Авторетейлеры, столкнувшись с беспрецедентным падением продаж, учатся выживать в условиях "новой нормальности", сообщает Forbes.kz

В конце 2014 игроки авторынка сходились во мнении, что следующие 12 месяцев станут для отрасли периодом серьезных испытаний. Как показала жизнь, негативные ожидания сбылись, и прогнозы на этот год также не внушают оптимизма.

 

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за минувший год официальные дилеры реализовали 97 446 новых автомобилей, что на 40,4% меньше, чем годом ранее. «Факторы рыночного спада, стартовавшего во втором полугодии 2014, в ушедшем году преодолены не были. В 2015 они проявили себя с полным размахом. После февральской девальвации тенге в 2014 гораздо более ощутимым испытанием на прочность для отечественного рынка стала девальвация рубля, достигшая пика в третьем квартале того же года. Вкупе с отменой НДС на автомобили, ввозимые с территории стран – членов ЕАЭС, удешевление рубля повлекло массовый отток клиентов на рынок России. Вторая волна отраслевого спада захлестнула не только официальных участников рынка, но и «серый» сегмент. Августовская девальвация тенге и последующее ослабление национальной валюты ускорили падение платежеспособного спроса. Из 34 брендов, представленных в легковом сегменте, 27 показали снижение продаж», – прокомментировали ситуацию в пресс-службе холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

 

В целом, по данным АКАБ, в первом полугодии по «серым» схемам в РК было ввезено 150 тыс. автомобилей из России.

Лидеры и аутсайдеры

По итогам 2015 LADA сохранила лидерство по объемам продаж с результатом 24 543 единицы. В пятерку самых покупаемых казахстанцами авто вошли LADA Granta, Priora, Largus; LADA Kalina и LADA 4x4 вошли в первую десятку рейтинга. По информации пресс-службы холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», главной интригой конца прошлого и начала нынешнего года стал выход на рынок седана LADA Vesta и кроссовера LADA XRay. На втором месте оказался Hyundai с 11 170 реализованными автомобилями. Бренд KIA занял по итогам года третью строчку с результатом 9385 авто. Одним из немногих продемонстрировавших рост продаж за год оказался Renault – казахстанцы приобрели 8296 авто данной марки, в итоге она оказалась на достаточно высокой четвертой позиции. Продажи до недавнего времени не слишком популярного среди казахстанцев Volkswagen за минувший год увеличились на 10,42%, с 4096 до 4523, в результате «народный автомобиль» занял восьмую строчку рейтинга самых продаваемых в РК авто. Toyota, находящаяся на пятом месте, за год потеряла 41,93%: если в 2014 было реализовано 12 455 авто самого популярного среди казахстанских водителей японского бренда, то в прошлом году – 7232 единицы.

 

Президент АКАБ Андрей Лаврентьев считает, что основной тенденцией минувшего года стало максимальное смещение спроса в пользу автомобилей стоимостью до 4,5 млн тенге и постепенное накапливание отложенного спроса. Кризис в экономике сильнее всего бьет по массовому сегменту. Вот и в прошлом году, отмечает директор «Автоцентр-Бавария» Денис Расторгуев, премиум-сегмент авторынка сократился, но не так значительно, как массовый, примерно на 21%.

 

«В минувшем году на рынок вышел Infinity, в результате чего расстановка сил в премиальном сегменте изменилась. По итогам 2014 порядка 80% продаж премиальных авто приходилось на долю Lexus, Mercedes-Benz и Land Rover. По итогам 2015 доля перечисленных брендов составила 50%», – сообщил Денис Расторгуев.

Отечественное производство: испытание кризисом

Производство автомобилей на казахстанских площадках по итогам года, по данным АКАБ, снизилось до 12 510 единиц. Автопроизводители продолжают работу над увеличением локализации. Как отмечают в пресс-службе «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», за минувший год в Усть-Каменогорске выпущено 6882 автомобиля, или 55% суммарных объемов выпуска продукции легкового казахстанского автопрома. Сбыт «АЗИЯ АВТО» составил 9973 авто, или 61% автомобилей казахстанской сборки, реализованных на внутреннем рынке.

