Хотя Казахстан фактически уже живет в антикризисном режиме, нацеленном на выживание при ценах на нефть в районе $30-40 за баррель, правительство и Нацбанк пока не представили общественности свои конкретные оценки и прогнозы на этот счет. Зато это сделали эксперты Международного валютного фонда, выводы которых неутешительны.

За нас все подсчитали

Напомним, что до августовской девальвации тенге программные документы кабмина и центрального банка ориентировались в качестве базового на сценарий развития экономики при среднегодовой цене на нефть сорта "брент" в $50. Так, в Основных направлениях денежно-кредитной политики (ДКП) РК на текущий год, одобренных правлением Нацбанка в феврале, говорилось, что в этом случае ВВП страны увеличится на 1,5% при дефиците текущего счета платежного баланса не более 4% от ВВП, снижении притока прямых иностранных инвестиций и сохранении годовой инфляции в коридоре 6-8% годовых.

 

В отличие от Нацбанка, ориентировавшегося в своей ДКП на два сценария развития при нефтяных ценах в $50 и $60, правительство в своем Прогнозе социально-экономического развития РК на 2015-2019 годы предусмотрело и третий, пессимистичный, вариант. В нем предполагается, что цена на нефть будет на уровне $40 за баррель в течение 2015-2017 годов, а потом поднимется до $50 в 2018-2019 годах. Но в качестве базового сценария правительством также был выбран вариант развития при нефтяных ценах в $50.

 

Тем не менее, существуют и опубликованные прогнозы для худшего сценария, который грозит Казахстану и который, к счастью, пока еще не реализовался, так как фьючерсные цены на "брент" колеблются у отметки в $50. Их подготовили эксперты МВФ в своем докладе, рассмотренном и утвержденном исполнительным советом этой авторитетной международной организации по завершении консультаций с Казахстаном. Примечательно, что работа над докладом была завершена в июле, то есть до того, как власти Казахстана решили провести новую резкую девальвацию, отправив тенге в свободное плавание. Однако эксперты МВФ в своих расчетах предусмотрели и этот вариант развития событий, не говоря уже о значительном падении цен на нефть.

 

Оценки доклада опираются на три сценария. В базовом предполагается снижение цен на нефть с текущих на момент подготовки этого документа $62,8 до $58,9, замедление роста реального ВВП Казахстана до 2% в этом году с повышением до 4,4% в 2019-м. Ожидания по колебаниям обменного курса опирались на проводившуюся в то время Нацбанком политику обменного коридора и предполагали, что доллар будет в районе 185,8 тенге в нынешнем году с ослаблением до 188 тенге к 2019-м.

 

Второй сценарий (пессимистичный) допускает снижение цен на нефть на 0,5 стандартного отклонения от уровня прошлых периодов до $43,2 в текущем году и подъемом до $48,6 в следующем при росте ВВП соответственно на 1,2% и 2,7%. Для обменного курса казахстанской валюты закладывалось потрясение в размере 1,5 стандартного отклонения со снижением до 198 тенге в текущем году и 200,5 тенге в следующем. Кстати, похоже, что Нацбанк с 15 июля, когда был расширен вверх диапазон колебаний валютного коридора, собирался следовать именно этому сценарию.

 

А третий, шоковый, сценарий предусматривает падение цен на нефть до $21,3 в этом году с ростом до $26,7 в следующем. В этом случае росте ВВП Казахстана составит соответственно 0,1% и 2%, а обменный курс снизится в нынешнем году на 15,5% до 215 тенге за доллар, затем до 217 тенге в следующем.

Тень "БТА" маячит снова

Хотя вариант значительной девальвации тенге к доллару в докладе рассматривается, а МВФ уже давно выступает за большую гибкость обменного курса казахстанской валюты, в этом документе звучит вполне ясное предостережение властям Казахстана не проводить одномоментное резкое ее обесценение. Более того, как выясняется, и руководство Нацбанка в июле было против новой скачкообразной девальвации тенге. В итоге совместная позиция экспертов Фонда и Нацбанка выглядела следующим образом: "Персонал МВФ поддержал нежелание НБК проводить еще одну единовременную девальвацию, учитывая, что предыдущие подобные случаи вели к повышению долларизации, новой фиксации обменного курса и дальнейшим ожиданиям девальвации".

 

А поскольку в докладе указывается, что в ходе визита в Казахстан миссии МВФ ее члены встречались с премьер-министром Каримом Масимовым, министром финансов Бахытом Султановым и министром национальной экономики Ерболатом Досаевым, то в правительстве, конечно же, знали об этой позиции.

 

В докладе напоминается, что "крупная девальвация также немедленно создаст давление на балансы нехеджированных валютных заемщиков из частного сектора", тогда как "постепенная адаптация курса к новым условиям предоставит банкам больше времени на устранение балансовых факторов уязвимости при устранении отклонений курса от равновесного уровня с течением времени". Таким образом, МВФ, как и Нацбанк, тогда делал ставку на постепенное расширение коридора обменного курса с тем, чтобы полностью его отменить, когда позволят условия. А отсюда легко сделать вывод о том, что решение властей Казахстана отправить тенге в свободное плавание с переходом к инфляционному таргетированию было, мягко выражаясь, волюнтаристским, ибо этого не позволяют еще макроэкономические условия и явная неподготовленность соответствующих механизмов. Напомним, что Денежно-кредитная политика РК до 2020 года, одобренная правлением Нацбанка в апреле текущего года, не предусматривала столь форсированного перехода к режиму инфляционного таргетирования. В этом программном документе предполагалось, что в течение ближайшего пятилетия будет реализован комплекс мер для перехода к этому режиму.

 

Во сколько в целом обойдется нашей экономике спешка с внедрением инфляционного таргетирования в случае скачкообразной девальвации тенге, в докладе не указывается. Но применительно к банковскому сектору такие оценки в нем содержатся. Так, снижение курса казахстанской валюты на 25% дает следующий плачевный результат соответствующего стресс-теста - у 17 банков капитал опускается ниже минимального уровня достаточности, установленного регулятором, а потребность в их рекапитализации оценивается в текущем году 3,2% от ВВП, или 1,3 трлн. тенге. Таким образом, теперь вполне реально может повториться история шестилетней давности, когда государству пришлось вливать из Национального фонда миллиарды долларов для спасения крупнейших банков страны. Как известно, в конечном итоге той разорительной для страны спасательной операции "БТА Банк", "Альянс Банк" и "Темiрбанк" сошли с рынка.

 

 

Источник: Camonitor.com