Фантазии сценаристов о конфликте роботов и людей могут воплотиться в реальность, считают эксперты The Economist. Правда, в отличие от стандартных киносюжетов, вместо восстания машин мир может столкнуться с восстанием людей, потерявших из-за роботов свои рабочие места и привычный жизненный уклад

Новая промышленная революция, в авангарде которой выступят роботы, выполняющие большую часть "человеческой" работы, уже началась. По оценкам экономистов Оксфордского университета Карла Бенедикта Фрея и Майкла Осборна, которые приводит журнал The Economist, 47% профессий с большой долей вероятности будет автоматизировано. Речь идет о бухгалтерском учете, юридической работе, написании технических текстов и других профессиях «белых воротничков». Даже таксисты во многих развитых странах исчезнут уже через каких-то 30 лет - их "убийцы" - прототипы беспилотных автомобилей от Google уже ездят по дорогам Калифорнии.

Массовая роботизация: зло или благо для человечества?

В XX веке в среде экономистов утвердилась мысль, что технологии приносят процветание, а внедрение инноваций приводит ко всеобщему росту благосостояния. Казалось бы, что эту точку зрения подтверждает исторический опыт:

-  В период с начала нашей эры и до 1570 года реальные доходы жителей Великобритании едва увеличились в два раза.

--  С 1570 до 1875 год они выросли в три раза. И затем снова утроились за короткий по историческим меркам промежуток с 1875 по 1975 год.

-  При этом индустриализация не привела к исчезновению рабочих. Напротив, она создала возможности для полного трудоустройства растущего населения.

-  Большинство экономистов уверены, что история повторится. Благодаря автоматизации рабочих мест вырастет производительность труда, а это в свою очередь увеличит доходы граждан. Выросшие доходы будут генерировать спрос на новые товары и услуги, для производства которых понадобятся новые рабочие (операторы роботов).

Ученые, высказывающие отличную от этой точку зрения, воспринимаются в экономическом сообществе как новые луддиты (по аналогии с рабочими-луддитами 19 века, которые в попытке сохранить свои рабочие места разрушали новое оборудование).

Но журнал Economist решился собрать и проанализировать аргументы экономистов, утверждающих, что роботизация экономики приведет к социальной нестабильности и очередному глобальному переделу.


Уроки истории: как происходила промышленная революция

На самом деле, промышленный переворот 18-19 веков прошел не так гладко, как это описывают сторонники инноваций. А дорога к росту доходов населения была весьма ухабистой.

-  Во время индустриальной революции промышленные фирмы старались сочетать человеческий труд с внедрением дорогого капитального оборудования. Чтобы рабочие не отставали от нового "машинного" темпа производства, боссы внедряли плотные графики и строгую рабочую дисциплину.

-  Промышленная революция была не просто заменой человеческих рук энергией пара - это был социальный слом . Как показали исследования Лоуренса Каца из Гарвардского университета, во время индустриализации выросла потребность в высококвалифицированных рабочих, а занятость низкоквалифицированных упала.

-  Неприкаянные низкоквалифицированные рабочие, которые составляли большинство по крайней мере на первом этапе промышленного переворота, не получили никаких выгод от внедрения инноваций. В промежуток между 1750 и 1850 годами жизнь этой категории населения не улучшалась. В Британии заработная плата с учетом инфляции не росла, поскольку рост производительности был ограничен несколькими отраслями. И только в конце 19 века рост доходов в следствии роста производительности стал распространяться на всю экономику.

-  Адаптация к прогрессу была долгой и тяжелой. Политика и общество преобразились коренным образом. Властям пришлось принимать меры, для того, чтобы большая часть граждан могла найти себе работу - повышать доступность образования, сначала среднего, а потом и высшего.

-  Реальное процветание дошло до рабочих даже в богатых странах только после Второй мировой войны.


Промышленный переворот 2.0

Автоматизация производства, которую сейчас переживает мир, развивается по тому же сценарию, что и индустриальная революция XVIII века. Промышленные компании также комбинируют в производстве труд рабочих и роботов.

-  За последние три десятилетия доля человеческого труда в производстве во всем мире сократилась с 64% до 59%.

-  Безработица находится на опасном уровне в большинстве развитых стран. Например, в США в 2000 году работу имели 65% американцев трудоспособного возраста. Сегодня этот показатель упал до 59%.

-  В США реальная заработная плата с учетом инфляции практически не растет уже 40 лет.

-  В странах, где занятость устанавливала рекорды (Великобритания и Германия) в последнее десятилетие зарплата так же не росла.

-  Последние исследования показывают, что это происходит потому, что человеческий труд становится все менее выгодным по сравнению с трудом роботов.


Последствия роботизации

По мнению экономистов, сегодня ни одно правительство не готово к последствиям массовой автоматизации производства.

Чтобы помочь людям пережить новую революцию, правительства должны коренным образом реформировать систему образования. То есть сделать то, что помогло адаптироваться к новым реалиям людям XIX века.

-  Новая главная цель образования - развивать творческие навыки, которые отличают людей от компьютеров. Философия государственного образования должна измениться. Большая часть средств должна тратиться на дошкольное образование, поскольку познавательные способности и социальные навыки формируются в первые годы жизни. Взрослые же должны постоянно совершенствовать свое образование. Возможно, в систему образования должны быть включены дополнительные этапы.

-  Критически важно проводить эти реформы уже сейчас, торопят экономисты. Впрочем, маловероятно, что коренные изменения произойдут легко и быстро. История показывает, что для того, чтобы плодами технологий мог воспользоваться широкий круг людей, необходимы долгие переговоры между политическими институтами и изменение культурных норм. И весь этот процесс сопровождается социальными неурядицами. А если политикам не удастся договориться, то мир будущего будет не самым приятным местом для большинства людей.

-  Профессор Парижской школы экономики Томас Пикетти утверждает, что имущественное неравенство в мире может достичь ужасающих размеров. Например, в США 1% населения может захватить более половины национального дохода.

-  Даже в странах с ярко выраженным социальным уклоном заметно начало этого процесса. Так, в Швеции неравенство уже резко возросло. Антрополог из Лондонской школы экономики Дэвид Граебер пришел к выводу, что большая часть рынка труда Швеции состоит из изживших себя рабочих мест, которое нужно только для того, чтобы занять рабочих. Граебер уверен, что наличие этих рабочих мест - экономический выбор правящего класса, который хочет держать под контролем жизнью остальных людей.

Финмаркет