Прогнозируемый экономический рост в Казахстане контрастирует с неблагоприятными перспективами экономического роста России и Беларуси. Такой вывод делают аналитики рейтингового агентства S&P в отчете, предшествующем традиционной осенней конференции по Казахстану.

Экономики России и Беларуси в этом году вырастут незначительно в сравнении с казахстанской. ВВП Казахстана при этом составит 4,5% благодаря положительной разнице между экспортом и импортом товаров, внутреннему спросу и инвестициям. Тем не менее все три страны покажут худшие результаты в сравнении с 2013 годом, сообщается в отчете агентства.

 

На это прямо влияют торговые связи в триумвирате. Экономики России и Казахстана продолжают зависеть от углеводородов, на долю которых приходится значительная часть их ВВП, налоговых доходов и экспорта. Ожидаемый аналитиками уровень цен на нефть в 2014 году составит $110 за баррель, а в 2015 году — $105. Это поможет избежать серьезных трудностей, обусловленных их высокой зависимостью от колебаний цен на нефть.

 

Риски казахстанского банковского сектора эксперты по-прежнему оценивают как высокие. Это связано со слабостью системы надзора. В Беларуси и Казахстане качество банковского регулирования отстает от международных стандартов и допускает политическое вмешательство, констатируют в S&P.

 

Зато есть куда расти страховому рынку Казахстана и России. Его низкий уровень проникновения в России(1,3% ВВП) и Казахстане (0,6% ВВП) свидетельствует о том, что страховые рынки этих стран имеют хороший потенциал роста. Есть, правда, свое «но»: ухудшение перспектив экономического роста в России и в меньшей степени в Казахстане позволяет предположить, что в ближайшие два года рост этих рынков замедлится под влиянием снижения продаж новых автомобилей, продолжающегося давления на тарифы в корпоративном страховании, а также ожидаемого сокращения объемов новых капиталовложений, транспортных перевозок, строительства и кредитования.

 

В Беларуси на долю 10 крупнейших игроков приходится порядка 90% страховой премии-брутто, в Казахстане — около 70%, в России — примерно 60%. В Казахстане компании, аффилированные с Национальным банком, контролируют примерно 40% страхового рынка, говорится в отчете рейтингового агентства.

 

Ниже приводим отчет Standard & Poor's целиком.

 

Oтраслевые и страновые риски страховых секторов стран СНГ
— в диапазоне от «умеренных» до «высоких»

 

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's оценивает отраслевые и страновые риски секторов страхования иного, чем страхование жизни, стран СНГ в диапазоне от «умеренных» для Российской Федерации и Республики Казахстан до «высоких» для Республики Беларусь(см. табл. 1).

 

Резюме

  • Мы оцениваем отраслевые и страновые риски страховых секторов России и Казахстана как «умеренные», отраслевые и страновые риски страхового сектора Беларуси как «высокие».
  • В целом неблагоприятные макроэкономические условия, высокий политический риск и значительные риски, обусловленные слабостью финансовой системы, оказывают негативное влияние на наши оценки странового риска этих стран СНГ.
  • Перспективы роста страхового рынка, адекватные барьеры для входа на рынок и низкий уровень риска, связанного со страховыми продуктами, позитивно влияют на нашу оценку отраслевого риска.

 

Наша оценка отраслевых и страновых рисков страхового сектора(Insurance Industry and Country Risks Asessment - IICRA) каждой из рассматриваемых стран определяется в первую очередь факторами странового риска: в случае России и Казахстана их вес в IICRA составляет 70%, в случае Беларуси - 90%. Уровни наших оценок страновых рисков объясняются главным образом неблагоприятными перспективами экономического роста, незрелостью политических институтов и слабостью финансовых систем этих стран.

 

Наши оценки отраслевых рисков определяются одних случаях позитивно, в других - нейтрально)  уровнем риска, связанного со страховыми продуктами, барьерами для входа на рынок и перспективами роста соответствующего страхового рынка. Мы также учитываем наше мнение об институциональной системе страны: для Беларуси и России это является негативным фактором, для Казахстана - нейтральным.

