Уровень уверенности среди руководителей коммерческих предприятий, принявших участие в 17-м Ежегодном опросе руководителей крупнейших компаний мира, который проводила PwC, повысился: мнения о том, что в ближайшие 12 месяцев произойдет улучшение ситуации в мировой экономике, придерживаются 44% респондентов, тогда как в прошлом году так считали только 18% респондентов.


Главное опасение у руководителей компаний вызывают действия (или бездействие) государственной власти в тех вопросах, которые бизнес относит к своим наиболее приоритетным задачам. Уровень обеспокоенности респондентов чрезмерным регулированием экономики и мерами по ликвидации бюджетного дефицита и снижению долговой нагрузки достиг небывалой высоты: эти вопросы волнуют 72% и 71% участников нашего опроса соответственно. 


В число стран, в которых руководители компаний особенно обеспокоены проблемами чрезмерного регулирования, входят Франция (88%), Австралия (85%), Индия (82%), Великобритания и Швейцария (по 77%), а также Германия (76%). В США 92% руководителей более всего обеспокоены дефицитом бюджета. Следом за респондентами из США идут аргентинские (90%), бразильские (85%) и французские (84%) руководители компаний, которые также видят главную проблему в дефиците бюджета.


Можно добавить, что число опрошенных, которые утверждают, что их волнует снижение темпов роста стран с развивающейся экономикой, составляет 65% и почти столько же руководителей (71%) обеспокоены замедленным ростом экономики в развитых странах. В число других факторов, вызывающих наибольшую обеспокоенность у руководителей компаний, входят увеличение налогового бремени (70%) и нехватка квалифицированного персонала (63%). 


Основываясь на результатах опроса 1 344 руководителей компаний из 68 стран мира, а также 45 представителей государственных органов и руководителей компаний с государственным участием, Центр по изучению государственного сектора PwC подготовил и опубликовал новый отчет под названием "Государство и руководители крупнейших компаний мира готовы к работе в новых условиях". 

Иен Стюрессон, руководитель глобальной группы PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям, отмечает: 
"Сегодня, когда все в мире мечтают “увидеть финансовый кризис в зеркале заднего вида”, мы попросили руководителей компаний заглянуть в будущее и ответить на вопрос о том, насколько сильно повлияют на их бизнес глубочайшие внешние изменения, например технологические и демографические факторы, и что они делают для того, чтобы их организации смогли работать в новых условиях. В свою очередь при проведении интервью с представителями организаций государственного сектора нас интересовало, как государственные структуры могли бы помочь коммерческим предприятиям подготовиться к решению задач, которые будут стоять перед ними в будущем, и как сами организации государственного сектора могут подготовиться к вызовам завтрашнего дня за счет более широкого использования инновационных, гибких, прозрачных и ориентированных на взаимодействие подходов".

Согласно выводам, сделанным на основе результатов ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, правительствам стран и организациям государственного сектора необходимо принять меры по трем ключевым направлениям:

Подготовка к решению будущих задач благодаря переходу на использование новых (цифровых) технологий. Доступность государственных услуг – это новая реальность. Чтобы покончить наконец с дефицитом бюджета, правительственные учреждения и организации государственного сектора должны построить свою работу с учетом этой новой реальности и добиться этого за счет повышения результативности своей деятельности: можно "сделать больше с меньшими ресурсами" (или "меньше с меньшими ресурсами") и подготовиться к решению будущих задач, сосредоточив усилия на получении тех результатов, которых ждет от них общество.


В этом отношении технологии – их самый большой помощник. В частном секторе технологический прогресс рассматривается как самая значимая глобальная тенденция, которая приведет к кардинальному изменению бизнеса: 81% опрошенных руководителей компаний включили эту тенденцию в тройку основных. Этот процент еще выше среди руководителей компаний с государственным участием: 86% руководителей таких компаний отнесли эту тенденцию к разряду преобразующих.

Иен Стюрессон отмечает:
"Мы считаем, что государственные органы должны начать использование цифровых технологий в качестве инструмента, помогающего им внедрять инновации, менять характер работы с населением, поощрять взаимодействие между гражданами и изучить вопрос о том, как лучше достичь необходимых результатов. Кроме того, государственным органам нужно перенимать положительный опыт компаний частного сектора, ориентированных на применение цифровых технологий, и исследовать возможности разработки новых инновационных моделей ведения деятельности".