 

По данным ассоциации, среди легковых автомобилей казахстанского производства лидером продаж в прошлом году стал Hyundai Elantra с результатом 2203 единицы, на втором месте по популярности оказалась Skoda Rapid (за год продан 1351 автомобиль), на третьей позиции – KIA Cerato New с результатом продаж 883 авто. Среди внедорожников и кроссоверов казахстанского производства лидером по покупательскому спросу остается LADA 4х4 (за прошлый год было продано 2180 единиц). На второй позиции с большим отрывом оказался KIA Sportage (1101 авто), далее следуют Hyundai Tucson (696 единиц), KIA Sorento (616 единиц).

 

«На заводе «Азия Авто» начат выпуск модификации LADA 4x4 Urban, это привлечет дополнительный интерес к наиболее продаваемому в республике внедорожнику. Можно также отметить успешное проведение дорожных испытаний первого электромобиля казахстанской сборки KIA Soul EV. Пилотная партия сошла с конвейера завода «Азия Авто» в декабре 2014. Что касается планов по освоению выпуска новых моделей на традиционном топливе, в текущем году «Азия Авто» предложит потребителю семь новых моделей трех марок», – констатировали в пресс-службе холдинга.

 

Крупнейший автопроизводитель РК продолжает реализацию проекта по строительству завода полного цикла. «Сегодня мы переходим к этапу приобретения технологического оборудования. Если на сегодня акционерами вложено в проект 33 млрд тенге, то реализация этого этапа потребует одномоментных инвестиций другого порядка. Общий объем капиталовложений в мощности сварки, окраски и сборки составит $840 млн. Инвестиции в создание технопарка по производству автокомпонентов мы оцениваем на уровне $630 млн. Доступ к длинным кредитным ресурсам в тенге ускорил бы реализацию проекта, но мы рассчитываем, что крупнейшее в истории страны автопроизводство начнет работу в 2018», – комментируют представители холдинга.

 

Главными целевыми рынками автопромышленного кластера станут российские регионы к востоку от Урала и страны Центральной Азии. «Экспортную инфраструктуру проекта мы готовим уже сегодня. В 2015 наши автоцентры открылись в 11 городах России, российские филиалы готовы продавать и обслуживать автомобили казахстанского производства, как только новые мощности на востоке республики начнут работу. Если рыночная ситуация позволит, то в течение года мы планируем расширить карту нашего присутствия за счет автоцентров в шести городах России. В октябре 2015 руководители АвтоВАЗа и нашей группы договорились о совместном развитии товаропроводящей инфраструктуры на рынках Центральной Азии и Монголии. В феврале первая партия автомобилей была отправлена на рынок Туркменистана», – отмечают в руководстве «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

 

Что касается производства коммерческой техники, то, например, по словам исполнительного директора КМК «Астана Моторс» Антона Афонина, в прошлом году компания реализовала 253 единицы продукции, а в нынешнем автосборочное предприятие намерено выпустить 692 единицы техники, из которых предположительно 512 придется на долю коммерческой техники Hyundai, а 180 единиц – на долю тяжелых грузовиков FAW. «Астана Моторс» также планирует продолжать экспорт коммерческой техники. В декабре прошлого года компания отправила на экспорт первую партию из 44 грузовых автомобилей Hyundai HD78 казахстанского производства. В первом квартале 2016 в рамках действующего соглашения с официальным дистрибьютором коммерческой техники Hyundai в России (восточной части Урала и Сибири) Hyndai Truck Siberia запланированы поставки на российский рынок 192 автомобилей Hyundai.

Терапия для рынка

Максимальный показатель продаж – свыше 9300 авто – пришелся на май. Эксперты связывают данный факт с запуском программы льготного автокредитования.

 

По мнению участников рынка, запуск программы льготного кредитования оказался благом и для автомобильного ретейла, и для казахстанских автопроизводителей. На протяжении первых пяти месяцев, когда наблюдался заметный спад официальных продаж, сжался и рынок автокредитования. В этом смысле гос­программа пришлась очень кстати: она смогла поддержать спрос на авто и замедлила падение рынка автокредитования. На сегодняшний день в РК порядка 60% автомобилей доступного сегмента, по цене до 5,11 млн тенге, продается в кредит – не так уж мало, учитывая восьмимесячный диспаритет курса тенге, массовый ввоз автомобилей из России и перенасыщение рынка подержанных авто.