 

Таблица 1 — Оценки отраслевых и страновых рисков страхового сектора: Беларусь, Казахстан и Россия

 

При определении профиля бизнес-рисков того или иного страховщика мы учитываем оценки IICRA для тех секторов, в которых этот страховщик осуществляет свою деятельность, а также его конкурентную позицию в этих секторах. Профиль бизнес-рисков, являющийся одним из важнейших компонентов нашей методологии присвоения рейтингов, показывает уровень риска, характерного для деятельности данного страховщика и влияющего на стабильность дохода, который может быть получен от основной деятельности.

 

Влияние отраслевого и странового рисков на присваиваемые рейтинги зависит от степени риска. Мы оцениваем эти риски по следующей шкале: «очень низкий», «низкий», «средний», «умеренный», «высокий» и «очень высокий». Чем выше риск, тем больше он влияет на профиль бизнес-рисков.

 

Оценки отраслевых и страновых рисков отражают факторы риска, которые влияют на деятельность страховщиков и связаны либо с экономической, финансовой и правовой системами данной страны в целом, либо с конкретной страховой отраслью.

 

Определяя оценку странового риска, мы исходим из нашего мнения о характерных для данной страны экономическом и политическом рисках, о риске, связанном с финансовой системой, а также о платежной культуре и уровне соблюдения принципа верховенства закона.

 

Наша оценка отраслевого риска складывается из оценок по пяти факторам, отражающим особенности данной страховой отрасли: прибыльность(измеряемая рентабельностью капитала), риск, связанный со страховыми продуктами, барьеры для входа на рынок, перспективы роста рынка и институциональная система.

 

Экономический риск: прогнозируемый рост в Казахстане контрастирует с неблагоприятными перспективами экономического роста России и Беларуси

 

Мы ожидаем, что экономический рост России и Беларуси в 2014 г. будет очень незначительным по сравнению с показателями прошлых лет. Вместе с тем ВВП Казахстана, по нашим оценкам, вырастет в 2014 г. на 4,5% благодаря положительной  разнице между экспортом и импортом, внутреннему спросу и инвестициям(см. диаграмму 1).

 

В этом году мы прогнозируем очень низкий(0,5%) рост ВВП России — при условии, что не будет дальнейшего ухудшения внешних факторов. Темпы роста экономики уже замедлились в связи с геополитической напряженностью, обусловленной кризисом на Украине, начавшимся в марте 2014 г. К структурным факторам относятся высокий уровень восприятия коррупции, сравнительно слабое соблюдение принципа верховенства закона, чрезвычайно высокая роль государства в экономике, сложный деловой и инвестиционный климат. По имеющимся оценкам, в первом квартале 2014 г. показатели российской экономики ухудшились, однако недавняя статистика за второй квартал 2014  г.  свидетельствует о признаках восстановления. Тем не менее мы  полагаем, что новая волна санкций, введенных США и ЕС, так же как и ответные санкции со стороны России, будут тормозить восстановление экономики во второй половине года.

 

Рост экономики Беларуси в 2014 г., по нашим оценкам, замедлится в результате предполагаемого сокращения промышленного производства и экспорта. Кроме того, потенциал роста, по всей видимости, снижается из-за низкой конкурентоспособности экономики этой страны. Такой фактор, как торговые связи между Казахстаном и Беларусью, с одной стороны, и Россией, с другой, также объясняет, почему мы ожидаем замедления экономического роста рассматриваемых стран в сравнении с прошлыми периодами.

 

Экономики России и Казахстана продолжают зависеть от углеводородов, на долю которых приходится значительная часть их ВВП, налоговых доходов и экспорта. Ожидаемый нами уровень цен на нефть в 2014 г. составит 110 долл. за барр. и 105 долл. за барр. в 2015 г. Это позволяет надеяться, что у этих стран не будет серьезных трудностей, обусловленных их высокой зависимостью от колебаний цен на нефть(см. статью «Standard & Poor's пересматривает свои допущения в отношении цен на нефть и природный газ», опубликованную 3 июня 2014 г.).

