Российские эксперты об актуальных трендах в сфере внешней политики РК. Год предстоит чрезвычайно сложный. Не сомневаюсь, что в Ак Орде это прекрасно понимают. Кроме очевидных проблем по линии противостояния «Россия-Запад», «США-Китай», которые неизбежно затронут весь регион Центральной Азии, есть и опасность нового обострения ситуации в Афганистане, где, судя по последним заявлениям некоторых политиков и экспертов, нынешний режим испытывает колоссальные трудности.

 

Т.е. ожидания, вероятнее всего, алармистские. К ним для Казахстана добавился элемент непредсказуемости, связанный с успехом Трампа на прошедших выборах в США. Может быть, в Астане и разделяют энтузиазм некоторых российских депутатов в отношении перспектив сотрудничества с новым главной Белого дома, но нельзя не учитывать такой фактор как отсутствие серьезного внешнеполитического опыта у Трампа, да и знания по региональным проблемам у нового американского лидера, полагаю, очень приблизительные.

 

Внешне получается – Трамп лучше, чем Хиллари Клинтон, но чем это «лучше» в итоге обернется никто в Москве и Астане толком не знает. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев акцентирует внимание на «позитиве», и это, вполне вероятно, «послание 45-му президенту США. «Результаты прошедших выборов в США дают определенную надежду на лучший исход. Я имею в виду повышение шансов на возобновление диалога между ведущими державами и попытку достичь компромисса по основным противоречиям между ними», - заявил вчера Н.Назарбаев на II заседании Астанинского клуба

 

В этих условиях – лучшая стратегия на 2017 год для Казахстана может заключаться в том, чтобы не менять ничего. Оставляя неизменными как систему распределения внешнеполитических приоритетов (традиционная многовекторность с уклоном к России), так и  комплекс базовых задач на перспективу (привлечение международных инвестиций, позиционирование Астаны как арбитра в спорах и конфликтах, осторожное продвижение в рамках экономической составляющей интеграционных проектов).

 

Если бы на выборах в США победила команда Клинтон, то вполне вероятно, что эта осторожность могла бы и не дать положительного результата, просто потому, что для Хиллари вопрос «ограничения возможностей России» являлась одной из главных тем внешнеполитической повестки. У Трампа выраженного интереса к проблемам российских союзников на постсоветском пространстве не просматривается.

 

Собственно говоря, этой вполне возможной передышкой Нурсултан Назарбаев уже готов воспользоваться, развивая внешнеполитическую и внешнеэкономическую активность сразу по нескольким перспективным направлениям. Вполне вероятно, что этот тренд и  станет одним из базовых на 2017 год: Южная Корея, Япония, Индия – далеко не полный список новых, но очень важных контрагентов Астаны.

 

Примечательным было заявление президента Казахстана брифинг для казахстанских СМИ по итогам государственного визита в Республику Корея: «К концу 2016 года мои внешнеэкономические визиты завершаются на хорошей ноте - мы обрели новых друзей, «сверили часы» с нашими партнёрами. Это полезно для дальнейшего развития казахстанской экономики, а значит, и всего населения».

 

«Пользой» для казахстанской экономики должны стать корейские и японские инвестиции, новые технологии, совместные проекты, работающие на диверсификацию экономику. Этот здоровый прагматизм в подходе к внешнеполитическим приоритетам хорошо сочетается в контактах со странами, лишенными больших геополитических амбиций.

 

Как справедливо отмечают журналисты Forbes.kz, «сырьевой кризис перекраивает внешнюю политику, делая ее более прагматичной». Развитие «контактной зоны» с Индией, Японией и Южной Кореей в 2017 году может стать ставкой на новых стратегических партнеров без особого ущерба для традиционных приоритетов в отношении с Москвой, поскольку Россия точно так же стремится к диверсификации своих контактов по этому треку.

 

Вопрос о влиянии выборов США на внешнеполитическую линию Ак Орды конечно представляет определенный интерес для политиологических прогнозов, но не является единственной темой для экспертных дискуссий. Вопросы российско-казахстанских отношений, развития ЕАЭС, отношения казахстанцев к интеграционному проекту не менее важны для понимания международных перспектив Казахстана в 2017 году. На этом треке определенности больше, чем в отношениях с Вашингтоном, но многие темы все еще остаются открытыми.

Можно предположить, что в следующем году вопросы двухсторонних отношений между Москвой и Астаной будут приобретать все более самостоятельный характер в сравнении с сюжетами вокруг ЕАЭС - безопасность, космос, приграничное сотрудничество.

 

И, на мой взгляд, это правильно.

 

Евразийская интеграция не может «подменять» весь комплекс российско-казахстанских отношений, да и существуют целые блоки, которые нужно решать только через двухсторонний диалог, не «привязывая» договоренности к позиции Бишкека, Минска или Еревана. Даже в рамках экономических проблем или, точнее, именно с точки зрения решения экономических проблем.

 

«Развязать» в информационном поле темы ЕАЭС и «двухсторонку» - также вполне логичный и разумный шаг. Тем более, что через прямые контакты Кремля и Ак Орды можно работать намного быстрее и эффективнее.

 

Это не означает, что тема ЕАЭС будет полностью выведена в многосторонний формат. Но ведь нужно учитывать и то обстоятельство, что больших позитивных результатов на 2016 год добиться не удалось, общественная поддержка проекта сохраняется, но ее уровень либо остается неизменным, либо даже несколько «просел». А сейчас настало время «взбодрить» население яркими, позитивными результатами. Через бюрократические споры вокруг налоговых и таможенных вопросов в рамках ЕАЭС такого эффекта добиться очень сложно.

 

Поэтому велика вероятность, что в предвыборный для России год акценты будут переносится на реальные двухсторонние проекты между РК и РФ, что не означает отказа от продвижения евразийской интеграции, но свидетельствует о том, что власти в поисках «позитива» будут вынуждены в тактическом плане скорректировать (по крайней мере) информационную линию.

 

Глобальных же перемен по линии отношений РК и РФ ожидать явно не стоит. Казахстан продолжить развивать многовекторный курс, сохраняя российское направление как приоритетное. Но проблемы привлечения внешних инвестиций, как справедливо отметил Сергей Рекеда, мотивируют Астану на поиск дополнительных точек опоры.

 

При очевидной неясности отношений с ЕС и США, вероятнее всего, дальнейшее развитие экономического диалога с Китаем и попытки расширить контактные зоны с Индией, Японией, Южной Кореей.

 

Впрочем, если не случится каких-либо форс-мажорных событий, то год 2017 станет для Казахстана промежуточным. В ожидании важнейших для всего постсоветского пространства российских выборов 2018 года. Очевидно, что казахстанское руководство рассчитывает, что в стратегии на новый президентский цикл Кремль четко и ясно обозначит перспективы отношений с главным союзником по СНГ. Вполне вероятно, что так и произойдет. Но и коррективы, которые может внести в эти планы дальнейшее обострение международных отношений не следует сбрасывать со счетов.

 

 

Источник: ia-centr.ru