«Капитал.kz» проанализировал выводы экспертов

 

В стране падает производительность труда, которая могла бы быть драйвером экономического роста. Это происходит из-за неэффективного управления, масштабной коррупции, слабой судебной системы — пришли к выводу эксперты Всемирного банка (ВБ)

 

ВБ презентовал масштабное исследование «Экономическая диверсификация в условиях стагнации производительности», в котором оценил общую ситуацию в экономике Казахстана и причины падения производительности труда. «Капитал.kz» проанализировал выводы экспертов.

Рост будет замедленным

Банк констатирует, что рост реального ВВП в Казахстане замедлился до 4,1% в первом полугодии 2018 года с 4,3% за тот же период 2017 года. Хотя чистый экспорт, поддерживаемый увеличением добычи нефти и улучшающимися условиями торговли и инвестиций, ведет к общему экономическому росту, потребление остается слабым.

«Казахстанская экономика в 2019 году будет расти дальше небольшими темпами — 3,5%. В 2020—2021 годах реальный рост ВВП замедлится из-за ослабления внешнего спроса и снижения роста частных инвестиций, так как эффект циклических факторов начнет убывать, а эффект налогово-бюджетного стимулирования, вероятно, начнет сворачиваться. Потребление домохозяйств, как ожидается, немного увеличится вследствие восстановления реальных доходов и вялого кредитования», — сказал постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Фрэнсис Ато Браун.

Улучшение бюджетного баланса

В результате более сильного экспорта нефти дефицит текущего счета существенно сократился в первой половине 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Что касается финансирования, то прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выросли на 30% в годовом исчислении, тогда как дефицит первичного дохода увеличился в результате более высокой репатриации прибыли горнодобывающими компаниями. Более высокие доходы от нефти также способствовали улучшению бюджетного баланса. В настоящее время прилагаются консолидационные усилия по сокращению дефицита нефтяного фискального баланса и пополнению Национального нефтяного фонда, хотя и более медленными темпами, чем первоначально предполагалось.

Кашаган прибавил темп

Объем промышленного производства в первом полугодии 2018 года увеличился на 5,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, главным образом благодаря расширению нефтяного сектора на 6,2% за счет более высокой, чем ожидалось, добычи нефти с месторождения Кашаган.

Торговля постепенно переходит на услуги и на ненефтяное производство. В первом полугодии 2018 года объем производства сельскохозяйственной продукции в годовом исчислении составлял 4%, что несколько выше, чем годом ранее. Рост строительства упал до 3,8% по сравнению с 5,9% в первом полугодии 2017 года.

Домохозяйства ждут проблемы

В 2020—2021 годах замедление как внешнего спроса, так и инвестиций в бизнес благодаря циклическим силам и отмене мер фискального стимулирования снизят общие темпы роста ВВП. Потребление домашних хозяйств, как прогнозируется, будет расти лишь незначительно на фоне восстановления реальных доходов и затухающего кредитования, заметили эксперты Всемирного банка.

Снижение темпов роста производительности, которая значительно упала за последние два десятилетия, является основной причиной возможного замедления роста среднесрочного ВВП. Производительность была устойчивой в начале 2000-х годов, что способствовало приросту на 6 процентных пунктов к ежегодному ВВП.

Экономисты ВБ констатируют, что план правительства по повышению минимальной заработной платы с 2019 года даст толчок потреблению домохозяйств, однако будет непростым для МСБ с точки зрения адаптации, чтобы оставаться конкурентоспособными. Со стороны производства экономическую активность будет поддерживать в основном рост в ненефтяных промышленных отраслях и в секторе услуг; вклад же строительства в экономический рост немного уменьшится из-за снижения в динамике инвестиций.

Отрицательные темпы роста производительности

К началу 2010 года ежегодный рост производительности упал до среднего уровня менее 2%, а в период между 2014 и 2016 годами рост производительности стал отрицательным, снизившись примерно на 2 процентных пункта в год.

