Начиная с фантастических рассказов о путешествиях Марко Поло в Китай, Шелковый путь всегда вызывал неподдельный интерес, и сейчас древние города Самарканд, Баку, Ташкент и Бухара снова привлекают к себе интерес остального мира.

Китай планирует строительство крупнейшего в истории проекта – Нового Шелкового пути. Этот проект направлен на то, чтобы кардинально изменить экономическую карту мира. Кроме того, многие рассматривают этот проект как первый выстрел в борьбе между Востоком и Западом за влияние в Евразии.

 

Амбициозный план заключается в том, чтобы возродить древний Шелковый путь, который теперь станет современным экономическим и торговым коридором из Шанхая в Берлин. Новый путь будет пересекать Китай, Монголию, Россию, Белоруссию и Германию, его длина составит более 12 тыс. км – это будет новая экономическая зона, которая растянется почти на треть земной поверхности.

 

Этот план включает в себя строительство скоростных железных дорог, автомобильных дорог и трасс, сетей передачи энергетических ресурсов, оптоволоконных сетей. Города и порты, через которые будет проходить этот путь, ждет бурный экономический рост.

 

Важной частью этого глобального плана станет Морской шелковый путь, который соединит Китай со странами Персидского залива и Средиземного моря через Центральную Азию и Индийский океан.

 

После завершения строительства новый путь будет соединять три континента – Азию, Европу и Африку. Сеть инфраструктурных проектов создаст крупнейший в мире экономический коридор с объемом производства до $21 трлн, покрывающий население в 4,4 млрд человек.

 

Политика и финансы

 

Идея возродить Новый Шелковый путь была озвучена в 2013 г. Си Цзиньпином. В рамках плана по финансированию этого проекта китайский лидер также объявил о запуске Азиатского международного инфраструктурного банка, который предоставит необходимое финансирование для проекта, при этом первоначальный взнос Китая составит $47 млрд.

 

Китай пригласил международное сообщество принять участие в этом проекте в качестве учредителей и партнеров проекта.

 

Ожидается, что члены банка будут делать вступительные взносы, с дополнительной помощью международных фондов, включая Всемирный банк, а также инвестиций частных и государственных компаний, а также правительств стран.

 

58 стран согласились стать учредителями банка, включая большинство стран Западной Европы, а также множество стран, через которые пройдет Новый Шелковый путь.

 

Среди учредителей банка 12 стран НАТО (Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Италия, Люксембург, Дания, Исландия, Испания, Португалия, Польша и Норвегия), а также три основных союзника США в Азии - Австралия, Южная Корея и Новая Зеландия.

 

После того как попытки США убедить своих союзников не вступать в этот банк провалились, США изменили свою полемику и теперь заявляют, что они всегда поддерживали проект. Издание The Wall Street Journal в ноябре 2014 г. заявило, что “США выступали против китайского плана по созданию инфраструктурного банка, в том числе во время телефонной конференции G7.

 

Аналитики полагают, что крупнейшие державы региона – Иран, Турция, Египет и Пакистан – начинают переориентацию на Восток. Страны Запада не до конца понимают, насколько важен китайский Новый Шелковый путь. Кроме того, Россия также принимает самое непосредственное участие в этом проекте.

 

Страны в этом регионе, напротив, осознают всю серьезность намерений Китая. Они также наблюдают ситуацию с Азиатский инфраструктурным инвестиционным банком, когда множество стран приняло решение присоединиться к нему. Этим государствам, конечно, хочется стать частью этого масштабного проекта.

 

Кроме того, Китай планирует внести по меньшей мере $62 млрд в три банка, которые будут оказывать поддержку Новому Шелковому пути.

 

Китайский банк развития получит $32 млрд, Экспортно-импортный банк Китая получит $30 млрд. Кроме того, китайское правительство вложит дополнительный капитал в Банк развития сельского хозяйства Китая.

 

США: маловероятный партнер

 

Присоединятся ли США к проекту? В целом создается впечатление, что США вряд ли присоединятся к этому проекту, более того, они не раз высказывались против него.

 

Нет никаких причин, по которым США согласятся пожертвовать своей ролью лидера в этом регионе на благо Китая.

 

Проект такой масштабный и сложный, как Новый Шелковый путь, потребует высоких технологий, опыта и ресурсов, которые есть у США. И если США будут принимать участие в проекте, то это снимет политические барьеры для ее союзников, таких как Япония, к вступлению в проект.

 

По мнению некоторых аналитиков, поддержка со стороны США может повысить шансы на успешную реализацию проекта.

