Решение казахстанских властей выделить из фонда социального страхования деньги холдингу "КазАгро" вызывает недоумение среди некоторых экспертов. Экономисты сомневаются в рациональности передачи средств, собранных налогоплательщиками и предназначенных для социальных выплат, квазигосударственной компании, которая преследует коммерческий интерес и к тому же показывает крупные убытки.

180 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ — КВАЗИГОСУДАРСТВЕННОМУ ХОЛДИНГУ

Государственный фонд социального страхования (ГФСС) для казахстанцев — это своеобразная «заначка» размером в один триллион 200 миллиардов тенге (около четырех миллиардов долларов). В фонд стекаются пятипроцентные отчисления от дохода работающих казахстанцев. Из средств этого фонда государство оплачивает больничные листы, предоставляет компенсации семьям, потерявшим кормильца, социальные выплаты роженицам и пособия по уходу за малолетними детьми.

На днях стало известно, что на деньги фонда социального страхования решили закупать зерно у фермеров — через национальный управляющий холдинг «КазАгро», созданный государством для «стимулирования развития агропромышленного комплекса». Сейчас речь идет о выделении суммы в 60 миллиардов тенге (более 180 миллионов долларов) на приобретение облигаций «КазАгро». Вице-премьер Казахстана и по совместительству министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев пояснил, что решение было принято с согласия правительства и Нацбанка.

«Эти деньги будут использованы и возвращены, и абсолютно безопасно, — уверяет Умирзак Шукеев. — Часть средств ГФСС, не более 10 процентов, решено направлять на выкуп облигаций "КазАгро" для его коммерческой деятельности. В том числе — закупки зерна».

По словам Шукеева, на эти деньги планируется в первую очередь купить зерно для последующей его продажи. Вице-премьер, похоже, не видит проблемы в том, что холдинг выставлен на приватизацию, а в 2017 году понес убытки в размере той суммы, которую сейчас планирует получить из ГФСС. Шукеев заявил журналистам, что «лично гарантирует» возврат вложений.

«БОЛЬШЕ ПРОМАХОВ, ЧЕМ УСПЕХОВ»?

Решение о передаче средств ГФСС, как сообщается, принято правительством и Нацбанком. Обсуждения в парламенте по этой теме не было. Азаттык спросил у нескольких депутатов, как они относятся к тому, что деньги из фонда социальных выплат власти вкладывают в холдинг, показывающий немалые убытки.

Депутат парламента член провластной Коммунистической народной партии Владислав Косарев говорит Азаттыку, что не доверяет холдингу «КазАгро» — из-за многочисленных «промахов» в прошлом:

— Бизнес не всегда всем удается с хорошей прибылью, «КазАгро» тоже такая организация. «КазАгро» где-то дает помощь сельхозработникам, а где-то поскользнётся, проиграет, но в целом я не верю этому формированию, потому что у нее больше промахов, чем успехов.

К работе холдинга «КазАгро», созданного в 2006 году, действительно было немало нареканий. В СМИ неоднократно писали о выявленных при проверке дочерних структур «КазАгро» нарушениях, о предполагаемом использовании мошеннических схем, в том числе оформлении займов на поставных лиц. Дочерняя компания «КазАгро» вложила миллионы в завод «КазАвиаСпектр» в Караганде, где собирались производить самолеты для сельскохозяйственных нужд, но ни одного воздушного суда там так и не выпустили. Проект авиазавода оценивали в 13 миллионов долларов, но в прошлом году имущество и территорию предприятия не смогли продать на торгах и за три миллиона долларов. В 2013 году «КазАгро» упоминался в связи с падежом племенных коров, которых закупили в Австралии и доставляли в Казахстан на борту Boeing’a. Десятки элитных буренок, судя по информации «КазАгро», пали в самолете, не долетев до пункта назначения.

В прошлом году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что крупные агрохолдинги, контролирующие миллионы гектаров посевов пшеницы, — «в долгах как в шелках». Часть долгов принадлежит «КазАгро», который долгие годы поддерживал вливаниями крупных игроков зернового рынка.

Депутат Кудайберген Ержан отмечает, что надо детально разбираться, насколько выгодно вкладывать средства в ценные бумаги «КазАгро». По его словам, в первую очередь надо задуматься, вернутся ли эти деньги назад.

— Вообще сегодняшнее состояние «КазАгро» нам известно. Состояние банкрота. Наверное, нужны средства, нужно финансирование сельского хозяйства. Но нужно рассматривать другие пути. Нужно рассматривать пути возврата [средств] от «КазАгро», — считает Кудайберген Ержан.

