Инфляция в Казахстане не поспевает за темпами удорожания жизни, сообщает Forbes Kazakhstan. Большая часть производства в Казахстане зависит от импорта. Также очень много продукции мы завозим из других стран. Естественно, девальвация дает краткосрочный эффект для производителей внутри Казахстана, но только за счет удешевления труда.
Однако в среднесрочной перспективе стоимость труда вырастет, и мы снова придем к неконкурентоспособности нашей промышленности. И наша валюта, к сожалению, будет обесцениваться снова и снова.
Чтобы этого не происходило, нужно качественное изменение структуры промышленности, ведь дешевый тенге стимулирует увеличение ручного труда и снижает роль интенсификации и повышения производительности за счет новых технологий. Здесь имеется два главных фактора.
Во-первых, при дешевом тенге значительно вырастает стоимость оборудования и новых технологий. У бизнеса нет денег и фондирования, потому приходится искать замену в виде увеличения трудовых ресурсов. Очень простой пример: для механизации процесса упаковки товаров нужны деньги на покупку соответствующего оборудования. У производителя денег нет, а фасовать товар нужно. Поэтому он нанимает дополнительную рабсилу и увеличивает экстенсивность производства.
Во-вторых, ручной труд становится конкурентным по сравнению с механизированным. Приобретение нового иностранного оборудования становится нерентабельным, так как его стоимость и срок службы уже дороже, чем использование ручного труда при текущем уровне зарплаты. Однако, как только вырастут расходы на оплату труда (а они должны расти, так как инфляция и рост уровня жизни требуют этого), эта конкурентоспособность будет улетучиваться. А когда придет понимание того, что нужно новое оборудование, национальная валюта снова подешевеет, и всё встает на круги своя.
Чтобы решить эту проблему, нужно подходить более разумно к денежно-кредитной политике и думать не только о текущей поддержке производителей, но и о будущей конкурентоспособности.
Рассмотрим изменение цен на услуги и товары предприятий-производителей промышленной продукции, а также инфляцию в Казахстане.
Изменение цен предприятий-производителей промышленной продукции, % (по данным Комитета по статистике МНЭ РК)
Август 2016 |
к июлю 2016 |
к августу 2015 |
к декабрю 2015 |
Промышленная продукция, включая услуги промышленного характера |
-0,7 |
26,3 |
13,2 |
Произведенная продукция |
-0,8 |
29,0 |
14,4 |
Средства производства |
1,4 |
29,5 |
1,6 |
Продукция промежуточного потребления |
-1,2 |
31,9 |
15,8 |
Потребительские товары |
1,1 |
14,9 |
9,4 |
Услуги промышленного характера |
0,0 |
4,6 |
2,6 |
Инфляция в Казахстане, % (по данным Комитета по статистике МНЭ РК)
Август 2016 |
к июлю 2016 |
к декабрю 2015 |
к августу 2015 |
Товары и услуги |
0,2 |
5,4 |
17,6 |
Продовольственные товары |
-0,4 |
5,2 |
15,7 |
Непродовольственные товары |
0,9 |
6,1 |
28,3 |
Платные услуги для населения |
0,2 |
4,9 |
9,8 |
Годовая инфляция за 2015 составила 17,6%, тогда как стоимость промышленной продукции в Казахстане выросла на 26,3% за этот же год. С начала года промышленная продукция выросла на 13,2%, а инфляция составила всего 5,4%.
Возможно ли такое, что стоимость произведенной продукции растет, а инфляция – нет? Возможно только в краткосрочном периоде, когда имеются остатки товаров и резкое снижение покупательской способности. Другими словами, производители работают на склад, сокращается маржа розничных сетей и многие начинают работать в минус.
Удивительна и другая ситуация: торговля за период с января по июль 2016 по сравнению с аналогичным периодом снизилась на 4,7%, что говорит о сокращении покупательского спроса. И это скажется на производителях.
Производство всегда имеет временной лаг по сравнению с продажами, и здесь имеется два момента.
Во-первых, рост стоимости произведенной продукции всегда будет индикатором будущей инфляции в стране. То, что за 8 месяцев цены выросли уже на 13,2% при инфляции в 5,4%, говорит о том, что искусственное сдерживание инфляции Национальным банком приведет только к отложенной инфляции в следующем году и ничего общего с ростом экономическим и благосостоянием населения не имеет.
Во-вторых, падение розничных продаж – это индикатор будущего падения производства в стране, так как последующие заказы будут снижаться с ростом благосостояния страны.
В данной ситуации возникает банальный вопрос: что делать? Как минимум, нужно определиться, какова общеэкономическая цель у правительства и Национального банка.
Если эта цель - экономический рост и рост благосостояния населения, то это одно направление, и здесь нужны совершенно отличные от текущих методов механизмы достижения данных целей.
Если целевая задача – это выполнение бюджетных поступлений в стране и искусственное сдерживание инфляции за счет сжимания денежной массы, то это не имеет ничего общего с целью экономического роста и благосостояния населения.