Последние экономические события Перед экономикой Казахстана стоит сложная задача адаптации к большому шоку от изменения условий торговли на фоне снижения внутреннего и внешнего спроса. После значительного снижения в течение второй половины 2014 года цены на нефть оставались на низком уровне в 2015 году, составив в среднем около 53 долл. США за баррель в январе-октябре 2015 года, с отрицательными последствиями, как для внутреннего потребления, так и для уверенности в инвестировании.

 

Кроме этого, рост ВВП Китая, согласно оценкам, снизился до менее 7 процентов, а экономика России, как ожидается, сократится на 3,8 процента в 2015 году, что влияет на экспорт Казахстана и, следовательно, ведет к снижению экономического роста и инфляции в Казахстане.

 

Рост ВВП Казахстана снизился с 4,1 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в течение первых девяти месяцев 2014 года до примерно 1 процента в течение соответствующего периода 2015 года.

 

Цены на нефть снизились более чем на 50 процентов в период между июнем 2014 года и началом 2015 года, что привело к сокращению доходов от экспорта почти на половину и появлению дефицита в фискальном балансе и в балансе счета текущих операций в 2015 году.

 

Кроме того, уменьшился приток прямых иностранных инвестиций и ухудшился общий внешний баланс, оказывая давление на тенге.

 

Инфляция снизилась с 7,5 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в начале 2015 года до исторически низкого уровня в 3,8 процента в августе из-за снижения внутреннего спроса и цен на топливо. Впрочем, инфляция снова начала набирать обороты в результате последней коррекции обменного курса.

 

Макроэкономическая политика

 

Власти Казахстана отреагировали на падение мировых цен на нефть своевременной коррекцией бюджета, за которой последовала соответствующая корректировка денежно-кредитной политики и режима обменного курса.

 

В марте 2015 года Правительство уравновесило ранее выделенные расходы на инфраструктурную программу «Нурлы Жол», посредством оптимизации или переноса по срокам прочих неприоритетных капитальных расходов, которые позволили удержать дефицит государственного бюджета (или накопление долга) в рамках 3 процентов от ВВП в 2015 году.

 

В то же время, Национальный банк ужесточил денежно-кредитную политику в поддержку жестко-контролируемого режима обменного курса, направленного на обеспечение стабильности цен и обменного курса. Ужесточение денежно-кредитной политики привело к снижению кредитования экономики, несмотря на предоставление государством субсидируемых кредитов для отдельных отраслей.

 

Защита жестко-контролируемого режима обменного курса отразилась на официальных международных резервах. Она также способствовала повышению реальной стоимости тенге и долларизации депозитов в банковской системе.

 

В августе 2015 года власти решили перейти к режиму плавающего обменного курса и переориентировать денежно-кредитную политику страны на режим инфляционного таргетирования. К концу октября 2015 года тенге потерял треть своей стоимости по отношению к доллару США.

 

Эти меры политики и корректировка относительных цен были необходимы для обеспечения устойчивости государственного бюджета и платежного баланса в среднесрочной перспективе и корректировки национального дохода в контексте снижения цен на нефть.

 

Прогноз

 

Сложная внешняя среда будет и дальше влиять на среднесрочные перспективы развития Казахстана; в долгосрочной перспективе необходимо диверсифицировать экономику для повышения устойчивости страны к внешним шокам.

 

В нашем базовом сценарии ожидается, что цены на нефть останутся на низком уровне в течение 2016 года и постепенно начнут восстанавливаться в 2017 году, способствуя росту потребления и повышению уверенности инвесторов в среднесрочной перспективе. Рост ВВП останется низким на уровне около 1 процента в 2015 и 2016 годах, но может повысится до 3,3 процентов в 2017 году.

 

В пессимистичном сценарии, в отличие от базового сценария, предполагается, что цены на нефть продолжат снижаться в 2016 году, что приведет к ухудшению состояния бюджета и платежного баланса Казахстана и дальнейшему снижению внутреннего спроса и роста ВВП.

 

В обоих сценариях предполагается, что внутренняя добыча нефти начнет расти в 2017 году благодаря добыче нефти на Кашагане, в результате которого рост ВВП может повыситься и балансы государственного бюджета и текущего счета могут улучшиться.

 

Тем не менее, перед экономикой по-прежнему стоят значительные понижательные риски, включая возможность задержки начала добычи нефти на Кашагане или продолжение спада в России и дальнейшее снижение роста в Китае.

 

В долгосрочном будущем, успешная реализация амбициозной программы Правительства по структурным реформам, включая полноценную реализацию соглашений Всемирной торговой организации (ВТО), в сочетании с институциональными реформами и развитием потенциала, формированием человеческого капитала и продолжением инвестиций в инфраструктуру, должны повысить производительность и конкурентоспособность ненефтяной экономики. Ожидается, что со временем, это создаст основу для более устойчивой и диверсифицированной модели развития Казахстана.