Мне бы хотелось несколько отрешиться от зловещей атмосферы, создаваемой все более откровенной авторитаризацией власти в Турции и кровопролитными войнами в нашем регионе.
Балансы сил в глобальной экономике стремительно меняются в пользу развивающихся государств, в первую очередь - Китая. Созданному после Второй мировой войны экономическому порядку и связанным с ним организациям все труднее поспевать за происходящими в мировой экономике изменениями. Или, скорее, все сложнее приходится господствующей силе данного миропорядка — Западу.
В этой связи следует вспомнить о важных решениях, которые были приняты две недели назад, 15 июля, на шестом саммите БРИКС в бразильской Форталезе. К сожалению, они потерялись в дыму Ближнего Востока и Украины, полыхающих в огне войны.
Группа стран БРИКС, которая получила свое название от заглавных букв названий на английском языке таких стран, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, была создана в 2006 году. Хочу напомнить, что, говоря о БРИКС, мы имеем в виду население в три миллиарда человек, суммарный ВВП в размере 16 триллионов долларов и четыре триллиона долларов в качестве общего объема валютных резервов.
Изначально организация поставила перед собой такую весьма невразумительную цель, как развитие экономического сотрудничества. Ее институциональная структура стала формироваться с первым саммитом, проведенным в 2009 году в России. Впоследствии группа БРИКС продолжила процесс институционализации и перевела свои цели в область взаимодействия на международной арене. Декларации саммита стали выходить за пределы экономики и выражать единые взгляды стран-членов по всевозможным мировым вопросам, начиная от проблем окружающей среды и климата и заканчивая международными конфликтами. Например, в Форталезской декларации было отведено место заявлению, осуждающему атаку Израиля на Газу и выступающему в поддержку идеи независимости палестинского государства в рамках резолюций ООН и арабской мирной инициативы.
В Форталезе были приняты два важных решения, бросающих вызов экономическому порядку, созданному Западом после Второй мировой войны. Лидеры БРИКС подписали соглашение о резервном фонде (Contingent Reserve Arrangement) — альтернативе Международного валютного фонда (МВФ). Первоначальный размер пула валютных резервов составит 100 миллиардов долларов. В случае если на национальные валюты стран-участниц будет совершена спекулятивная атака, они смогут использовать валюту из резерва. Доля Китая, обладающего крупнейшим международным резервом, составляет 41 миллиард, Бразилия, Индия и Россия вкладывает по 18 миллиардов, ЮАР — 5 миллиардов. Китай в обозримом будущем не нуждается в такой поддержке, но остальные государства в случае необходимости могут не стучать в двери МВФ, а воспользоваться сначала поддержкой БРИКС.
Наряду с резервным фондом, ставшим альтернативой МВФ, БРИКС учредил и инвестиционный банк — аналог Всемирного банка (ВБ). Стартовый капитал нового банка развития (New Development Bank) составит 50 миллиардов долларов. Через некоторое время эта сумма возрастет до 100 миллиардов. В отличие от резервного фонда, вложить деньги в этот банк и стать его партнером может любая развивающаяся страна. Банк нацелен на финансирование таких долгосрочных инвестиций развивающихся экономик, как всевозможные инфраструктурные проекты, возобновляемые источники энергии.
Эти два института в ближайшем будущем не смогут стать конкурентами МВФ и Всемирного банка. Но в дальнейшем, по мере повышения экономического веса и ресурсов БРИКС, им удастся стать альтернативой МВФ и ВБ, называемых «братьями-близнецами Вашингтона». Следует отметить, что БРИКС не отказался от идеи реформирования МВФ в той форме, которая отразит трансформацию балансов сил в мировой экономике. Форталезская декларация практически в ультимативной форме предупреждает Запад и, прежде всего, не расположенный к реформам американский Конгресс: «Мы по-прежнему разочарованы и серьезно обеспокоены невыполнением планов по реформированию МВФ, основанных на решениях, которые были приняты в 2010 году». Далее страны БРИКС выразили требование провести необходимые реформы к концу года и до января 2015 года достичь окончательной договоренности по новой формуле расчета квот. Кроме того, члены БРИКС не преминули заметить, что промедление с созданием более равноправной структуры этого фонда «негативно сказывается на его легитимности, репутации и эффективности».