«Сохраняющиеся из-за протекции государства неэффективные крупные компании, как квазисектор, так и частные предприятия, а также сильное присутствие старых компаний на рынке указывают на то, что происходит процесс разрушения. При нем менее производительные компании выходят с рынка, не действуют в полной мере, многие важные элементы рыночного преобразования Казахстана были реализованы не в полной мере», — сказал Фрэнсис Ато Браун.

Замедление в основном связано с падением роста производительности внутри всех основных секторов экономики: сельском хозяйстве, промышленности и услугах. Производительность — основной двигатель устойчивого долгосрочного роста Казахстана. Снижение роста производительности за последние десятилетия объясняется несколькими факторами.

Главными из них являются ограничения, налагаемые на развитие частного сектора, что отражается на низких показателях ввода бизнеса. В Казахстане горстка игроков, в основном государственных предприятий, доминирует на ключевых товарных рынках, включая базовые услуги, которые поддерживают частный сектор.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что новые мелкие фирмы более продуктивны, чем старые крупные.

Действовать более решительно

Власти должны действовать более решительно, уделить приоритетное внимание государственным расходам на стимулирующие рост меры, считают эксперты Всемирного банка. Такой подход будет иметь решающее значение в среднесрочной перспективе, особенно учитывая падающий вклад капитальных вложений — всего лишь 13,6% от общих расходов в 2017 году по сравнению со средним показателем в 20% в 2010−15 годах.

Наряду с мерами по повышению эффективности также растет потребность в увеличении доходов от ненефтяных ресурсов для укрепления государственных финансов и удовлетворения бюджетных издержек, связанных с недавними объявлениями президента, по повышению минимальной заработной платы и инициатив, поддерживающих малые и средние предприятия, сельское хозяйство и производство.

Нацфонд расходуется стремительно

Снижение цен на нефть или замедление экономической активности может оказать дополнительное давление на среднесрочную цель правительства по сокращению гарантированных трансфертов из Национального нефтяного фонда.

Этот вызов подчеркивается в недавно утвержденном бюджете 2019−21 годов, который включает увеличение ежегодных трансфертов из Национального фонда дополнительно на 150 млрд и 300 млрд тенге, констатируют в ВБ.

«Первоначальная цель по сокращению трансфертов из Нацфонда до 2 трлн тенге к 2020 году была перенесена на более поздний срок. Прогнозируется, что, несмотря на более высокие цены и производство нефти, дополнительное использование фонда приведет к уменьшению валютных резервов Нацфонда с 35% ВВП в 2018 году до 32% в 2021 году. Между тем государственный долг стабилизируется на уровне около 20% ВВП», — отметил ведущий экономист ВБ по Центральной Азии Хулио Ревийа.

Чрезмерная государственная финансовая поддержка выступает в качестве препятствия для того, чтобы фирмы работали в нормальных рыночных условиях, тем самым делая их менее конкурентоспособными. Кроме того, государственные средства не поступают в наиболее производительные секторы.

Решение — прямые иностранные инвестиции

Улучшение эффективности внутреннего рынка и операционной среды бизнеса является ключевым фактором противодействия негативным побочным эффектам государственного вмешательства и стимулированию частных инвестиций. ПИИ имеют решающее значение для снятия давления на государственные финансы.

«Таким образом, основополагающим станет эффективная реализация недавно принятой Национальной стратегии прямых иностранных инвестиций, которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности Казахстана для инвестиций, не связанных с ресурсами», — отметили аналитики ВБ.

В ближайшие два года несколько факторов могут усилить давление на Казахстан. Например, дальнейшая эскалация геополитической напряженности и усиление торгового протекционизма могут замедлить глобальную экономическую деятельность, снизить спрос на нефть и другие товары. Эти факторы наряду с ужесточением процентных ставок в странах с развитой экономикой могут привести к снижению цен на нефть и, впоследствии, к ухудшению платежного баланса Казахстана и общих темпов экономического роста.