 

Как это будет выглядеть?

 

 

Если взглянуть на первый проект, который в настоящее время находится на стадии строительства, то можно представить себе, как будет выглядеть план Китая.

 

Первый крупный экономический проект будет реализован в Пакистане, где китайцы работают уже много лет, строя и финансируя стратегический порт в Гвадаре, которым будет находиться под управлением Китая на правах долгосрочной аренды.

 

Гвадар станет отправной точкой для газопровода из Ирана в Пакистан, который впоследствии будет проведет в Китай. При этом одна секция уже построена, а часть газопровода между Пакистаном и Китаем в основном будет финансироваться и строиться за счет Китая.

 

Изначально план предусматривал, что газопровод будет продлен в Индию, а Катар присоединиться к Ирану в качестве поставщика природного газа. Однако Индия, под давлением США, отказалась от участия в проекте.

 

Противостояние Индии

 

Неудивительно, что Индия, которая является союзником США, выступила со своей собственной инициативой в противовес Китаю. Она объявила о новом соглашении по строительству порта в Иране, всего в нескольких сотнях километров от Гвадара.

 

По плану Индии, газ будет поставляться из Ирана в Индию через Афганистан, минуя Пакистан.

 

И хотя этот проект фактически является альтернативой китайскому проекту с использованием порта в Гвадаре, США предупредили Индию не приступать к реализации данного проекта, пока не будет достигнуто финальное соглашение по ядерной программе с Ираном.

 

Как китайский, так индийский проекты разрабатывались в обход международных санкций против Ирана, однако ни одну, ни другую страну, кажется, санкции не волнуют.

 

Китайцев также можно обвинить в двойном нарушении санкций, учитывая значительные и долгосрочные торговые сделки, которые Китай заключил и продолжает обсуждать с Россией.

 

Остальные страны мира, в особенности представители бизнеса, скорее всего, последуют примеру и включатся в проект, боясь упустить новую "золотую лихорадку" в Азии.

 

При этом Индия указала на один неприятный для США, но неоспоримый факт: американские энергетические компании также пытаются вести переговоры и заключать сделки с Ираном.

 

Так что же означают тогда эти санкции? Санкции имеют смысл и работают лишь тогда, когда за ними стоит единый объединенный мир. А если большая часть стран предпочитает игнорировать санкции, они лишаются своей силы.

 

Как изменится мир?

 

Китай и другие страны задумали крупнейший экономический проект в истории, который может самым кардинальным образом повлиять на экономику всех стран мира. Ожидается, что реализация проекта займет не одно десятилетие, стоимость его составит сотни миллиардов долларов.

 

Что это будет означать для мировой экономики, пока в полной мере невозможно предсказать, однако уже сейчас ясно, что многие компании и инвесторы стремятся влиться в этот проект, чтобы не упустить выгоду.

 

Несомненно, в реализации такого масштабного и сложного проекта будут и неудачи, кроме того, он столкнется с геополитическими препятствиями со стороны Запада.

 

Взять хотя бы заявления Барака Обамы, который также высказывал обеспокоенность по поводу планов Китая. "Если мы не напишем правила игры в этом регионе, то их напишет Китай", – заявил он в защиту Транс-Тихоокеанского партнерства.

 

В мире, где экономический рост почти застыл, а Европа до сих пор пытается справиться с последствиями мирового кризиса, где еще может быть реализован проект, который предлагает так много возможностей?

 

Многие горнодобывающие компании, такие как Vale, которые в последнее время переживали упадок на мировом рынке, в настоящий момент с радостью подсчитывают, сколько стали потребуется на строительство новой скоростной железной дороги. Если проект будет реализован, то это приведет к новому буму в горнодобывающей промышленности по всему миру, а также к новому расцвету в строительной промышленности.

 

Только подумайте о том, сколько рабочих мест будет создано в рамках реализации проекта, который покрывает огромные территории.

 

Практически в каждом секторе экономики перспективы возрождения, а также роста торговли, огромны.

 

Новый Шелковый путь предполагает рост международной торговли, однако дело не только в торговле. Одно из самых неожиданных последствий реализации данного проекта – обмен знаниями, технологиями и культурный обмен.

 

В целом можно сказать, что реализация проекта предполагает возрождение торговли, промышленности, обмен и развитие технологий, культурный обмен.

 

Но, с другой стороны, становится ясно, что геополитические конфликты, которые возникают вокруг реализации этого проекта, могут привести к новой "холодной войне" между Востоком и Западом за доминирование в Евразии. И исход этой войны пока неясен.

 

 

Источник: Вести Экономика