20000tenge2Значительного укрепления нацвалюты пока не произошло, несмотря на улучшение ситуации на внешних и внутреннем рынках. Такое мнение приводит начальник отдела по управлению активами АО «Казкоммерц Секьюритиз» Айвар Байкенов.


Эксперт считает, что обменный курс к концу 2016 года может оказаться в коридоре 310-320 тенге за доллар и приводит такой аргумент: «С январских максимумов на уровне 390 тенге курс доллара опустился лишь на 15% при том, что котировки нефти выросли с 27 до 52 долларов за баррель или почти на 93%, а курс доллара к рублю упал на 25%. Связь с нефтью небольшая, а привязка к рублю ослабляется».

 

Как отмечает аналитик, при таких в целом благоприятных условиях Национальный банк страны продолжает игру на сдерживание укрепления курса, пополняя валютные резервы. Это, по его словам, противоречит основным направлениям денежно-кредитной политики на 2016 год, согласно которым финрегулятор обязался не вмешиваться в процесс курсообразования, но оставил за собой право проводить интервенции с целью сглаживания дестабилизирующих моментов без воздействия на формирующиеся тренды курса.

 

«Нацбанк осознает, что долго играть против формирующегося курсового тренда нельзя и надо отходить от ассиметричного подхода на валютном рынке. Последние данные указывают на то, что интервенции регулятора постепенно уменьшаются, а значит можно будет ожидать более свободного движения тенге в сторону роста. В мае нетто-покупки составили 728 млн долларов (снижение на 12% по сравнению с апрелем и на 41% - по сравнению с мартом), а уровень участия на валютном рынке составил менее 30%. При этом интервенции могли потенциально быть еще меньше, если бы не налоговые выплаты со стороны экспортеров», - приводит свое мнение Айвар Байкенов. Он анализирует внешние и внутренние факторы, которые в настоящее время влияют на казахстанскую валюту.

 

Внешние факторы

«Нефть достаточно уверенно закрепилась выше 50 долларов за баррель, и даже если и будут какие-либо шоки, то ее цена вряд ли уже упадет ниже 40 долларов за баррель. Поддержку ценам будет оказать то, что добыча в США продолжает снижаться. Сланцевая индустрия находится в глубоком кризисе, инвестиции в нефтяную отрасль глобально резко упали, а потребление черного золота растет. Российский рубль также не исчерпал свой потенциал для дальнейшего укрепления: дно кризиса уже пройдено, а вероятность постепенной отмены внешних санкций нарастает.

 

Позиции самого доллара ослаблены тем обстоятельством, что ФРС США не торопится с очередным повышением базовой ставки, и возможно, что вместо ожидаемого четырехразового повышения мы увидим в этом году в лучшем случае лишь одно. Дефляционные риски, ухудшение ряда макроэкономических показателей, сохраняющаяся волатильность на американском рынке акций, а также опасения по развивающимся рынкам не дают уверенности для дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Плюс ко всему в год президентских выборов лишние шоки для экономики не нужны», - считает эксперт.

 

Внутренние факторы

«На внутреннем рынке девальвационные опасения заметно ослабли, и сегодня лишь немногие ожидают повторения той динамики курса, которая наблюдалась в начале года. Население массово продает валюту, предприятия более активно открывают тенговые вклады, а инвесторы покупают высокодоходные инструменты (облигации и акции) на локальном рынке.

 

Совокупная доля депозитов в долларах достигла 60% и вероятно продолжит снижаться до 40-50% до конца 2016 года.

Доходность депозитов в тенге пока будет сохраняться высокой, что дает физическим и юридическим лицам возможность сейчас зафиксировать на 1-3 года столь привлекательную ставку. Уже в следующем году банки по своим вкладам будут давать не более 12% и далее по нисходящей до 10%. Ощутимое снижение доходности по инструментам фондового рынка предполагается уже этой осенью.

 

Денежный рынок благодаря активному участию Нацбанка перестало лихорадить. Доходности операций РЕПО-овернайт снизились до 14% против 80% в начале года и 300-500% в декабре прошлого года», - отмечает эксперт.

 

Такой подход, по его мнению, позволит достичь цель, к которой стремится Нацбанк, - сдержать годовую инфляцию в коридоре 6-8%. Инфляция по итогам мая в 16,7% может оказаться в 2016 году пиковой.

 

«В целом можно сказать, что курсовая переоценка потребительских цен уже практически завершилась. Во втором полугодии, особенно с осени, девальвационная разница год к году будет уменьшаться, что вместе с падением потребительского спроса приведет к достаточно резкому уменьшению уровня инфляции, которая может оказаться в итоге на уровне 8%. Если посмотреть на индекс потребительских цен, то видно, что скорость накопления инфляции с начала текущего года во многом аналогична динамике 2014 года.

 

Ослабление инфляционных ожиданий отразится на процентной политике Нацбанка, который уже в августе может опустить базовую ставку до 13-14% и далее до 12-13% в октябре-ноябре. В 2017 году монетарные власти будут скорее всего стремиться обеспечить инфляцию на уровне нижней границы коридора 6-8%, и для этого им уже потенциально не понадобится двузначная ставка (ожидаемое снижение до 7-9%).

 

Такой сценарий развития уже заставил квалифицированных инвесторов активно перекладываться в тенге и фиксировать имеющиеся высокие доходности в национальной валюте на более долгий срок. Население в данном случае пока отстает, но к этому моменту уже должно понимать общую ситуацию на рынке», - говорит Айвар Байкенов.

 

Он отмечает, что определенная волатильность курса нацвалюты будет присутствовать (в рамках инфляционного таргетирования иначе быть не может). Однако, по его словам, перспективы дальнейшего укрепления тенге и текущие высокие ставки все-таки должны стимулировать более активный процесс дедолларизации.

 

Дина Ермаганбетова, Атамекен инфо