 

Показатель ВВП на душу населения в трех рассматриваемых странах невысок в международном контексте, но выше, чем в сопоставимых государствах с развивающейся экономикой, например североафриканских странах. Что касается проникновения страхования, то оно остается низким, а в структуре страхования преобладают его обязательные виды, в частности обязательное страхование автогражданской ответственности(ОСАГО).

 

Диаграмма 1 — ВВП на душу населения и прирост реального ВВП

Политический риск: незрелость политических институтов и высокая концентрация власти

 

Незрелость политических институтов и высокая концентрация власти в руках одного лидера или группы лиц в России, Казахстане и Беларуси определяют нашу негативную оценку политического риска в этих странах. По нашему мнению, внутриполитическая ситуация в каждой из этих стран может отрицательно влиять на эффективность и предсказуемость политического курса, а также создавать некоторую неопределенность в отношении тенденций развития экономик в целом и страховой отрасли в частности. Наши оценки институционального управления и институциональной эффективности негативно влияют на уровни суверенных рейтингов этих стран(см. статью «Суверенные рейтинги, присвоенные Standard & Poor's: компоненты оценки», опубликованную 8 июля 2014 г.). В случае России необходимо также учитывать геополитический риск, который за последние месяцы резко возрос из-за эскалации напряженности в отношениях с западными странами.

 

Риск, связанный с финансовой системой: высокий уровень финансовых рисков и неразвитость рынков капитала

 

Определяя уровень странового риска в России, Казахстане и Беларуси, мы оцениваем риски, связанные с финансовыми системами этих стран, как негативный фактор. Такая оценка основывается на высоком, с нашей точки зрения, уровне отраслевого риска в финансовой системе и на небольшой емкости внутренних рынков капитала. Высокий, как мы считаем, отраслевой риск в банковских системах этих стран, связан, помимо прочего, со слабостью систем регулирования и надзора. Мы полагаем, что в Беларуси и Казахстане качество банковского регулирования пока отстает от международных стандартов и отмечаем возможность политического вмешательства - особенно в деятельность органов надзора. Кроме того, мы считаем, что для банковских систем Казахстана и Беларуси характерна повышенная готовность к принятию рисков.

 

Платежная культура и соблюдение принципа верховенства закона: неразвитая правовая инфраструктура

 

Определяя уровень странового риска в России, Казахстане и Беларуси, мы оцениваем уровень платежной культуры и степень соблюдения принципа верховенства закона в каждой из этих стран как негативный фактор. При этом мы учитываем низкий уровень развития правовой инфраструктуры и неэффективность судебной системы, из-за чего результаты судебного урегулирования страховых споров могут быть непредсказуемыми. В некоторых случаях судебная система выступает на стороне клиентов, а не страховых компаний. Кроме того, наша оценка учитывает индикатор «соблюдение принципа верховенства закона» Всемирного банка и индекс восприятия коррупции организации Transparency International, в каждом из которых рассматриваемые страны занимают довольно низкие места(см. диаграмму 2).

 

Институциональная система: негативный фактор для России и Беларуси

 

Качество институциональной системы негативно влияет на нашу оценку уровня отраслевых рисков в страховых секторах двух из рассматриваемых стран СНГ - России и Беларуси. Кроме того, система регулирования страховой отрасли и уровень ее прозрачности в России и Беларуси оцениваются нами как слабые.

 

Мы оцениваем институциональную систему, в рамках которой российские страховщики осуществляют свою деятельность, как негативный фактор. Регулированием страховой деятельности занимается Центральный банк Российской Федерации(Банк России). Банк России не проводит консолидированный анализ деятельности финансовых групп, а свои требования к минимально достаточному капиталу страховщиков продолжает устанавливать на основании директивы Solvency I. Кроме того, в настоящее время Банк России не утверждает назначения членов исполнительного руководства  страховых компаний, и последние не обязаны иметь в составе своих советов директоров независимых членов.

