривался Западом как способ продвижения своей продукции на внутренний рынок РФ.
«В переговорах с Казахстаном ЕС и США хотят получить то, что не получили во время наших переговоров», - заявил в еще октябре 2013 г. первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, - «И там, где по наиболее чувствительным позициям РФ не соглашалась, - самолеты, вертолеты, сельхозтехника, автомобили, - и мы договорились с ЕС и США по уровню таможенной защиты, теперь как раз западные партнеры говорят Казахстану: «Давайте, включайте в общую формулу все эти чувствительные позиции, уменьшайте соразмерно уровень таможенно-тарифной защиты». Тем самым республика превратилась в «заложника», через которого Запад ведет переговоры с РФ. И хотя казахстанский рынок важен сам по себе, российский рынок для США и ЕС является более привлекательным, так как размер экономики РФ составляет 2 трлн, а Казахстана – 200 млрд дол. В итоге переговоры ВТО с Казахстаном превратились в косвенные переговоры с Россией, в ходе которых западные страны, по выражению И. Шувалова, «пытаются использовать эту ситуацию, чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли».
Аналогичной точки зрения о причинах затягивания переговоров придерживается казахстанский эксперт по конституционному праву, доктор юридических наук Женис Кембаев. «На наш взгляд, это (затянувшиеся переговоры с ВТО) связано с тем, что Казахстан с самого начала своего суверенного существования играет активную роль в региональных интеграционных процессах на постсоветском пространстве», - отметил он в интервью forbes.kz. - В настоящее время мы тесно связаны с Россией и Белоруссией в рамках Таможенного союза. При этом, напомню, каждая из стран вела переговорный процесс по вступлению в ВТО самостоятельно. Россия уже присоединилась к ВТО в августе 2012 г. на вполне выгодных для себя условиях. Именно это обстоятельство стало сейчас для Казахстана причиной того, что переговорный процесс замедлился, так как в переговорах с РК ЕС и США хотят получить то, что не получили во время переговоров с Россией». Объектом пристального внимания США и ЕС, по его мнению, как раз и стали авиа- и машиностроение, на которые, с их точки зрения, не должны были распространяться никакие выторгованные РФ преференции.
В конечном итоге условия присоединения Казахстана к ВТО по ввозным таможенным пошлинам все же оказались более либеральными, чем у России, что может создать для функционирования ЕАЭС ряд проблем. «У нас было два изъятия. Это импортные таможенные пошлины, где по 3500 позициям у Казахстана более либеральные обязательства, чем у России. Потому что мы все переговоры по товарам завершили до создания Таможенного союза с 30 странами-членами ВТО, - заявила РИА Новости министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова. - И у нас еще есть определенные временные изъятия по ветеринарным сертификатам в области санитарных и фитосанитарных норм. То есть у нас будут двусторонние сертификаты работать для Казахстана и третьей страны, пока мы не договоримся с теми же странами, по той же продукции в формате ЕАЭС и третья страна». При этом двусторонние обязательства республики перед РФ, по словам министра, не изменятся.
Наличие рисков при вступлении Казахстана в ВТО признает и министр экономического развития России Алексей Улюкаев, предложивший решать их путем усиления таможенного администрирования. «Тут, конечно же, возникают определенные проблемы, риски, - отметил он. - Они связаны с тем, что условия вхождения Казахстана в ВТО предполагают снижение по большому количеству позиций уровня тарифной защиты. Ниже, чем предполагается единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза». Для устранения этих рисков казахстанские власти, по его мнению, должны обеспечить такой уровень таможенного администрирования, который не позволит товарам из третьих стран проникать на российский рынок, создавая риски для развития промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, по истечению трехлетнего периода Казахстан может обратиться в ВТО с целью корректировки тарифов и получения компенсаций в виде улучшения тарифов по другим позициям.
Экономические риски при вступлении в ВТО возникают и для самого Казахстана, который, не обладая развитой промышленностью и сельским хозяйством, может столкнуться с усилением конкуренции на внутреннем рынке. А это, в свою очередь, способно в зародыше похоронить надежды властей на развитие внутреннего производства.
В качестве примера эксперты приводят Киргизию, которая вступила в ВТО первой из республик бывшего СССР в 1997 г. Однако этот шаг фактически убил внутреннее производство большинства потребительских товаров, и Киргизия превратилась в перевалочный пункт по перепродаже китайской продукции в страны СНГ, главным образом – Казахстан и Россию. Помимо реэкспорта, в республике довольно активно развивалась швейная промышленность, которая также полностью зависела от поставок китайских же тканей и фурнитуры. В результате Киргизия быстро превратилась в экономический придаток КНР, а создание в конце «десятых» годов Таможенного союза, поднявшего ввозные пошлины на предметы ее реэкспорта, поставило Бишкек перед выбором – ТС или самостоятельное решение своих проблем.
