Очень успешные компании от менее прибыльных можно отличить по динамике стоимости их акций, остальная информация о них для инвесторов избыточна, доказали Дженни Бей из Федерального резервного банка Нью-Йорка и экономисты из Университета Нью-Йорка. Это значит, что пытаться получить "инсайд" о работе компании не имеет смысла
Идеальные рынки должны предоставлять точные данные о ценах на тот или иной актив, их главная цель - обеспечивать правильное и надежное распределение ресурсов. Цены на акциях на идеальных рынках дают полную информацию о производительности конкретной компании.
Дженни Бей из Федерального резервного банка Нью-Йорка, а также экономисты из Университета Нью-Йорка проанализировали, насколько финансовый рынок США сейчас близок к идеалу. Они изучили, как точно цены на акции прогнозируют будущие прибыль компаний и инвестиции за последние 50 лет.
За это время мировая финансовая система изменилась радикальным образом: снижение издержек привело к тому, что на финансовые рынки устремились целые потоки ликвидности. Трейдерам теперь доступны огромные массивы информации, при этом издержки на ее получение совсем небольшие.
За последние 30 лет финансовый сектор США рос в шесть раз быстрее ВВП. Своего пика он достиг в 2006 году, тогда вклад финансового сектора в ВВП составил 8,3% по сравнению с 2,8% в 1950 году.
Однако эти изменения мало повлияли на прогнозную силу акций: более высокие оценки фондовых бумаг действительно свидетельствуют о том, что компания получит более высокие прибыли. Эта зависимость не изменилась по сравнению с 1960-м годом.
Изменилась лишь структура информации на рынке. Ее стало так много, что потребности в информации от каких-то "тайных" источников больше нет. Например, информация об инвестициях компании сейчас дает менее надежные результаты для прогнозирования прибыли, чем котировки акций.
Модель: как используют рынки информацию
Экономисты связали данные о финансовом развити, производстве, инвестициях и активах с помощью формулы рациональных ожиданий, учитывающей "шум".
- Трейдеры производят информацию, которая собирается рынками и используется менеджерами, чтобы делать инвестиции.
- Менеджеры также владеют внутренней информацией, они делают инвестиции, и таким образом она достигает рынков.
- Цены нужны для повышения эффективности инвестиций. На их основе можно эффективно или неэффективно прогнозировать будущее.
- Экономика развивается в три временных период - 0, 1 и 2. В день 0 трейдеры принимают решение о качестве информации. В день 1 происходит торговля бумагами и делаются инвестиции. На третий день все получают доход.
- Менеджеры принимают решения об инвестициях, чтобы увеличить стоимость фирмы.
- На этой основе с учетом безусловных ожиданий формируется индекс информативности фондовых рынков.
- Чем более информативны рынки, тем больше благосостояние общества. Если менеджерам доступна информация, на основе которой они могут принять решение об инвестиция, то их решения будут более продуманы и эффективны. Менеджеры руководствуются своим опытом и ценой на активы.
- Торговля представляет своего рода решение о ценах, право на которое переходит от одного инвестора к другому. С помощью цен трейдеры учатся друг у друга, а также узнают новую информацию через инвестиции у менеджеров. Менеджеры узнают новую информацию с помощью цен.
- Информативность рынков снижает "шум" - уменьшает количество лишней информации и колебания цен. Информация о ценах, как правило, содержит много шума. У трейдеров больше информации, чем у менеджеров.
- При этом издержки на то, чтобы получить доступ к информации снижаются. Это в сочетание с ростом волатильности приводит к общему увеличению информированности игроков рынка.
Рынки мало изменились за 50 лет
Экономисты проанализировали данные по ситуации на рынке за период 1960-2011 годов. Данные по облигациям для них доступны с 1973 года, а по ежедневным колебаниям цен на акции - с 1970 года.
В основе анализа лежат два показателя: соотношение общей капитализации компании к ее активам и спреды по облигациям.
- Акции компаний, входящих в индекс S&P 500, как правило, более прибыльные, чем другие акции. Такие компании в абсолютных значениях больше инвестируют, а их спреды по кредитам ниже. Акции S&P 500 менее волатильны.
- Разброс цен между секторами является сам по себе способом прогнозировать их дальнейшие колебания. При чем за последние 50 лет распределение оставалось стабильным, лишь немного снизившись в период 1960-1980х годов. То же самое касается прибыльности фирм.
- Однако с начала 2000х годов растет разрыв между самыми успешными и не очень компаниями. Например, в период бума доткомов выросли котировки лишь нескольких компаний. То же самое касается инвестиций и некоторых других параметров. Возможно, как раз это и является признаком того, что информированность рынков выросла.
По динамике акций можно выявить прибыльные компании
Экономисты проанализировали, насколько по сегодняшним котировкам акций можно точно прогнозировать доходы компаний в будущем. Это своего рода залог для благосостояния.
- Цены содержат новую информацию и отражают информацию об уже сделанных инвестициях.
- Цены текущего года они сравнили с ценами на активы в марте следующего года.
- По ценам на акции достаточно надежно можно предсказать будущие прибыли как на краткосрочном, так и на долгосрочном горизонте. Лучше всего цены поддаются прогнозированию на горизонте трех лет, но в этих данных много "шума".
- С течением времени информативность цен не увеличивается: цены на акции сейчас, как и 50 лет назад, помогают отделить более прибыльные фирмы от менее. В целом возможность прогнозирования снизилась после бума на рынке доткомов в начале 2000-х годов, но затем быстро восстановилась.
- А вот спреды по облигациям не предсказывают будущие прибыли компаний. Более высокие спреды обычно говорят о том, что доходы компаний будут немного ниже.
Инвестиции все меньше говорят о прибылях в будущем
- Сейчас объем информации, который доступен для рынков, увеличивается, а вот объемы различной внутренней информации, доступной узкому кругу лиц, сокращается. Однако, в итоге, общая информативность цен остается прежней.
- Это уравняло силу прогнозирования будущих прибылей цен и инвестиций. Фактически возможности прогнозировать будущие прибыли на основе инвестиций снизилась. Информация об инвестициях, как правило, более закрытая и недоступна для части трейдеров.
- При этом стоимость инвестиций сложно подсчитать без ошибок, особенно, это касается вложений в исследования и разработки.
- В пределах трех лет по инвестициям в R&D вполне можно прогнозировать будущие прибыли компаний. Если фирмы много вкладывают в исследования и разработки, в будущем они становятся более прибыльными.
- При этом прибыль мало коррелириует с капитальными расходами.
- В целом лучше прогнозировать прибыли по ценам, а не по инвестициям. Исключением можно считать лишь ситуацию, когда информация о ценах слишком "шумная".
Компании, чьи акции стоят дороже, больше инвестируют
- Обычно больше инвестируют компании, акции которых торгуются выше.
- Цены на акции становятся важным фактором, который прогнозирует будущие затраты компании на исследования и разработки. Особенно силен эффект на горизонте трех лет. Зависимость серьезно выросла с 1990х годов.
- Та же тенденция наблюдается в отношение капитальных расходов: чем выше цены на акции, тем больше компания будет тратить.
Финмаркет