Текущее финансовое состояние «КазАгро», судя по данным из открытых источников, не самое лучшее. По данным промежуточного сокращенного консолидированного отчета о финансовом положении на сентябрь прошлого года, убыток холдинга по итогам первой половины 2017 года составил 44,9 миллиарда тенге, тогда как прибыль за 2016 год — 14,7 миллиарда тенге, отмечается на сайте Kazakh-zerno.kz. Там же указывается, что по данным на 30 июня 2017 года «накопленный убыток АО "НУХ "КазАгро" составил 141,7 миллиардов тенге, увеличившись за полгода почти вдвое, на 63 млрд тенге».

Во второй половине прошлого года стало известно, что Delta Bank, у которого 3 ноября 2017 года Национальный банк отозвал лицензию, задолжал 61,3 миллиарда тенге холдингу «КазАгро». Финансовый портал Finbiz.kz пишет, «что вся сумма задолженности банка образовалась в рамках Программы финансового оздоровления субъектов АПК, которая была частью правительственной программы "Агробизнес 2020", и для этого проекта Нацхолдинг в 2013–2014 годах выпустил еврооблигации на один миллиард долларов и 600 млн евро».

МНЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ

Экономист и гражданский активист Мухтар Тайжан говорит Азаттыку, что «категорически против выделения средств государственного фонда страхования на любые нужды "КазАгро" — на акции или закуп зерна». По его мнению, это нецелевое использование средств.

Они сожрали 4,6 миллиарда долларов госсубсидий, набрали долгов в коммерческих банках, и земли их сейчас стоят в залоге. И сейчас им предполагается помощь из фонда государственного страхования.

— Фонд социального страхования призван решать социальные проблемы населения: материнские пособия, пособия по безработице, инвалидам и так далее. Вот туда все граждане исчисляют свои средства, а «КазАгро» — это структура, нацеленная на извлечение максимальной прибыли, она кредитует зерновые компании в основном, и это крупные компании-латифундисты, которые сидят в долгах как в шелках. Они сожрали 4,6 миллиарда долларов госсубсидий, набрали долгов в коммерческих банках, и земли их сейчас стоят в залоге. И сейчас им предполагается помощь из фонда государственного страхования, — говорит Мухтар Тайжан.

Он напоминает, что генеральная прокуратура несколько месяцев назад заявила, что «половина якобы собираемого зерна — это липа, пустота, приписки».

Против выделения денег из ГФСС выступает и экономический обозреватель Денис Кривошеев. Он считает неуместным финансирование «КазАгро» за счет денег, которые накоплены для выплаты декретных пособий и оплаты больничных листов.

— «КазАгро» — достаточно убыточная компания. Более того, вопрос по ее приватизации никто не снимал, и буквально через какое-то время она может стать частной. Зачем накачивать сейчас деньгами спорный актив? — вопрошает экономический обозреватель Денис Кривошеев.

По мнению доктора экономических наук, профессора Бейсенбека Зиябекова, «хотим мы или не хотим, зерно надо сеять, а поэтому правительство какие-то источники ищет».

— Если бы были в Казахстане сельскохозяйственные банки, они наверняка бы, кроме бюджетных и других внебюджетных фондов, искали бы, мобилизовали бы деньги, а поскольку такая схема финансирования, другой возможности, кроме бюджетного финансирования сельского хозяйства, не создано в Казахстане, — говорит Бейсенбек Зиябеков.

Для этого не Шукеев должен гарантировать, а должны быть страховые институты, в случае неурожая которые могли бы эти деньги вернуть.

Также он отмечает, что в Казахстане ничего не создано, что могло бы гарантировать возврат кредитных бюджетных средств, которые выдаются сельхозпроизводителям.

— Для этого не Шукеев должен гарантировать, а должны быть страховые институты, в случае неурожая которые могли бы эти деньги вернуть. Поскольку у нас механизмов нет, никто не может гарантировать. Хотя я считаю, чем вкладывать деньги за рубеж, каким-то неизвестным фондам, Азербайджану (пенсионный фонд вложил), лучше вкладывать в сельское хозяйство, — говорит Бейсенбек Зиябеков.

По мнению Зиябекова, за все годы независимости в Казахстане так и не смогли создать «ответственного отношения к бюджетным и внебюджетным деньгам». Спонтанные выделения средств он считает незапланированным и непрогнозируемым управлением.

До января этого года ГФСС оставался государственным фондом в Казахстане, средства которого не привлекались на финансирование квазигосударственных холдингов.

 

Источник: Azattyq.org