Глобальный объем денежной массы вырос в III квартале до рекордных $66 триллионов, это произошло благодаря сверхмягкой денежной политике, которую проводят все значимые центральные банки планеты. Бизнес не верит, что праздник будет продолжаться вечно: компании продают свои акции и запасаются кэшем
Похоже, количественное смягчение, которое проводит Федеральная резервная система США, скоро закончится. По крайней мере именно на это ставят крупнейшие нефинансовые корпорации США, Великобритании, Японии и еврозоны.
Редактор ежемесячного обзора "Потоки и ликвидность" JPMorgan Chase Николаос Панигирцоглу отмечает, что они впервые после крушения банка Lehman Brothers перешли от скупки своих акций к их распродаже: из нетто-покупателей превратились в нетто-продавцов.
Пузырь избыточной ликвидности
Мир переполнен деньгами, пришел к выводу Панигирцоглу после изучения статистики за девять месяцев 2013 года.
- За три квартала 2013 года предложение денег в мире увеличилась на $3 трлн (на 6%). Темпы роста денежная массы поражают, учитывая, что глобальный индекс цен вырос всего на 2%.
- К сентябрю глобальный объем денежной массы достиг $ 66 трлн.
- Треть прибавки этого года - около $1 трлн - появилась на рынке благодаря "большой четверке": США, Великобритании, Японии и государствам, объединенным в еврозону. Центральные банки этих стран включили свои печатные станки на полную мощность. Оставшиеся $ 2 трлн возникли из-за сильного роста банковского кредитования на развивающихся рынках.
- За 20 лет мир пережил три периода слишком большого предложения денег: с 1993 года по 1995 год, с 2001 года по 2006 год и с октября 2008 по сентябрь 2010 года.
- Однако благодаря новому этапу смягчения, он начался в мае 2012 года, объем денежной массы оказался больше, чем когда-либо в истории.
Традиционно лишние деньги поддерживают рост рынков, особенно быстро растут рискованные активы. Это объяснимо: когда у инвесторов слишком много денег они готовы спекулировать. Но в этот раз схема, кажется, дала сбой.
Конец безумного бала
Поначалу все шло по плану. После того, как ФРС направила капиталы на рынок, международные корпорации принялись скупать активы, в том числе собственные акции.
Панигирцоглу сравнивает эту ситуацию с безумным балом: все уже не чувствуют ног от усталости, но продолжают танцевать в бешеном ритме. При этом танцоры предпочитают не думать, что с ними будет, когда музыка остановится.
Однако, во втором квартале этого года все изменилось. Компании из нефинансового сектора стран G4 впервые после крушения Lehman Brothers перешли от скупки своих акций к их распродаже, превратившись из нетто-покупателей в нетто-продавцов.
Корпорации перестали верить в дальнейший рост акций, объясняет Панигирцоглу. Причин у смены настроения инвесторов может быть несколько. Возможно, они перестали верить, что обещанный ФРС рост экономики когда-нибудь наступит. Или же так они реагируют на скорое сворачивание политики количественного смягчения и запасаются наличными.