 

Институциональная система Беларуси также является фактором, негативно влияющим на нашу общую оценку отраслевых и страновых рисков в этой стране. В Беларуси регулированием страховой деятельности занимается Министерство финансов этой страны. Регулирование использует достаточно строгие стандарты, однако страховщики, по нашему мнению, не имеют хорошо разработанных, основанных на современных технологиях инструментов риск-менеджмента. Кроме того, тот факт, что Министерство финансов совмещает роли регулятора и акционера белорусских государственных страховых компаний, рассматривается нами как возможный источник конфликта интересов. На долю таких компаний с государственным участием приходится приблизительно 80% страховой премии-брутто, собираемой в этой стране.

 

В случае Казахстана институциональные основы деятельности страховых компаний рассматриваются нами как нейтральный фактор. Казахстан первым среди стран СНГ 2000 г.) ввел строгие нормативы достаточности маржи платежеспособности и требования к раскрытию финансовой информации страховых компаний. Национальный банк Республики Казахстан регулирует и контролирует деятельность страховщиков через свой  Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Он ежемесячно проводит мониторинг и проверку таких показателей, как минимальный размер акционерного капитала, маржа платежеспособности, уровень диверсификации активов и объем высоколиквидных активов в инвестиционном портфеле страховщика. Кроме того, регулятор осуществляет проактивную политику в отношении установления новых стандартов корпоративного управления. Во время финансового кризиса 2008 г. страховые компании оказались устойчивее к воздействию неблагоприятных внешних  факторов, чем банки.

 

Изменения в органах регулирования страховой деятельности России и Казахстана, происходившие в последние десять лет, создали некоторую неопределенность в отношении нормативной базы, регулирующей деятельность страховых групп, а также взаимодействия с регуляторами на ежедневной основе.  Вместе с тем в Беларуси роль регулятора страховой деятельности уже более десяти лет выполняет одно ведомство — Министерство финансов этой страны.

 

Рентабельность капитала: для России и Казахстана  - нейтральный фактор, для Беларуси - негативный

 

В случае Казахстана и России наша оценка рентабельности капитала(return on equity — ROE) не влияет на наше мнение об уровне отраслевого риска в страховых секторах этих стран, в то время как для Беларуси она является негативным фактором. Кроме того, учитывая планы регуляторов повысить требования к капитализации страховщиков (невысокие по международным стандартам), мы ожидаем, что в ближайшие два года динамика ROE в страховых секторах всех трех странах будет негативной. Мы оцениваем ROE на основе операционной рентабельности, уровня капитализации страховой компании, а также ее склонности принимать слишком высокие риски.

 

Показатель ROE в российском страховом секторе, составлявший в 2007—2012 гг. в среднем более 20%, в 2013 г. снизился примерно до 8% из-за недополучения прибыли в сегменте автострахования и сохраняющегося высокого уровня аквизиционных расходов. В то же время на него положительно влияют в целом хорошие коэффициенты убытков и  стабильная рентабельность инвестиций.

 

В страховом секторе Казахстана показатель ROE в 2013 г. составил 9%. В предыдущие годы он снижался из-за роста страховых выплат, комиссий агентам и отчислений в резервы убытков.

 

ROE в страховом секторе Беларуси в 2013 г. находился на умеренном уровне(11%), но из-за большой вероятности девальвации белорусского рубля и высокой инфляции существует угроза его снижения.

