Рост глобальной экономики замедляется, причем высок риск того, что в скором будущем мир ожидает длительная стагнация. Как пишет профессор экономики Университета Нью-Йорка и глава Roubini Global Economics LLC Нуриэль Рубини, мир как никогда близок к очередному кризису, и шансы того, что его удастся избежать, тают с каждым днем.
Одномоторная глобальная экономика
Второй двигатель - еврозона - вот-вот заглохнет после его перезапуска в 2008 году. Европа, с одной стороны, подвергается дефляционному давлению, с другой стороны, назревает очередной приступ рецессии. Аналогичная ситуация и с третьим двигателем – Японией, топливо которого на исходе после запуска программы стимулирования экономики еще год назад. И экономика развивающихся рынков (четвертый двигатель) резко замедляется после десятилетия "попутных ветров" в виде стремительного роста Китая, политики нулевых ставок и количественного смягчения со стороны Федеральной резервной системы США, не справившись со впервые подувшим "встречным ветром".
На этом фоне возникает вопрос: как долго мировая экономика может оставаться в воздухе на одном двигателе? Слабость экономик стран остального мира провоцирует укрепление доллара, что негативно сказывается на росте экономики. Чем глубже спад в других странах, тем стремительнее растет американская валюта. Такая ситуация не позволит США отгородиться от временного депрессивного расстройства в остальных регионах, даже если внутренний спрос кажется надежным.
Падение цен на нефть может обеспечить более дешевую энергию для производителей и домашних хозяйств, но оно ударило по экспортерам энергии и их расходам. И в то время как выросло предложение, в частности сланцевых ресурсов из Северной Америки, давление на цены также оказало ослабление спроса в еврозоне, Японии, Китае и многих развивающихся рынках. Кроме того, низкие цены на нефть вызывают падение инвестиций в новые возможности и объемы, тем самым еще больше подрывая глобальный спрос.
Тот факт, что Республиканская партия взяла полный контроль над Конгрессом США, вероятно только ухудшит ситуацию и приведет к политическому тупику, который грозит перерасти в разрушительные финансовые баталии, приведшие в прошлом году к остановке работы правительства и практически к техническому дефолту. В более широком смысле тупик будет препятствовать проведению важных структурных реформ, которые необходимы США для стимулирования экономического роста.
Основные развивающиеся страны также находятся в затруднительном положении. Из пяти стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) три (Бразилия, Россия и Южная Африка) близки к рецессии. Самая большая, Китай, находится в разгаре структурного спада, который может замедлить темпы роста до 5% в течение следующих двух лет. В то же время столь разрекламированные реформы, которые должны сбалансировать экономический рост в зависимости от объема инвестиций в основной потребительский капитал, были отложены, до того момента пока председатель КНР Си Цзиньпин не консолидирует власть. Китай может избежать жесткой посадки, но ухабистая и грубая посадка представляется более вероятной.
Риск глобального краха был низким, потому что сокращение доли заемных средств продолжалось быстрыми темпами в большинстве стран с развитой экономикой; последствия финансового бремени сокращались; денежно-кредитная политика остается гибкой; рефляция активов оказывает позитивное влияние на благосостояние. Кроме того, многие страны с формирующейся рыночной экономикой по-прежнему быстро растут, поддерживают разумную макроэкономическую политику и начинают осуществлять структурные реформы, способствующие росту. И экономический рост в США, в настоящее время превышающий потенциальный результат, может обеспечить достаточный глобальной подъем, по крайней мере на данный момент.
Но серьезные проблемы впереди. Частные и государственные долги в развитых странах по-прежнему высоки и продолжают расти и потенциально неустойчивы, особенно в еврозоне и Японии. Растущее неравенство способствует перераспределению доходов только среди крупных компаний и усугубляется капиталоемкой, трудосберегающей технологической инновацией.
Это сочетание большого долга и растущего неравенства может быть источником постоянной стагнации, которая делает структурные реформы более политически трудными для реализации. Во всяком случае рост националистических, популистских и националистических партий в Европе, Северной Америке и Азии приводит к обратной реакции против свободной торговли и трудовой миграции, которые могли бы еще больше ослабить рост мировой экономики.
Вместо повышения доступности кредитования для реального сектора экономики нетрадиционная денежно-кредитная политика в основном обогатила уже очень богатых - основных бенефициаров рефляции активов. Но теперь рефляция может создать пузыри цен активов, и надежда, что макропруденциальная политика предотвратит их "схлопывание", напоминает прыжок веры.
К счастью, растущие геополитические риски - Ближний Восток в огне, конфликт между Россией и Украиной, волнения в Гонконге и территориальные споры Китая с его соседями - вместе с геоэкономическими угрозами со стороны, скажем, лихорадки Эбола и глобального изменения климата пока не привели к финансовому кризису. Тем не менее они замедляют расходы и потребление.
Итак, мировая экономика летит на одном двигателе, пилоты должны ориентироваться среди грозовых туч, и среди пассажиров вспыхивают драки, а аварийные бригады находятся на земле.
Источник: Вести Экономика