Почему продвижение по программам реформ отбрасывает Казахстан в мировом рейтинге конкурентоспособности

Сразу хочу предупредить: говорить буду о хорошо известном, но сказанное вас удивит и смутит, а цифры могут и напугать. Поэтому подчеркну: данные использованы исключительно официальные, мои здесь только пояснения. А речь пойдет о много раз слышанном - модернизации экономики, сознания и всего, что между ними.

И начну с такой странности: чем упорнее модернизация осуществляется, тем увереннее Казахстан… откатывается назад. В прошлом году в рейтинге мировой конкурентоспособности у нас было 52-е место, а в этом отъехали уже на 57-е. Хотя некогда добирались аж до 42-го. Причем это не просто рейтинг, а единственное мерило продвижения Казахстана к заветной цели - войти к 2050 году в мировую тридцатку. Не уверен, что к тому времени будет по-прежнему проводиться Давосский экономический форум и применяться та же методика ранжирования стран по конкурентоспособности, но сейчас так, и более объективной и комплексной оценки успехов-неуспехов Казах­стана у нас нет.

Как же так? Задача вхождения Казахстана в число тридцати наиболее развитых государств мира была поставлена в президентском послании народу 2013 года, и тогда мы уже были на 50-м месте, а по итогам 2013-го - даже на 42-м. В послании 2015 года к этому движению в будущее добавилась программа “Нурлы жол”, и в том же году была создана Национальная комиссия по модернизации, утверждены пять институциональных реформ и План нации “Сто шагов”, но все это сопровождало уже откат. 

Депутаты, помнится, сверхурочно потрудились, приняли более сотни требующихся для модернизации законодательных актов, да так успешно, что к осени 2016-го досрочно распустились и переизбрались. Правительство тоже интенсивно навалилось на “Сто шагов”, и теперь, спустя два с половиной года, можно сказать, что все, что смогли, сделали. Итог - катимся в рейтинге назад.

Начну пояснять: оглашенная в декабре 2012 года Стратегия “Казахстан-2050” и родившаяся в ноябре 2014-го программа “Нурлы жол” - это не последовательное развитие одной стратегической линии. Нет, между этими датами драматический перелом благоприятной внешней ситуации на кризисную.

Ведь что такое был 2012-й? Это был год, в котором средняя стоимость барреля нефти поднялась до 112 долларов, и создалось впечатление, что о мировом кризисе 2007-2008 годов можно забыть. ВВП Казахстана достиг $208 млрд., или при тогдашней численности населения 12,5 тыс. долларов на человека. А в следующем 2013-м и того больше: ВВП $236,6 млрд., или целых $16,9 тыс. на каждого казахстанца. Именно тогда и было объявлено о досрочном выполнении программы “Казахстан-2030” и провозглашена Стратегия “Казахстан-2050” с таким многозначительным расширением: “Новый политический курс состоявшегося государства”.

Но вот появившаяся спустя два года программа “Нурлы жол”, несмотря на похожий лозунг “Путь в будущее”, реагировала уже на совершенно иную реальность. Достаточно сказать, что суть “Нурлы жола” - использование средств Национального фонда, переведенного с той поры из накопительного в расходный режим. Причем ситуация ухудшалась столь быстро, что реагировать пришлось догоняющим образом - Нацкомиссия по модернизации, пять реформ и “Сто шагов” появились только в мае 2015 года.

А теперь, внимание, те самые пугающие сопоставления: ВВП по итогам 2016 года - всего $137 млрд., или $7,75 тыс./чел. - в два раза меньше уже достигнутого. Правда, это с учетом и выросшего на целый миллион (до 17,7 млн. человек в 2016 году) населения, но тем сложнее - на падающий ВВП ложатся дополнительные школы и больницы. Валовой приток прямых иностранных инвестиций: 2012 год - $28,9 млрд., 2016-й - $20,6 млрд. Экспорт - 86,2 млрд. против 36,7 млрд. Импорт - 46,4 против 25,4 млрд. соответственно. Падение основных внешнеэкономических показателей почти вдвое! Немудрено, ведь и стоимость нефти против 2012 года уполовинилась.

На чем пока держимся? Курс тенге к моменту объявления “Казахстан-2050” - 150 к доллару и 4,9 к рублю, к моменту объявления “Нурлы жола” - 180 и 3,4 соответственно, сейчас более 330 к доллару и 6 к рублю - все упало тоже почти в два раза. Это такой девальвационный налог на население и внутреннюю экономику. А главный источник компенсации резко просевшей внешнеэкономической деятельности - “распечатанный” Национальный фонд: на момент “Казахстан-2030” в нем было $57,8 млрд., “Нурлы жола” - уже $76,8 млрд., а сейчас (сентябрь 2017 года) только $56,8 млрд., - двадцать миллиардов долой.

Спасает ли нас модернизация? Все, что можно было сделать по пяти приоритетам и “Ста шагам”, уже сделано, а чего еще нет, того и не будет. Результат налицо, иного не предвидится, и даже латиница здесь не выручит.

Суть в том, что для подлинной стабилизации и перехода к реальному развитию надо модернизировать основное: распределение экономических потоков начиная с сырьевой ренты между национальной экономикой и выводящими капиталы за границу нашими любимыми олигархами и не менее любимыми иностранными собственниками наших месторождений.
А для этого, сами понимаете, нужны совсем другие шаги.

 

Источник: газета «Время»