Население развитого мира стареет. Все знают об этом, но не все знают, к чему это может привести. Новое исследование Morgan Stanley, среди авторов которого бывший член комитета по определению ставки Банка Англии Чарльз Гудхарт, предсказывает драматическое воздействие на экономику. В частности, прогнозирует исследование, стареющее население может остановить три продолжительных тренда: снижение реальной (с учетом инфляции) процентной ставки, уменьшение реальных зарплат и увеличение неравенства.
Дело в том, что эти тренды развивались благодаря предыдущим демографическим изменениям: во-первых, массовому пополнению рынка труда представителями поколения бэби-бумеров после 1970 г. и, во-вторых, увеличению глобально интегрированных трудовых ресурсов более чем в два раза, после того как Китай и Восточная Европа присоединились к капиталистической системе.
Рост трудовых ресурсов привел к давлению в сторону понижения реальных зарплат, а также замедлению производительности, особенно в Европе.
"По мере удешевления труда менеджеры тратили меньше усилий и инвестировали меньше капитала в повышение производительности", - пишет Гудхарт.
Снижение стоимости рабочей силы также привело к давлению в сторону понижения цен на производимые товары, особенно когда компании переводили производство в Азию или Восточную Европу. Это создавало дефляционное давление, позволяя центральным банкам смягчать монетарную политику.
Относительно закрытая финансовая система и отсутствие системы социальной защиты в Китае создали избыток сбережений, что добавило давление в сторону понижения на реальную процентную ставку.
В итоге более низкая реальная ставка взвинтила цены на активы, которые вместе с давлением на зарплату увеличивали неравенство, так как финансовые активы, как правило, сосредоточены в руках более богатых граждан, отмечает британский журнал The Economist.
Но темпы роста населения в богатом мире, которые составляли 1% в год в 1950-е гг., замедлились сегодня до 0,5% и снизятся до нуля к 2040 г. Некоторые страны столкнутся с уменьшением населения еще раньше.
Самое важное то, что доля населения работоспособного возраста уже сейчас начинает снижаться.
По мнению Гудхарта, стареющее население создаст дополнительный спрос на трудовые ресурсы, что приведет к росту реальных зарплат, увеличению доли рабочей силы в национальном доходе и уменьшению неравенства.
Реальная процентная ставка балансирует желаемый уровень сбережений с желаемым уровнем инвестиций. Пожилые люди сберегают меньше, а тратят больше своего дохода, чем представители среднего поколения (естественная часть жизненного цикла).
Но люди среднего возраста в будущем не смогут делать достаточно сбережений, уверен Гудхарт, либо по причине неправильного подсчета необходимой для комфортной пенсии суммы, либо потому что будут надеяться на государство.
Если исследование показывает, что сбережения обречены на снижение, то что произойдет с инвестициями? В экономике с замедляющимся ростом будет намного меньше возможностей для выгодных инвестиций.
Но Гудхарт полагает, что инвестиции не будут снижаться так же быстро, как сбережения, а реальная ставка будет расти.
На чем основана его логика?
Жилая недвижимость - наиболее распространенная форма инвестиций населения. Пожилые люди обычно не хотят покидать свой дом, который они купили в среднем возрасте, несмотря на то что их взрослые дети уже разъехались. Это затруднит новым семьям возможность найти необходимое жилье, а это означает, что инвестиции в недвижимость не упадут.
Что касается инвестиций компаний, то рост зарплат будет стимулировать фирмы заменять капитал на трудовые ресурсы. Корпоративные инвестиции могут увеличиться.
Этот прогноз не учитывает других изменений в экономике. Трудовые ресурсы можно увеличить через более широкое участие женщин и пожилых людей или с помощью иммиграции, хотя Гудхарт считает эти факторы недостаточными для компенсации последствий старения населения. Менее образованным гражданам, к примеру, будет сложнее найти работу после 65 лет.
Вызывает вопросы и пункт о возможном снижении неравенства. Демография далеко не единственная причина увеличения неравенства: многие экономисты указывают на технологические изменения (основанные на квалификации) как на движущую силу.
Низкоквалифицированные рабочие, которых можно заменить на компьютеры или роботы, окажутся в наиболее уязвимом положении в мире растущих реальных зарплат; умеющие пользоваться компьютерами работники продолжат получать более высокую зарплату.
Центристские политики - люди, о которых Гудхарт сделал, вероятно, самый точный прогноз: низкие реальные зарплаты в развитых экономиках, а также увеличивающееся неравенство приведут к тому, что они начнут проигрывать партиям левого и правого толков.
Источник: Вести Экономика