15 сентября в Мажилисе Парламента РК был презентован законопроект о республиканском бюджете на 2015-2017 годы и о гарантированном трансферте из Нацфонда на указанные годы. Основная цель, которую ставит перед собой Минфин, это снижение дефицита бюджета с 2,2% в 2015 году до 1,7% в 2017 году.
Концепцию планируемого на ближайшие три года бюджета представили министр национальной экономики Ерболат Досаев и министр финансов Бахыт Султанов. Согласно озвученным цифрам, поступления в бюджет в 2015 году составят 6 309 млрд. тенге, что на 103 млрд тенге больше уточненного прогноза. Из них доходы, без учета поступления трансфертов, прогнозируются в сумме 4 338 млрд тенге, что ниже уровня 2014 года на 23 млрд тенге. На 2016 и 2017 годы поступления прогнозируются в сумме 6 738 и 7 127 млрд тенге.
Расходы республиканского бюджета на 2015 год планируются в объеме 7 307 млрд тенге с ростом к уровню текущего года на 2,6%, на 2016 год – 7 797 млрд тенге с ростом к уровню предыдущего года на 6,7%, на 2017 год – 8 100 млрд тенге с ростом на 3,9%.
Основное увеличение расходов связано с реализацией мероприятий, направленных на обеспечение социальной защищенности граждан, отметил Бахыт Султанов. Он также отметил, что реальный рост ВВП в 2015 году ожидается на уровне 5,0%, в 2016 году 5,6%, в 2017 году 6,8%, в 2018 году 5,8% и в 2019 году на 6,5%. На 2015-2019 годы прогнозный уровень цен на нефть составляет 90 долларов за баррель.
На среднесрочный период основными направлениями социально-экономической политики определены: сохранение макроэкономической и финансовой стабильности; обеспечение устойчивого роста экономики; дальнейшая инновационная индустриализация экономики страны; социальная модернизация; региональное развитие и управление процессом урбанизации; дальнейшее формирование системы государственного управления; международная интеграция.
Министр национальной экономики Ерболат Досаев, отметил, что с учетом расчетного курса доллара на отметке 185 тенге и решения Совета по управлению Национальным фондом об увеличении фиксированного размера гарантированного трансферта на 15%, его размер на 2015-2017 годы определен в сумме 1 трлн 702 млрд тенге ежегодно.
Новые обязательства государства в социальной сфере в соответствии с поручением президента оцениваются в 2015 году в объеме 194 млрд. тенге с увеличением до 600 млрд. тенге в 2017 году, а именно: на внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих с 1 июля 2015 года – 157 млрд тенге; на повышение уровня оплаты труда государственных служащих корпуса "Б" с 1 июля 2015 года на 15% и с 1 июля 2016 года еще на 15% в общей сумме 94 млрд тенге в трехлетнем периоде; на повышение стипендий на 25% с 1 января 2016 года предусматривается дополнительно 23 млрд тенге.
На социальную защиту населения, расходы на которую в 2015-2017 годы составят 5 885 млрд тенге. Предусмотрено увеличение с 1 января 2015 года размеров пенсионных выплат на 9%, с опережением уровня инфляции на 2%, а также государственных социальных пособий на 7% - 129 млрд. тенге; повышение социальных пособий по инвалидности и утере кормильца на 25% с 1 июля 2015 года –23 млрд тенге. С 1 июля 2017 года запланировано назначение базовой пенсии в зависимости от стажа работы - 137 млрд тенге; в реформирование пенсионного обеспечения силовых структур с 2016 года планируется вложить 30 млрд тенге. На образование и науку запланировано выделить 1 726 млрд тенге, из них в 2015 году – 511 млрд тенге. На развитие системы здравоохранения расходы в 2015 – 2017 годах составят 2 084 млрд тенге, из них в 2015 году – 690 млрд тенге.
На развитие культуры и спорта расходы в 2015-2017 годах составят 193 млрд тенге, из них в 2015 году – 69 млрд тенге. На сельское хозяйство в 2015-2017 годах расходы составят 542 млрд тенге, из них в 2015 году -187 млрд тенге. На реализацию программы развития регионов в 2015 – 2017 годах предусмотрены средства в сумме 1 016 млрд тенге, из них в 2015 году предусматриваются 339 млрд тенге. На реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития в 2015-2017 годах предусмотрены расходы на общую сумму 167 млрд тенге, из них в 2015 году – 59 млрд тенге. На реализацию Дорожной карты бизнеса-2020 в 2015-2017 годах предусмотрено 152 млрд тенге, из них в 2015 году – 53 млрд тенге. На развитие транспортной системы планируется выделить в 2015-2017 годах 1 232 млрд тенге, из них в 2015 году – 404 млрд тенге.
Председатель Алматинской антимонопольной комиссии Петр Своик, комментируя kursiv.kz предложенную финансовыми министерствами концепцию бюджета на ближайшие три года, отметил, что все попытки принимать такие долгосрочные бюджеты всегда отображают одну и ту же тенденцию. Если на первый год закладывают более менее реалистичные показатели, на второй год уже идут фантастические, а не третий год суперфантастические цифры. Также получилось и в этот раз, поэтому доверять прогнозам о сокращении дефицита бюджета не следует, считает г-н Своик.
«Гораздо реалистичнее выглядело то, о чем говорили в тот же день премьер-министр Карим Масимов и президент Нурсултан Назарбаев, где последний не скрывал своей обеспокоенности процессами в мировой экономике. Наблюдается снижение цен на наше основное сырье – нефть и газ. Имеет место падение металлургической промышленности, добычи нефти и экспорта некоторых видов продукции, а также снижение торговли с ближайшими соседями. Все выплаты государства по пенсиям, заработным платам, пособиям должны оставаться на определенном уровне. Все что, сказал Н. Назарбаев - явное свидетельство, что в Акорде хорошо понимают, что особых поводов для оптимизма нет, и хорошо бы сохранить на прежнем уровне социальные выплаты, чтобы не будоражить население. А то, что представили минфин и министерство национальной экономики - это ритуал, что-то вроде программы «Казахстан-2050». Через три года никто не спросит об этом запланированном снижении дефицита бюджета», - заметил г-н Своик.
Вячеслав Додонов, экономический аналитик, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан также не склонен особо доверять оптимистичным выкладкам о сокращении дефицита бюджета в ближайшие три года. По его мнению, динамика мировой экономики скорее свидетельствует о возможности обратного процесса и увеличении дефицита бюджета в связи с низкими ценами на нефть, замедлением темпов роста ведущих экономик мира, и пробуксовыванием кашаганского проекта.
«Скорее, в ближайшие три года мы увидим сокращение ВВП, тренды весьма негативные в настоящий момент. С другой стороны, можно просто уменьшить параметры бюджета, и на этом фоне мы действительно увидим по отношению к его общему объему сокращение дефицита, но это не будет свидетельствовать об улучшении макроэкономических показателей. Но если бюджет останется на прежнем уровне, снижение его дефицитной части маловероятно», - отметил г-н Додонов.
Источник: Курсивъ