 

«Еще один плюс программы в том, что деньги согласно условиям получали конечные потребители, а не автопроизводители. Производители, получив эти средства от клиентов, рассчитывались с поставщиками, размещали новые заказы на производство, то есть стимулировали смежные отрасли», – считает Антон Афонин.

 

В сети «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» доля продаж в кредит сократилась с 69% в 2014 до 63% в 2015, но если бы не госпрограмма, то падение было бы более существенным. «Лимит, установленный для клиентов «АЗИЯ АВТО» (6,8 млрд тенге), был исчерпан в первые три недели после старта программы. В филиалы нашего холдинга обратилось 18 тыс. казахстанцев, заинтересованных в участии в госпрограмме. Но лишь 2,2 тыс. покупателей успели получить льготный заем. В целом 22% объемов годового сбыта АО «АЗИЯ АВТО» были реализованы с привлечением целевых займов госпрограммы. С учетом выделения второго транша число ее участников заметно возрастет», – считают в руководстве холдинга.

 

Впрочем, если говорить про рынок автокредитования, то представители автосалонов отметили, что на волне девальвации продажи в кредит несколько увеличились. После известных событий люди, прежде задумывавшиеся о том, стоит ли тратить деньги на авто, однозначно решили вопрос в пользу покупки, дабы уберечь деньги от дальнейшего обесценивания, и те, у кого не хватало суммы, оформляли покупку в кредит. Сразу после августовской девальвации люди поняли, что именно сейчас они могут совершить выгодную покупку, приобрести машину с более полной «начинкой», к тому же дилеры запустили выгодные акции.

 

Судя по комментариям участников рынка, доля автомобилей, приобретенных в кредит и в рассрочку, к концу года составляла 45–60%. В руководстве АКАБ говорят, что запуск программы льготного кредитования активизировал и рынок финансовых структур автомобильных компаний, представляющих импортируемые авто. В борьбе за внимание потребителя такие структуры, пусть и не участвующие в госпрограмме, тоже предложили покупателям различные варианты кредитных продуктов, рассрочку, собственные программы.

 

В частности, Toyota Financial Services, предлагающая авто одноименного бренда, наряду со стандартным финансированием представляет собственный продукт Toyota Access/Lexus connect, позволяющий клиенту платить более низкие ежемесячные взносы за счет более высокого окончательного платежа. Собственную специальную программу предлагает своим клиентам «Астана Моторс Финанс», «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» за счет собственных ресурсов холдинга предложил выгодные условия автокредитования, в том числе возможность приобрести автомобиль в рассрочку под 0% на срок до пяти лет.

 

Автокредитование, по данным аналитического центра Первого кредитного бюро (ПКБ), в конце прошлого года занимало четвертое место по популярности в линейке классических продуктов. По мнению директора по развитию бизнеса ПКБ Асем Нургалиевой, рынок, вероятнее всего, будет расти, поскольку и в нынешнем году выделены средства на программу льготного кредитования. «Возможно, на волне роста рынка в сегменте автокредитования откроются новые микрофинансовые организации. Автосалонам нужны хорошие условия, хороший сервис, и в этом плане им проще работать с МФО. С другой стороны, микрофинансовые организации вряд ли предложат более выгодные условия, чем банки, да и ресурсы у них ограничены», – отмечает эксперт.

Цена имеет значение

По мнению участников рынка, пока спад преодолеть не удастся и потенциальные покупатели будут искать вариант покупки авто с максимальной скидкой. Эта тенденция сохранится во всех сегментах, от эконом до премиального. Недорогие авто в последние годы предложили практически все официальные игроки; та же «Астана Моторс», например, в конце прошлого года запустила продажи японского бренда Datsun, известного сочетанием практичности и доступной цены. «Скорее всего, можно ожидать снижения цен в долларовом эквиваленте. В результате переговоров с производителями нам удалось добиться снижения цен на BMW и MINI, цены на некоторые модели снизились почти на 30%. За счет нового ценового позиционирования мы хотим углубиться в более дешевый сегмент, в частности речь идет о BMW первой и третьей серий», – отмечают представители «Автоцентр-Бавария».

 

«Автомобильные компании предложат максимально выгодные условия приобретения, рынок будет развиваться качественно, предлагая спектр дополнительных услуг и максимальных скидок», – считает Андрей Лаврентьев.

 

 

Источник: Forbes Kazakhstan