В последнее время события вокруг рынка нефти развиваются стремительно и выглядят со стороны вполне обнадеживающими. Это дает повод смотреть более оптимистично на ближайшие перспективы казахстанской экономики. Однако говорить о коренном переломе на нефтяном рынке в пользу дальнейшего роста цен на «черное золото» было бы преждевременно. Как и рано ждать полного восстановления хозяйственной системы Казахстана и сильного укрепления нацвалюты. Позитив для нефтяных цен

 

С начала сентября оптимистичные новости, способные оказать серьезную поддержку продолжению роста цен на жидкие углеводороды, сыпались словно из рога изобилия. Помимо того, что в августе появилась и активно муссировалась информация о намерении отдельных членов ОПЕК вернуться к переговорам о заморозке нефтедобычи на энергетическом саммите в Алжире 26-28 сентября, усилил положительные ожидания участников нефтяного рынка российский президент.

 

В интервью агентству Bloomberg 2 сентября Владимир Путин однозначно высказался «за» возможное соглашение о заморозке добычи нефти, назвав его правильным и предположив, что нефтедобывающие страны смогут найти компромиссное решение.

 

А уже через три дня, 5 сентября, с саммита G20, проходившего в китайском Ханчжоу, пришла еще одна позитивная и весьма неожиданная весть для нефтяного рынка. Представители двух из трех крупнейших в мире стран-нефтедобытчиков в лице главы министерства энергетики России Александра Новака и министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халида Аль-Фалиха подписали совместное заявление о совместной работе надстабилизацией нефтяного рынка.

 

Тенге и нефть

 

В обоснование совместного решения чиновники привели доводы о том, что сейчас на рынке существует ряд долгосрочных вызовов для рынка нефти: сокращение расходов на разведку и разработку новых месторождений, а также заморозка ряда инвестиционных проектов в отрасли.

 

Но, пожалуй, самой неожиданной для экспертов и самой позитивной для рынка в краткосрочной перспективе стала новость о резком сокращении нефтяных запасов в США. Еще 7 сентября Американский институт нефти (API) привел свои неофициальные расчеты, согласно которым запасы жидких углеводородов в Соединенных Штатах Америки за неделю, завершившуюся 2 сентября, уменьшились сразу на 12,1млн баррелей до 514 млн баррелей. А уже на следующий день министерство энергетики США официально объявило о еще большем снижении нефтяных запасов в стране – сразу на 14,5 млн баррелей, что стало максимальным падением этого показателя за последние 17 лет.

 

И наконец, еще одной позитивной новостью стала информация ОПЕК о снижении добычи нефти в августе странами-членами этой организации на 200 тыс. баррелей до 33 млн баррелей. При этом последний показатель оказался минимальным с мая этого года.

 

Что ждет нефтяной рынок?

 

Однако даже несмотря на изобилие позитивной информации для нефтяного рынка, цены на «черное золото» так и не смогли ни на позапрошлой, ни на прошлой неделе закрепиться выше отметки $50 за баррель нефти сорта Brent.

 

Как считают эксперты, вопреки обнадеживающим статистическим данным по снижению запасов жидких углеводородов в США и падению добычи странами ОПЕК, этих факторов недостаточно для нового витка роста нефтяных цен. Для этого необходимо, чтобы словесные интервенции в виде обещаний проводить совместную работу по стабилизации нефтяного рынка со стороны чиновников России и Садовской Аравии и заявлений представителей стран-членов ОПЕК о возможной заморозке нефтедобычи, стали реальностью особенно на фоне ожидаемого невысокого роста глобальной экономики в этом и следующем году.

 

Только это, по мнению аналитиков, сможет убедить рынок в том, что период переизбытка предложения нефти на мировых рынках подходит к концу быстрее, чем ожидалось. Поэтому эксперты весьма осторожно оценивают даже краткосрочные перспективы нефтяных цен. В случае успеха переговоров в Алжире государств-членов ОПЕК о заморозке нефтедобычи, ожидается, что «черное золото» имеют все шансы прочно закрепиться выше $50 за баррель нефти сорта Brent уже в этом году. В противном случае, не исключено, что нефтяные цены могут просесть до $40 и ниже.

 

Однако есть еще один фактор, который обязательно окажет сильное влияние на динамику стоимости жидких углеводородов – это дальнейшая монетарная политика Федеральной резервной системы США. Сомнений в том, что она будет ужесточена хотя бы раз в этом году, у экспертов нет. Весь вопрос заключается лишь в том, когда это произойдет.

 

Если уже на ближайшем заседании комитета по открытым рынкам ФРС, которое намечено на 20-21 сентября, будет принято решение повысить базовую ставку с 0,25-0,5% до 0,5-0,75%, то это, с большой долей вероятности, приведет к укреплению доллара к другим валютам и к снижению цен на нефть. Однако большинство аналитиков склоняются к тому, что в сентябре американские монетарные власти воздержатся от нового раунда ужесточения денежно-кредитной политики. Если это произойдет, то нефтяные цены получат дополнительный импульс для роста.

 

В тоже время, судя по тем сигналам, которые подает рынку руководство ФРС в последнее время, решение о повышении базовой ставки все-таки будет принято до конца года, предположительно, в декабре. Но ждать такого шага от Федеральной резервной системы до избрания нового президента США, скорее всего, не стоит.

 

Риски для нацвалюты

 

Пока же большинство факторов, по крайней мере, до конца сентября, являются вполне благоприятными для того, чтобы обеспечить нахождение цен на «черное золото» в диапазоне $45-50 за баррель нефти сорта Brent или, как минимум, не дать им снизиться ниже $45.

 

Тем самым очевидно, что в краткосрочной перспективе ситуация на рынке нефти будет оказывать позитивное влияние на казахстанскую экономику и, в основном, на валютную часть золотовалютных резервов Национального банка. В этих условиях вероятность сильного ослабления тенге остается небольшой.

 

Однако надо иметь ввиду, что преимущественно компаниям квазигосударственного сектора необходимо выплатить значительные суммы в счет погашения внешних обязательств до конца года, что будет выступать сдерживающим фактором для укрепления нацвалюты.

 

Более того, следует учитывать и то, что Казахстан никак не влияет на изменение ситуации на глобальном нефтяном рынке. И те позитивные события, которые в последнее время происходят вокруг него, могут, в конечно счете, иметь негативные последствия для цен на «черное золото», например, в случае провала переговоров о заморозке нефтедобычи между странами-членами ОПЕК в конце сентября в Алжире.

 

Так что кажущийся штиль для обменного курса тенге и казахстанской экономики сегодня имеет все шансы вновь обернуться штормом завтра.

 

 

Источник: КазТАГ