 

Диаграмма 3 — Рентабельность капитала в страховых секторах стран СНГ

 

 

Риск, связанный со страховыми продуктами: нейтральный фактор для всех трех стран

 

Наша оценка возможности того, что риски, связанные со страховыми продуктами, повысят волатильность показателей прибыльности, не влияет на наше мнение об уровне отраслевого риска в страховых секторах трех рассматриваемых стран СНГ: они оцениваются как нейтральный фактор. По нашему мнению, риск природных катастроф присутствует в Казахстане(он оценивается как «средний»), в то время как в России и Беларуси он невысок. В Казахстане, в районе Алматы, высока вероятность землетрясений. Правительство и регулирующие органы Казахстана осознают необходимость защиты от этого риска и уже заявили о своих планах по развитию соответствующей программы страхования. Российские компании, особенно страхующие риски автовладельцев, подвергаются угрозе  убытков из-за погодных явлений. Но в России риск, связанный со страховыми продуктами, по нашему мнению, невысок в силу значительных размеров этой страны и низкого уровня проникновения страхования. Лишь немногие крупные российские страховщики имеют перестраховочную защиту от катастрофических убытков, большинство же компаний оценивает подобный риск как незначительный. В случае Беларуси наша благоприятная оценка риска, связанного со страховыми продуктами, объясняется тем, что эта страна практически не подвержена риску природных катастроф.

 

Мы оцениваем уровень непредсказуемого урегулирования страховых споров в России и Беларуси как средний. В случае Казахстана такая непредсказуемость, с нашей точки зрения, низка ввиду того, что регулятор устанавливает сроки урегулирования споров по обязательным видам страхования. Несмотря на одинаковую - «среднюю» - оценку по России и Беларуси, мы считаем, что российские страховщики подвергаются этому риску в большей степени. В частности, в 2012—2014 гг. увеличилось количество судебных разбирательств страховых споров по ОСАГО. Мы находим некоторые решения российских судов довольно спорными и считаем, что они могут привести к увеличению средних страховых выплат по ОСАГО. Можно предположить, что тенденция к росту числа судебных разбирательств изменится на прямо противоположную во втором полугодии 2014 г. и в 2015 г. — после принятия российским правительством поправок в Закон об ОСАГО.

 

Барьеры для входа на рынок: позитивный фактор только для Беларуси

 

Применительно к страховому сектору Беларуси мы оцениваем отраслевые барьеры для входа на рынок для новых компаний как позитивный фактор, а в случае России и Казахстана — как нейтральный. В последние пять лет количество страховых компаний в Казахстане и Беларуси практически не менялось, в то время как в России, где регулятор отозвал лицензии уже более чем у 150 страховщиков(см. диаграмму 4), оно резко сокращается. В белорусском страховом секторе по-прежнему доминируют компании с государственным участием, и именно они имеют эксклюзивное право заниматься обязательными видами страхования и страховать риски организаций, связанных с государством. Несмотря на то, что Беларусь опережает Россию и Казахстан по количеству страховых компаний с иностранным участием, белорусские страховщики надеются на некоторую либерализацию рынка, которая открыла бы им возможности для роста. В Беларуси участие  иностранных инвесторов в уставных фондах страховых компаний не должно превышать 30%, в то время как в России и Казахстане аналогичный лимит составляет 50%.

 

Барьеры для операционной деятельности во всех трех странах — умеренные и в основном представляют собой ограничения, создаваемые посредством привлечения и удержания квалифицированного персонала, построения IT-систем и лимитирования доступа к каналам продаж страховых продуктов - особенно в таких крупных странах, как Россия и Казахстан. С нашей точки зрения, поддержанию операционных барьеров во всех трех странах способствует высокая степень концентрации рынка. В Беларуси на долю 10 крупнейших игроков приходится порядка 90% страховой премии-брутто, в Казахстане - около 70%, в России - примерно 60%. В Казахстане компании, аффилированные с национальными банками, контролируют примерно 40% страхового рынка.

