Инфляция в Казахстане не поспевает за темпами удорожания жизни, сообщает Forbes Kazakhstan. Большая часть производства в Казахстане зависит от импорта. Также очень много продукции мы завозим из других стран. Естественно, девальвация дает краткосрочный эффект для производителей внутри Казахстана, но только за счет удешевления труда.

 

Однако в среднесрочной перспективе стоимость труда вырастет, и мы снова придем к неконкурентоспособности нашей промышленности. И наша валюта, к сожалению, будет обесцениваться снова и снова.

 

Чтобы этого не происходило, нужно качественное изменение структуры промышленности, ведь дешевый тенге стимулирует увеличение ручного труда и снижает роль интенсификации и повышения производительности за счет новых технологий. Здесь имеется два главных фактора.

 

Во-первых, при дешевом тенге значительно вырастает стоимость оборудования и новых технологий. У бизнеса нет денег и фондирования, потому приходится искать замену в виде увеличения трудовых ресурсов. Очень простой пример: для механизации процесса упаковки товаров нужны деньги на покупку соответствующего оборудования. У производителя денег нет, а фасовать товар нужно. Поэтому он нанимает дополнительную рабсилу и увеличивает экстенсивность производства.

 

Во-вторых, ручной труд становится конкурентным по сравнению с механизированным. Приобретение нового иностранного оборудования становится нерентабельным, так как его стоимость и срок службы уже дороже, чем использование ручного труда при текущем уровне зарплаты. Однако, как только вырастут расходы на оплату труда (а они должны расти, так как инфляция и рост уровня жизни требуют этого), эта конкурентоспособность будет улетучиваться. А когда придет понимание того, что нужно новое оборудование, национальная валюта снова подешевеет, и всё встает на круги своя.

 

Чтобы решить эту проблему, нужно подходить более разумно к денежно-кредитной политике и думать не только о текущей поддержке производителей, но и о будущей конкурентоспособности.

 

Рассмотрим изменение цен на услуги и товары предприятий-производителей промышленной продукции, а также инфляцию в Казахстане.

 

Изменение цен предприятий-производителей промышленной продукции, % (по данным Комитета по статистике МНЭ РК)

Август 2016

к июлю 2016

к августу 2015

к декабрю 2015

Промышленная продукция, включая услуги промышленного характера

-0,7

26,3

13,2

Произведенная продукция

-0,8

29,0

14,4

Средства производства

1,4

29,5

1,6

Продукция промежуточного потребления

-1,2

31,9

15,8

Потребительские товары

1,1

14,9

9,4

Услуги промышленного характера

0,0

4,6

2,6

 

Инфляция в Казахстане, % (по данным Комитета по статистике МНЭ РК)

Август 2016

к июлю 2016

к декабрю 2015

к августу 2015

Товары и услуги

0,2

5,4

17,6

Продовольственные товары

-0,4

5,2

15,7

Непродовольственные товары

0,9

6,1

28,3

Платные услуги для населения

0,2

4,9

9,8

 

Годовая инфляция за 2015 составила 17,6%, тогда как стоимость промышленной продукции в Казахстане выросла на 26,3% за этот же год. С начала года промышленная продукция выросла на 13,2%, а инфляция составила всего 5,4%.

 

Возможно ли такое, что стоимость произведенной продукции растет, а инфляция – нет? Возможно только в краткосрочном периоде, когда имеются остатки товаров и резкое снижение покупательской способности. Другими словами, производители работают на склад, сокращается маржа розничных сетей и многие начинают работать в минус.

 

Удивительна и другая ситуация: торговля за период с января по июль 2016 по сравнению с аналогичным периодом снизилась на 4,7%, что говорит о сокращении покупательского спроса. И это скажется на производителях.
Производство всегда имеет временной лаг по сравнению с продажами, и здесь имеется два момента.

 

Во-первых, рост стоимости произведенной продукции всегда будет индикатором будущей инфляции в стране. То, что за 8 месяцев цены выросли уже на 13,2% при инфляции в 5,4%, говорит о том, что искусственное сдерживание инфляции Национальным банком приведет только к отложенной инфляции в следующем году и ничего общего с ростом экономическим и благосостоянием населения не имеет.
 

Во-вторых, падение розничных продаж – это индикатор будущего падения производства в стране, так как последующие заказы будут снижаться с ростом благосостояния страны.

 

В данной ситуации возникает банальный вопрос: что делать? Как минимум, нужно определиться, какова общеэкономическая цель у правительства и Национального банка.

 

Если эта цель - экономический рост и рост благосостояния населения, то это одно направление, и здесь нужны совершенно отличные от текущих методов механизмы достижения данных целей.

 

Если целевая задача – это выполнение бюджетных поступлений в стране и искусственное сдерживание инфляции за счет сжимания денежной массы, то это не имеет ничего общего с целью экономического роста и благосостояния населения.