Обеспечение экономического роста совместными усилиями.
Для снижения дефицита бюджета органам государственного управления на всех уровнях необходимо обеспечить баланс между мерами по реформированию системы оказания государственных услуг и сокращению затрат, с одной стороны, и созданием условий для привлечения инвестиций в целях обеспечения экономического роста, с другой стороны.
Финансовый кризис наглядно продемонстрировал, к чему приводит игнорирование риска несбалансированности экономики и "обеспечение роста любой ценой", а также выявил потребность в стимулировании такого роста экономики, который был бы устойчивым с финансовой, социальной и экологической точки зрения, т. е. здорового экономического роста.


Скотт Макинтайр, один из руководителей глобальной группы PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям, отметил: 
"После кризиса стало понятно, что для создания основы для экономического роста и конкурентоспособности государственному и частному секторам предстоит еще провести большую совместную работу. Это требуется для того, чтобы правительство занималось решением вопросов, имеющих приоритетное значение для бизнеса. К таким вопросам, по мнению 50% опрошенных руководителей компаний, особенно тех, которые работают на развивающихся рынках, относится развитие инфраструктуры, а также нехватка квалифицированных кадров, что представляет собой проблему для 41% респондентов".


Необходимо, чтобы государство проявляло инициативу и способствовало сотрудничеству между государственными, частными и некоммерческими организациями, а также университетами, которое было бы направлено на создание основы для экономического роста. В этом процессе требуется сконцентрировать внимание на трех ключевых рычагах влияния на ситуацию, а именно на обеспечении экономики квалифицированными кадрами, развитии инфраструктуры и внедрении инноваций. 
· Обеспечение наличия кадров требуемой квалификации в требуемом месте. Приобретение необходимой квалификации является важным исходным условием достижения желаемых результатов для граждан: они хотят получить работу и достойный заработок, но это условие также является одним из главных приоритетов для предприятий.


· Разработка инфраструктурных проектов до этапа, когда уже можно привлекать инвестиции в эти проекты. Цель развития инфраструктуры не будет достигнута, если не будет скоординировано получение определенных результатов в рамках разных проектов в критически важные моменты, если программы не будут грамотно разбиты на этапы, если не будет установлена очередность выполнения задач и не будут учтены все соответствующие требования к управлению проектами, нормативно-правовые требования и потребности в финансировании.


· Создание инновационной экосистемы. Государственным органам необходимо выявить конкурентные преимущества конкретного места, в котором будет реализован проект, и мобилизовать заинтересованные стороны (в том числе бизнес, университеты, некоммерческий сектор и государственный сектор), объединив их вокруг общей идеи – вдохновляющей концепции будущего.


Восстановление доверия в результате участия в общей работе. Хотя опрошенные в этом году руководители крупнейших компаний считают, что уровень доверия заинтересованных сторон к их отрасли повысился, они отмечают единственное серьезное исключение – это государство и органы регулирования. Около трети (31%) руководителей заявили, что в последние пять лет они ощущают снижение доверия к их сектору со стороны государства и органов регулирования (хотя, судя по ответам опрошенных руководителей, на Ближнем и Дальнем Востоке уровень доверия на самом деле даже повысился).


Скотт Макинтайр, один из руководителей глобальной практики PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям, отметил: 
"Мы считаем, что в отношениях между государством и бизнесом еще должны произойти три серьезных сдвига: от мнения, что "общественное – это хорошо, а частное – это плохо", к умению ценить лучшее и в том и в другом; от вынужденного сотрудничества – к взаимовыгодной совместной работе, и, наконец, от недоверия друг к другу – к взаимному признанию ответственности обеими сторонами". Иен Стюрессон делает вывод: "Мы по-прежнему считаем, что все зависит от ответственного отношения к своему делу конкретных руководителей в государственном и частном секторах. Кроме того, руководители организаций государственного сектора могут задать тон, взяв на себя инициативу в организации диалога по двум вопросам, которые, как следует из результатов нашего опроса, больше всего волнуют руководителей крупнейших компаний мира: вопросам налогообложения и регулирования".