 

Диаграмма 4 — Число страховых компаний в России, Казахстане и Беларуси

 

 

Перспективы роста рынка: медленный рост в России и Казахстане

 

Низкий уровень проникновения страхования в России(1,3% ВВП) и Казахстане (0,6% ВВП) свидетельствует о том, что страховые рынки этих стран имеют хороший потенциал роста. Однако ухудшение перспектив экономического роста в России и в меньшей степени в Казахстане позволяет предположить, что в ближайшие два года рост этих рынков замедлится под влиянием снижения продаж новых автомобилей, продолжающегося давления на тарифы в корпоративном страховании, а также ожидаемого сокращения объемов новых капиталовложений, транспортных перевозок, строительства и кредитования. В Беларуси уровень проникновения страхования также останется низким, к тому же мы ожидаем дальнейшего сокращения страховых премий в реальном исчислении из-за высокой в настоящее время инфляции в этой стране.

 

Страховщики стран СНГ, имеющие наши рейтинги

 

В рассматриваемых странах рейтинги Standard & Poor's имеют 15 страховых компаний. Прогнозы по рейтингам большинства из них - «стабильные». У четырех компаний прогнозы по рейтингам - «негативные» случае казахстанского АО «СК "Казкоммерц-Полис"», российских ООО «Страховое общество «Помощь» и ОАО «Росгосстрах» это объясняется ухудшением профилей бизнес-рисков или финансовых рисков, а в случае ООО «Страховая компания "ВТБ Страхование"» — «негативным» прогнозом по рейтингу материнской структуры, ОАО «Банк ВТБ»). Рейтинг российского ОСАО «Ингосстрах» 12 мая 2014 г. помещен в список CreditWatch с негативным прогнозом ввиду неопределенности в отношении операционных показателей, капитализации и ликвидности этой компании.

 

Как мы определяем рейтинг финансовой устойчивости страховой компании

 

Мы используем методологию, в которой подробно излагаются элементы анализа, необходимого для определения рейтинга финансовой устойчивости того или иного страховщика(см. статью «Методология присвоения рейтингов страховым компаниям», опубликованную 7 мая 2013 г.). Мы определяем рейтинг финансовой устойчивости страховой компании с учетом таких факторов, как:

 

  • профиль бизнеса-рисков компании, определяемый на основе оценки IICRA и нашего мнения о конкурентной позиции этой компании;
  • профиль финансовых рисков компании, определяемый на основе нашей оценки ее показателей капитализации и прибыльности, позиции по риску и финансовой гибкости;
  • наша оценка корпоративной системы риск-менеджмента, качества менеджмента и корпоративного управления, а также результаты нашего комплексного анализа;
  • результаты нашей оценки достаточности ликвидности в компании и степени подверженности суверенному риску;
  • наша оценка вероятности получения компанией экстренной внешней поддержки.

 

Таблица 2 — Рейтинги страховых компаний стран СНГ, присвоенные Службой кредитных рейтингов Standard & Poor's: компоненты

 

 

Критерии и статьи, имеющие отношение к теме публикации

 

Критерии

  • Методология присвоения рейтингов страховым компаниям // 7 мая 2013 г.

Статьи

  • Оценки отраслевых и страновых рисков страхового сектора: май 2014 г. // 14 мая 2014 г.
  • Белорусский сектор страхования иного, чем страхование жизни, характеризуется  высокими отраслевыми и страновыми рисками // 30 апреля 2014 г.
  • Казахстанский сектор страхования иного, чем страхование жизни, характеризуется  умеренными отраслевыми и страновыми рисками // 5 марта 2014 г.
  • Российский сектор страхования иного, чем страхование жизни, характеризуется  умеренными отраслевыми и страновыми рисками // 10 февраля 2014 г.

В соответствии с политикой Standard & Poor's только Рейтинговый комитет может определять то или иное рейтинговое действие: изменение кредитного рейтинга, подтверждение или отзыв рейтинга, изменение прогноза по рейтингу или помещение рейтинга в список CreditWatch («рейтинги на пересмотре»). Настоящий комментарий и тема, в нем рассматриваемая, не определяются Рейтинговым комитетом и не могут быть интерпретированы как рейтинговое действие(изменение, подтверждение кредитного рейтинга или прогноза по рейтингу).

 

 

Источник:  ИА портал "Республика"