В результате присоединения к ВТО средневзвешенный таможенный тариф Казахстана снизится с 10,4 до 6,5%, фактически вернувшись к тому уровню, на котором он был до создания в 2010 г. Таможенного союза с Россией и Белоруссией (6,2%). Причем на разные группы товаров он снизится неодинаково. По сельскохозяйственным продуктам средний уровень тарифа для Казахстана составит 10,2% по сравнению с 17% в рамках ЕАЭС, а для промышленных товаров, соответственно, 5,6% против 8,7%. Кроме того, по 3512 товарным позициям, включающим автомобили, пищевые продукты, лесоматериалы, ювелирные изделия, провода, кабели, напитки и другие товары, у Казахстана будут изъятия из Единого таможенного тарифа ЕАЭС, в связи с чем таможенные пошлины на них будут ниже. Кроме того, республика приняла на себя обязательства по либерализации рынка услуг. Через 2,5 года после вступления в ВТО иностранные компании смогут полностью приобретать операторов, предоставляющих услуги междугородной и международной связи, а зарубежные банки через 5 лет – напрямую открывать в стране свои филиалы.
Как все это отразится на экономике, пока затрудняются сказать даже эксперты. Известный казахстанский политик Петр Своик, например, считает, что фактически Казахстан давно снизил ввозные пошлины до уровня ВТО, и ничего катастрофического в возвращении к этой ситуации для него нет. «Официальное вступление Казахстана в ВТО на самом деле ничего не меняет, – заявил он в интервью усть-каменогорскому ресурсу YK-news.kz. – Фактическое присутствие Казахстана в ВТО, пусть неофициальное и неформальное, состоялось еще где-то лет 15 назад. Тогда республика приобрела в организации статус наблюдателя. Дело в том, что мы мало производим и много покупаем. Поэтому Казахстан еще в начале нулевых годов установил уровень ввозных пошлин существенно ниже обычных размеров, принятых в ВТО. То же касается и весьма скромной по международным меркам поддержки отечественных производителей». Все плюсы и минусы присутствия в ВТО население, по его словам, уже смогло на себе ощутить, поскольку экспортные возможности экономики невелики, а дешевые китайские товары и ранее поступали в страну по «серым» схемам.
По мнению казахстанских властей, плюсами вступления в ВТО будет снижение цен на потребительские товары и повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса, который будет вынужден адаптироваться к работе в условиях жесткой конкуренции.
Однако, как показывает опыт России, вступившей в ВТО в 2012 г., снижение цен на потребительском рынке вступление в ВТО вовсе не гарантирует. Несмотря на уменьшение ввозных таможенных пошлин, население практически не почувствовало снижения стоимости товаров, а продавцы просто увеличили свою прибыль за счет сокращения затрат.
Более того, стоимость большинства потребительских товаров в течение первого года после вступления РФ в ВТО выросла примерно на 6%. Что касается повышения конкурентоспособности отечественных компаний, то для этого у них должны быть существенные стимулы и потенциал, как правило, основанные на поддержке со стороны государства. Малому и среднему бизнесу в условиях резкого обострения конкуренции нередко проще закрыть предприятие, чем инвестировать значительные средства в его модернизацию с непонятными перспективами роста.
Неудивительно, что власти уже приступили к выработке мер по защите внутреннего рынка. Так, 5 августа казахстанский ресурс Tengrinews.kz со ссылкой на директора департамента внешнеторговой деятельности Министерства национальной экономики Жанель Кушукову сообщил о разработке ведомством мероприятий по защите отечественного автопрома. «Сейчас уже разрабатывается комплекс мер по защите своего производителя. Разработаны будут налоговые льготы, какие-то другие ограничительные меры по тому, чтобы не допустить ввоза старых автомобилей», - заявила она на бриффинге в Службе центральных коммуникаций. - Тот комплекс мер, который мы разработаем, позволит нашим автопроизводителям в дальнейшем развиваться, а вопрос спроса, я думаю, это уже позиция всех граждан Казахстана». Кроме того, пошлины на вывоз из Казахстана основных предметов его экспорта – нефти, металлов и продукции животноводства, от которых критически зависят доходы бюджета, сохранятся и после вступления в ВТО, так как не противоречат ее нормам.
Для России, экономика которой сейчас переживает далеко не самые лучшие времена, вступление Казахстана в ВТО может создать дополнительные сложности. С началом украинского кризиса в ЕАЭС и так обозначились негативные тенденции, связанные с введением Россией контрсанкций, резким падением рубля и вызванного им торгового дисбаланса. И Белоруссия, и Казахстан пострадали от сокращения экспорта своих товаров в Россию и резко возросшим спросом на подешевевшие российские товары со стороны своего населения, особенно в приграничных регионах. Астана даже была вынуждена ввести временные ограничения на импорт российского алкоголя и топлива. В этих условиях членство Казахстана в ВТО способно породить новые проблемы во взаимной торговле, яркой иллюстрацией которых сегодня является продолжающийся импорт в Россию запрещенных к ввозу продуктов питания.